События 19 декабря: польские и германские спецслужбы хотели устроить в Белоруссии очередную "цветную революцию"; Отношения с ЕС: вопрос о санкциях можно считать решённым; Новый энергетический конфликт с Москвой?: почему в Белоруссию не поступает российская нефть.

События 19 декабря: польские и германские спецслужбы хотели устроить в Белоруссии очередную "цветную революцию"

Официальное издание Администрации президента Белоруссии "Советская Белоруссия" опубликовало материал под названием "За кулисами одного заговора", основная мысль которого состоит в том, что события вечера 19 декабря стали следствием заранее спланированной операции, разработчиками которой являлись западные спецслужбы. В публикации содержатся фрагменты программных документов оппозиции, протоколы допросов её активистов и собственно авторская интерпретация произошедшего.

Примерно к началу 2009 года аналитики западных спецслужб (в первую очередь Польши и Германии), внимательно отслеживающие политические события в Белоруссии, пришли к солидарному мнению и проинформировали свои правительства о срочной необходимости корректировать имеющиеся подходы по отношению к Минску, пишет "Советская Белоруссия". В частности, было признано, что постоянная конфронтация, лицемерие и нечестность "традиционных" руководителей белорусских политических партий и движений привели их к полной дискредитации в глазах общественного мнения. Система, которую создал бывший руководитель германской внешней разведки (БНД) Вик, создавший в Белоруссии легендированную сеть, которая в официальных документах именовалась "Объединенной оппозицией", распалась вследствие разновекторных интересов ее руководителей.

По словам авторов статьи, это было связано прежде всего с тем, что "единый кандидат" от демократических сил Милинкевич был уличен в откровенном лоббировании польских внешнедипломатических интересов, вольном расходовании выделяемого финансирования и махинациях, связанных с деятельностью своей супруги И. Кулей. В значительной мере дискредитировал себя и многолетний кандидат на лидерство Лебедько, ставший участником целого ряда скандалов, в том числе и финансового характера. Аналитики польских и германских спецслужб отмечали также и такой факт. Интриги и публичные скандалы в БНФ привели к полному падению авторитета этой оппозиционной партии. Фиксировались фактический распад и атомизация крупнейшей оппозиционной партии БСДПГ. Отмечалось, что на парламентских выборах, несмотря на все усилия, предпринимаемые западными политическими и финансовыми центрами, оппозиция не смогла провести в органы власти ни одного депутата.

В своих дискретных сообщениях аналитики отмечали, что дело здесь не в "давлении власти" и не в фальсификации выборов, продолжает издание. Отмечались организационная слабость оппозиции, хищение сумм, выделенных для проведения этой работы, полный разрыв оппозиционных политиков и активистов с электоратом. Аналитики предлагали своим правительствам не ограничиваться "косметикой", а радикально изменить картину. Имелось в виду принятие исчерпывающих мер, прежде всего создание практически новой оппозиционной среды. По замыслу спецслужб и подконтрольных им фондов, работающих под прикрытиями культурологических организаций, планировалась следующая работа. 1) Определить в Белоруссии людей, знакомых с современными политическими технологиями, имеющими практический опыт участия в крупных избирательных кампаниях. 2) Вступить с ними в переговоры, в процессе чего вовлечь в сотрудничество. 3) Предложить этим лицам составить план последовательных действий. 4) Составить общую смету финансирования этой программы.

Далее по соответствующим методикам рекомендовалось провести рекрутинг и обучение активистов, участвовавших в новом проекте, говорится в статье. Руководителей проекта "Говори правду" после тщательной проверки предлагалось проверить через имеющиеся оперативные возможности, в том числе пропустить через "детектор лжи". После получения удовлетворительных результатов руководители должны быть ознакомлены не только со своими непосредственными кураторами, как правило, офицерами разведки, работающими под прикрытием гуманитарных фондов, но и представлены главам крупнейших государств ЕС и США.

После проведения всех подготовительных мероприятий руководители проекта посвящались в цель задуманного, утверждает "Советская Белоруссия". Цель заключалась в следующем. Поскольку попытки "мягкой демократизации" и подобных усилий вследствие слабости и разобщенности оппозиции фактически провалились, то необходимо сосредоточиться на создании новых массовых структур, которые смогут использовать предстоящие президентские выборы как решительную атаку на власть. При этом недвусмысленно указывалось, что не стоит останавливаться ни перед чем. В случае если белорусские избиратели все же предпочтут действующего президента, то необходимо создать обстановку, которая позволит вывести на улицы специально подготовленных и оплаченных боевиков, задача которых будет состоять в том, чтобы захватить одно из правительственных зданий, навязать силовую борьбу органам правопорядка, спровоцировать власть и фактически сорвать выборы. Руководителей проекта "Говори правду" заверили, что в этом случае ряд правительств стран ЕС выступит консолидированно, осудит действия власти, морально и материально поддержит тех, кто пострадает в случае силового выхода на "площадь", и попытаются добиться дискредитации Белоруссии на международной арене.

Издание, помимо прочего, приводит выдержки из "изъятого документа" движения "Говори правду": "Приоритетная задача новой стратегии - способствовать поддержке Россией на ближайших президентских выборах Лидера той политической силы, политическая платформа которой гарантирует - в течение года после выборов - изменение общественного строя и социально-экономической структуры государства - изменение Конституции Республики Беларусь и учреждение парламентско-президентской республики. Выигрышность такого развития событий - очевидна: Перенос центра тяжести "борьбы за страну" на парламентские выборы - обнадеживает всех "значимых" игроков на политическом рынке Белоруссии. Активизируется скрытная поддержка "кандидата" высшими государственными чиновниками, старшими офицерами спецслужб и армии, директорами государственных предприятий. Так как парламентские выборы позволят им в дальнейшем самостоятельно бороться за власть. С "переходной" фигурой - президента-архитектора новой системы все будут иметь дело. И потому - вокруг "переходной" фигуры, на переходный период - смогут объединиться даже "непримиримые". После установления парламентской формы правления в Белоруссии - в стране появится не то что бы "управляемый", но, несомненно, "более предсказуемый" политический лидер. Кроме того, настоящая структура белорусской экономики так или иначе способствует ситуации - "победитель получает все". И только парламентская модель может стать устойчивой, означать "борьбу по правилам", и учитывать интересы всех групп, в которой ни один субъект не сможет диктовать свою волю всем остальным". Именно эти цели были сформированы Александром Федутой в программе Владимира Некляева, пишет издание.

С учетом серьезности ставок под "Говори правду" были выделены солидные финансовые средства, а в основу методов ее реализации, как наглядно показали события 19 декабря, был положен "либеральный" принцип: использование любых средств вплоть до провоцирования массовых беспорядков и кровопролития, утверждает "Советская Белоруссия". Найдено было и новое лицо кампании - Владимир Некляев.

В статье также цитируется "пояснительная записки разработчика гражданской компании "Говори правду" (далее ГК ГП) А. Федуты о проделанной работе по развитию ГК ГП": "В. Некляев - представитель так называемой творческой интеллигенции. Обладает определенной харизмой, длительное время не участвует во внутриполитических процессах. Не ассоциируется у населения с образом радикального оппозиционера, будучи более известным как поэт. Его слабые стороны могут также быть использованы нами. В прошлом фактически алкоголик (болезнь многих художников). По заключению наших экспертов, это создает условия для формирования у него сверхидеи своей избранности, предназначения для исполнения высшей миссии. Мы также имеем на него существенный компромат для дополнительного стимулирования на любой стадии реализации проекта. Полагаем целесообразным использовать предложенную кандидатуру в качестве основной для лица кампании. Ранее предложенного кандидата можно продвигать параллельно как запасной вариант".

Сегодня правоохранительным органам доподлинно известны обстоятельства встречи в одном из кафе Брюсселя, где сотрудники иностранных разведок М., К. и Ш. напутствовали руководителя кампании "Говори правду", пишет "Советская Белоруссия". Это теперь бывший кандидат на пост президента с горечью сожалеет о содеянном: "Меня использовали, как г....н", - а тогда этим напутствием он был очень воодушевлен.

Издание также описывает действия ещё одного кандидата в президенты Белоруссии Андрея Санникова, получившего от разных западных фондов и НГО сотни тысяч долларов на финансирование своей кампании. Это только малая толика тех средств (речь идет о нескольких месяцах), которые с подачи иностранных спецслужб выдавались на нужды Санникова различными фондами и организациями на проведение информационной кампании альтернативных кандидатов, говорится в статье. И это уже никакая не благотворительность, это политические вклады до востребования.

Для создания пресловутой телевизионной картинки, которая занимает особое место в сценариях "цветных революций", используется следующая технология, продолжает "Советская Белоруссия". Эмоционально подогретая, ведомая обученными людьми толпа молодежи берет на приступ влиятельное государственное учреждение, проникает внутрь, громит все и вывешивает победные флаги. В режиме реального времени это транслируется по ТВ, и корреспонденты дают сообщения о том, что "демократия победила" и власть перешла к новому политическому классу. Эту новость тут же подхватывают все коммуникации, в течение часа-двух соответствующие диппредставительства рассматривают события как совершившийся факт и речь идет об официальном признании новых победителей. Принято считать, что назад открутить этот процесс уже невозможно. Так было в Сербии и других странах, где технологии "цветных революций" в итоге оказались в выигрыше.

На Октябрьской площади Минска, следуя заготовленному и одобренному зарубежными экспертами сценарию, Андрей Санников сделал сенсационное объявление: "Режим Лукашенко пал, создано правительство народного спасения, в которое вошли кандидаты в президенты", напоминает издание. Далее Санников призвал собравшихся идти к Дому правительства, где, по его словам, предстоят переговоры с капитулировавшей властью. Оплаченные провокаторы ревом и овациями встретили этот призыв, легковерные люди двинулись за ними на Октябрьскую площадь, к Дому правительства. Естественно, была озвучена грубая ложь, но, по сути, было объявлено о государственном перевороте и многие люди были ввергнуты в абсолютно антизаконную и опасную акцию. Дальнейшее известно. Власть не стала мириться с творящимся беззаконием и навела порядок. На место погрома прибыл ОМОН, в течение нескольких минут площадь была очищена. Большой пшик, т.н. "декабрьская революция" бесславно завершилась, резюмирует "Советская Белоруссия".

"Советская Белоруссия" начала "слив" компромата на оппозицию, пишет издание "Мы". Сразу, как обещал Александр Лукашенко, не получилось. Зато сейчас в материалах уже фигурирует не только изъятая переписка, но и выдержки из допросов. Компромат обещают с продолжением.

Помимо информации о суммах, выделенных оппозиции западными фондами, в публикации "СБ" также представляет читателям ворох грязного белья, продолжает издание. Чего только стоит характеристика Владимира Некляева от Александра Федуты, якобы данная в пояснительной записке для неизвестных партнеров кампании: "В.Некляев - представитель так называемой творческой интеллигенции. Обладает определенной харизмой, длительное время не участвует во внутриполитических процессах. Не ассоциируется у населения с образом радикального оппозиционера, будучи более известным как поэт. Его слабые стороны могут также быть использованы нами. В прошлом фактически алкоголик (болезнь многих художников). По заключению наших экспертов, это создает условия для формирования у него сверхидеи своей избранности, предназначения для исполнения высшей миссии. Мы также имеем на него существенный компромат для дополнительного стимулирования на любой стадии реализации проекта".

Что касается денег, то в материале фигурируют крупные суммы, отмечает "Мы". От десятков тысяч до миллионнов долларов-евро. И то, как заявляет "СБ", это всего лишь малая толика от того, что было получено (и разворовано) оппозицией и ее западными партнерами.

Самые болезненные для оппозиции сведения приводятся из оперативных сводок и протоколов, то есть частично они получены уже после 19 декабря, продолжает издание. Поэтому и объясняется задержка с публикацией, ведь Александр Лукашенко обещал запустить компромат в печать в ближайшие дни после выборов. КГБ недаром не останавливает маховик репрессий и проводит по несколько обысков одних и тех же квартир. Рыть, рыть и рыть. Двойной удар - население ужаснется от развращенности оппозиции западными финансами, в самой оппозиции после некоторых откровений фигурантов и обнародования закрытых документов о консолидации говорить будет сложно, резюмирует "Мы".

Среди разоблачающих оппозиционных кандидатов в президенты на выборах 19 декабря 2010 года утверждений в статье, опубликованной 14 января в газете "Советская Белоруссия", представлен и список "правительства народного спасения", пишут "Белорусские новости". Якобы оно должны было прийти ко власти после капитуляции Александра Лукашенко. Издание поинтересовалось у упомянутых там политиков и общественных деятелей, готовились ли они сменить нынешних белорусских министров.

Экс-председатель Национального банка Белоруссии, глава ОГП Станислав Богданкевич, которого, согласно опубликованному списку, прочили на должность министра финансов, заявил, что понятия не имеет, о чем речь: "Никто меня никуда не выдвигал, никто со мной ничего не согласовывал, не знаю, что это такое. Думаю, это выдумки власти", - цитирует Богданкевича издание. Впрочем, если бы руководство страны и предложило всерьез ему такую должность, Богданкевич бы не согласился: "Не вижу себя на месте министра финансов, да и на посту председателя Нацбанка тоже. Больше в нынешней структуре правительства мне бы подошла должность министра экономики или премьер-министра - там я бы мог комплексно что-то предлагать и организовывать коллектив единомышленников".

Главный редактор "Белорусской деловой газеты" Петр Марцев и вовсе расценил информацию о том, что кто-то его вписал в министры информации, как шутку, продолжают "Белорусские новости". "Я не в курсе этого. Но прежде, чем рассуждать на тему должности в министерстве, нужно напомнить, кто сейчас находится у власти", - заметил он.

По словам авторов статьи, некий свет на опубликованный список пролил правозащитник Олег Волчек, который там фигурирует в числе претендентов на пост главы МВД: "Полгода назад при собрании политиков и аналитиков оргкомитет по созданию партии "Белорусская христианская демократия" проводил презентацию "альтернативного правительства", тогда Рымашевский представил список людей, достойных занять руководящие должности. Эта идея и этот список никогда не прятались под столом, тогда об этом писали все СМИ. Это не какая-то подпольная организация, которая готовила свержение действующего правительства и установление своего".

Действительно, 17 июня в Минске на конференции, посвященной формированию "теневого правительства", составителем которого выступил оргкомитет по созданию БХД, в состав альтернативного правительства Белоруссии было предложено включить 77 человек, говорится в публикации. Как отметил тогда на конференции сопредседатель БХД Павел Северинец, в обществе до сих пор нет представления о том, какой должна быть демократическая Белоруссия. Эту проблему, отметил политик, и должно решить альтернативное правительство.

"Скорее всего, это действительно тот самый список, который мы представляли еще летом. Но если его отнесли к компромату, это полный бред, идея на уровне детского интеллекта, - заявил "Белорусским новостям" кандидат в президенты на выборах-2010, сопредседатель оргкомитета по созданию партии БХД Виталий Рымашевский. - Все знали, что это была открытая презентация, все было открыто и конкретно озвучено со всеми пояснениями и целями - созданием альтернативных программ. И со многими из них мы официально обращались к властям, еще до 19 декабря. Потому связывать наше альтернативное правительство с событиями 19 декабря - просто бессмыслица!".

Как сказал Волчек, ни тогда, ни сейчас он не против вернуться на службу в госорганы. "Опыт и знания соответствующие есть, потому согласился бы работать в правительстве", - цитирует правозащитника издание.

"Краем уха я слышал про составление БХД такого списка, но лично мне никто ничего не предлагал и ничего не спрашивал, - заявил "Белорусским новостям" заместитель председателя Свободного профсоюза металлистов, председатель оргкомитета по созданию Партии трудящихся Александр Бухвостов, значащийся в списке претендентов на пост министра промышленности. - Честно говоря, всерьез я это не воспринял". "Однако вопрос формирования оппозиционного правительства или кабинета должен стоять в повестке дня, если есть какие-то альтернативные политике Лукашенко программы, которые можно предложить народу", - полагает Бухвостов.

"Тот это список или нет, но оргкомитет БХД и летом мне поста не предлагал, - цитирует издание правозащитника Сергея Альфера, которому список прочит место министра юстиции. - Это субъективное мнение составителей списка по поводу того, кого они хотели бы видеть на руководящих должностях. Мне, конечно, льстит это. Но я не давал своего согласия на включение ни в один список, - ни тогда, ни сейчас". А если бы предложили, говорит Альфер, то, "может, и согласился бы занять должность в Минюсте, в том числе и при действующей власти. Почему бы и нет? Уровень квалификации позволяет".

Кандидат в президенты на выборых-2010 Григорий Костусев, который, согласно опубликованному списку, претендует на должность министра транспорта и коммуникаций, говорит, что уже сбился со счету - столько раз его включали в те или иные списки, продолжают "Белорусские новости". "В одном списке я был министром сельского хозяйства, в другом - министром коммунального хозяйства, в третьем - депутатом Палаты представителей, - вспоминает он. - В списке БХД "был" министром транспорта и коммуникаций. Но самое интересное - сколько было этих списков, ни разу меня не спросили, кем же я хочу быть!".

Правда, политик пока и сам не решил, на каком посту ему будет лучше работаться: "Такие вещи решаются не за одну минуту, потому, даже если бы предложили реальную министерскую должность, я бы еще подумал. В одном уверен: когда я шел на выборы, хотел быть президентом", резюмирует издание.

У Белоруссии никогда не было достойного имиджа за рубежом: то страна бульбашей, то сборочный цех, то последняя диктатура Европы называют ее, пишет "Завтра твоей страны". Как повлияли события 19 декабря на то, как выглядит теперь страна в глазах мирового сообщества?

"Завтра твоей страны" цитирует слова эксперта института Государственных идеологий INSTID (Великобритания) Натальи Лещенко: если раньше фраза о том, что Белоруссия является последней диктатурой Европы, была готовым штампом, которым журналисты пользовались в отсутствие иной информации или знаний о стране, то после 19 декабря журналисты имеют факты. "Западная пресса пишет о конкретных фактах - закрытии офиса ОБСЕ, арестах 19 декабря и о реакции Евросоюза и США", - отмечает эксперт. - "В итоге получается, что негативный имидж страны не столько ухудшился, сколько подтвердился".

Хрупкий диалог с Евросоюзом под вопросом, отмечает издание. А это влияет на привлекательность страны в глазах инвесторов. "Белоруссия хороша своим географическим положением, тем, что здесь низкие расходы на производство и высокий уровень обученности рабочей силы",- "Завтра твоей страны" приводит мнение члена попечительского совета Фонда имени Роберта Боша Вольфганга Кура.

Однако наряду с такими параметрами, как развитие экономики, наличие конкуренции на рынке, возможность привлекать квалифицированные кадры, инвесторы оценивают и политические рамочные условия, продолжает "Завтра твоей страны". Как считает руководитель проектов российского фонда "Институт экономики города" Денис Визгалов, имидж страны сильно зависит от политики государства: сделало что-то удачно руководство государства, и имидж страны пошел вверх, допустило ошибку -имидж становится негативным.

Генеральный директор Центра стратегического развития член правления ОО "Гильдия маркетологов" Анатолий Акантинов соглашается с российским коллегой: в плане имиджа маленькая ошибка может перечеркнуть большие достижения, говорится в статье. В то же время белорусский маркетолог далек от мысли, что политика определяет в вопросах имиджа все. "Понятно, что политика влияет на происходящее в стране и ее имидж, однако это влияние, скорее, связано с макроэкономическими вопросами, чем с имиджем. Моя точка зрения по поводу имиджа Белоруссии осталась прежней: на микроуровне он достаточно устойчив и благодарен, -- отмечает Анатолий Акантинов.

"Неужели после 19 декабря изменился имидж "Милавицы" или "Санта Бремора"? Я в этом сомневаюсь. Имидж Минска, Могилева изменился? Думаю, что если даже это и случилось, изменения незначительны", - заявил эксперт в интервью "Завтра твоей страны". - В целом в связи с имиджем я говорил бы о небольших объектах, которые представляют Белоруссию - о Беловежской пуще, Браславских озерах. Или об имиджевых событиях, которые являются традиционными и важными для Белоруссии - "Славянский базар", например.

Сейчас в интересах правительства не обессиливать оппонентов, а привлечь их на свою сторону, пишет издание. Международные эксперты настаивают: имидж - это дело не только властей, но и каждого конкретного гражданина. Вот почему, по мнению Натальи Лещенко, самая главная задача на повестке дня для белорусских властей - создать современную белорусскую национальную идентичность. "Это значит - наполнить эмоциональным, ценностным содержанием уже состоявшийся белорусский суверенитет. А создать национальную общность, исключая из нее людей по признаку политической позиции, невозможно. Вот почему в нынешней ситуации интересах правительства - не обессиливать оппонентов, а привлечь их на свою сторону, найти некое общее базовое согласие",- считает эксперт.

С точки зрения Европы и США, улучшить имидж Белоруссии можно, если преодолеть нынешний кризис в отношениях, а в дальнейшем систематически представлять информацию о стране, говорится в статье. Нужна как общая, текущая и статистическая информация, так и целенаправленная политика по созданию конкретных ассоциаций и впечатлений о Белоруссии. Эти ассоциации и впечатления должны отражать реальные характеристики и ценности белорусского народа, резюмирует "Завтра твоей страны".

Отношения с ЕС: вопрос о санкциях можно считать решённым

31 января на плановой встрече министров иностранных дел стран Евросоюза должно быть принято политическое решение о санкциях в отношении официального Минска, пишут "Белорусские новости". Список белорусских чиновников, в отношении которых ЕС намерен применить санкции, может быть расширен как минимум до 100 человек. Механизм подготовки такого решения уже запущен.

Прошедшая 12 января в Европарламенте дискуссия по белорусскому вопросу, в которой приняли участие представители комитета по иностранным делам и подкомитета по правам человека, делегации Европарламента по связям с "Евронестом" (межпарламентская ассамблея государств-участников программы "Восточное партнёрство") и Белоруссией, а также большая группа активистов белорусской оппозиции, подтвердила понимание европейскими политиками всей сложности сложившейся в Белоруссии ситуации и необходимости адекватного ответа ЕС на действия белорусских властей, пишут "Белорусские новости". Можно сказать, что возобновление и, не исключено, ужесточение санкций в отношении официального Минска для Евросоюза сегодня - это не только реакция на попрание белорусскими властями основополагающих для Европы демократических принципов и ценностей. События 19 декабря в Минске стали для Евросоюза звонкой оплеухой, после которой в головах европейских чиновников, наконец, рассеялся туман, в котором они сами последние два года старательно прятали все режущие глаз недостатки белорусского режима, надеясь на его эволюционное трансформирование во что-то более приемлемое, чем диктатура.

Однако политика мягкого втягивания, которой придерживался Евросоюз, оказалась эффективным инструментом лишь в руках белорусских властей, использовавших его для собственных сценариев, построенных на противоречиях между геополитическими центрами, продолжает издание. Сегодня у ЕС нет иного выхода, кроме кардинального пересмотра своей политики относительно Белоруссии, максимального сужения окна возможных вариантов, чтобы не дать официальному Минску найти слабое место и надавить на него. "Белоруссия станет испытанием для внешней политики ЕС", - заявил в Европарламенте депутат от Польши Яцек Сариуш-Вольски, явно имея в виду имевшие место ранее непоследовательность и непринципиальность европейских позиций по белорусскому вопросу, шарахания от санкций к диалогу на высоком уровне, восприятие желаемого за действительность.

Можно даже предположить, что Европа на какое-то непродолжительное время сумела прочувствовать ту ментальную усталость от политической системы в Белоруссии, которую полтора десятилетия испытывает белорусское общество, проникнуться ей и во всей полноте осознать, что нынешняя белорусская власть - это не представитель и выразитель интересов белорусского народа, а некое инородное и автономное образование, с интересами народа не имеющее ничего общего, пишет издание.

У Евросоюза, как и у белорусского общества, есть желание понять причины, побудившие власти к жестким действиям против тех, кто не вписался в официальные 80%, и к дальнейшим репрессиям в отношении гражданского общества. В ЕС даже звучат призывы к проведению международного расследования событий 19 декабря, продолжают "Белорусские новости". Но очевидно, что дожидаться каких-либо детализированных выводов Европа не станет.

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон приняла министра иностранных дел Белоруссии Сергея Мартынова, уже который день безрезультатно мотающегося по европейским столицам с "рабочими визитами", говорится в статье. Судя по всему, заинтересовать верховного представителя ЕС какими-либо компромиссными вариантами белорусскому дипломату не удалось. Во время встречи с Мартыновым Эштон лишь еще раз подтвердила необходимость "немедленного освобождения задержанных по политическим мотивам" и "немедленного прекращения преследования оппозиции, представителей демократических сил и гражданского общества".

Уже имея опыт "торговых отношений" с официальным Минском по поводу политзаключенных, Европейский союз, наверняка, постарается не дать втянуть себя в новый торг, отмечается в публикации. Именно поэтому официальному Минску устами Эштон фактически вынесен ультиматум. Речь идет "о считанных днях и часах".

Политическое руководство Евросоюза часто упрекают за его многоликость и широкий разброс мнений, из-за чего выработка принципиальных решений, в том числе и по белорусскому вопросу, затягивается порой неимоверно, продолжают "Белорусские новости". Но нынче, под впечатлением событий в Белоруссии и катастрофически выпадающего из всех мыслимых рамок поведения белорусских властей, желание еврочиновников проголосовать "за" (санкции, другие меры воздействия, помощь демократическому сообществу Белоруссии) как никогда единодушно.

Даже большой друг официального Минска Сильвио Берлускони сдался, отмечает издание. Еще буквально вчера Италия высказывалась против возобновления санкций в отношении Лукашенко и других белорусских чиновников, а уже сегодня премьер-министр Италии согласился не блокировать решение о санкциях.

Если оно будет принято, вероятность чего весьма велика, отношения Белоруссии и Европы, Запада в целом на политическом уровне вновь могут быть заморожены, говорится в статье. Евросоюз возобновит и расширит программы помощи демократическим институтам и независимым СМИ Белоруссии. То есть по формальным признакам каждая из сторон вернется на исходную позицию. И такой вариант может показаться для официального Минска не самым худшим. Ведь белорусские власти, в принципе, неплохо себя чувствовали и без политических коммуникаций с Европой.

Однако нынешняя ситуации от, допустим, даже трехлетней давности отличается существенно продолжает издание. У официального Минска уже нет той безоговорочной политической и экономической поддержки со стороны Кремля, как еще недавно. А полное отторжение белорусского режима, к которому сегодня как никогда близок Евросоюз, и вовсе лишит официальный Минск любимого занятия - возможности играть на интересах Запада и России. Ведь с тем, кто постоянно мухлюет, рано или поздно играть отказываются все, резюмируют "Белорусские новости".

После трех недель, ознаменовавшихся лишь заявлениями отдельных политиков, Евросоюз начал осуществлять более скоординированные усилия в попытках оказать воздействие на Минск, пишет "Наше мнение". Упомянутые события стали этапами подготовки к официальным мероприятиям, на которых и будут приниматься конкретные решения. В частности, на следующей неделе должно пройти пленарное заседание Европарламента, на котором предполагается принятие очередной резолюции по Белоруссии. А на 31 января намечено проведение Совета министров иностранных дел ЕС, где будет предметно обсуждаться введение тех или иных санкций в отношении белорусского режима. Скорее всего, именно последнюю дату и имела в виду баронесса Эштон, которая на встрече с оппозицией заявила о намерении встретиться с Мартыновым "только для того, чтобы, глядя ему в глаза, предупредить, что у белорусских властей остались считанные дни и часы, чтобы выпустить всех арестованных и попытаться наладить отношения с ЕС".

В случае отказа, какие меры реально могут быть предприняты, и насколько они окажутся эффективными? - задаётся вопросом издание. Как известно, белорусская оппозиция призывает Евросоюз резко сократить контакты с властями при одновременном расширении поддержки гражданского общества. Практически не вызывает сомнений, что такой подход найдет поддержку у Европарламента в виде жесткой резолюции, включающей в себя ряд соответствующих инициатив. Можно, например, быть уверенным, что в их числе будет требование снять мораторий на визовые ограничения для группы высокопоставленных белорусских чиновников, а также существенно расширить этот список за счет официальных лиц, ответственных за нарушения в ходе выборов и за репрессии после них.

Уже были озвучены предложения приостановить участие Белоруссиии в программе "Восточное партнерство", продолжает "Наше мнение". Наконец, наиболее радикальные призывы сводятся к введению экономических санкций. Неясно, однако, какие из них найдут поддержку в исполнительных структурах ЕС. Напомним, что в случае принятия резолюции это будет уже тридцатый (!) документ такого рода. Многие из предшествующих тоже не отличались мягкостью, однако значительного эффекта до сих пор не замечено.

Судя по всему, можно считать решенным вопрос о визовых санкциях, так как на заседании комитета еврокомиссар по вопросам расширения ЕС Штефан Фюле именно в этом плане конкретизировал приведенное выше высказывание Эштон о "днях и часах", говорится в статье. Причем, похоже, вопреки надеждам официального Минска, Италия не будет блокировать это решение. Напротив, облегчение упрощение визового режима для белорусских граждан Фюле назвал "главным приоритетом" ЕС. С другой стороны, он высказался за продолжение участия Белоруссии в "Восточном партнерстве". В связи с этим вряд ли можно настраиваться на введение экономических санкций.

Поскольку визит Мартынова в Брюссель состоялся по просьбе белорусской стороны, то ясно, что возвращение визового запрета для белорусского руководства крайне нежелательно, пишет издание. Однако, как показала практика, к кардинальному изменению ситуации оно не приведет. Поэтому настроенная наиболее радикально часть оппозиции наверняка воспримет подобные меры крайне негативно.

С моральной точки зрения такие эмоции вполне понятны, отмечается в публикации. Но не свидетельствуют ли они в том числе и о стремлении переложить на кого-то другого основную нагрузку по решению наших внутренних проблем? Если это так, то главной задачей по-прежнему остается формирование массового демократического общественного сознания. А в этом случае лучшей "санкцией" стала бы максимально широкая поддержка гражданского общества Белоруссии и независимых СМИ, резюмирует "Наше мнение".

Белорусские власти очень сдержанно реагируют на любые заявления со стороны Евросоюза о событиях 19 декабря 2010 года в Минске, используя любую возможность для перевода таких заявлений из негатива в позитив, и одновременно прилагают неимоверные усилия для популяризации своей версии силового разгона митинга протеста на площади Независимости в надежде, что в конце концов прагматизм, логика и здравомыслие одержат верх над негативными эмоциями, пишет Агентство финансовых новостей.

"Этот документ подтверждает необходимость дальнейшего взаимодействия с нашими партнерами (в Европе) для формирования осведомленной точки зрения на события, произошедшие в Минске", - цитирует АФН пресс-секретаря МИД РБ Андрея Савиных, прокомментировавшего заявление Комитета министров Совета Европы по Белоруссии. "Мы также хотели бы подчеркнуть, что действия белорусской стороны полностью определяются требованиями закона и правовыми нормами, которые соответствуют общепринятой мировой практике",- подчеркнул он.

Что такое "осведомленная точка зрения на события", 12 декабря очень подробно в Брюсселе изложил министр иностранных дел Сергей Мартынов: беспорядки 19 декабря были инициированы толпой; кандидат в президенты Владимир Некляев пострадал в потасовке, а не был избит людьми в масках; Лукашенко не имеет полномочий на освобождение задержанных перед принятием 31 января 2011 года министрами МИД ЕС решения по санкциям против Белоруссии, продолжает АФН. "Хотите, верьте, хотите - нет, но это так: Лукашенко не делает подобных звонков правоохранительным органам", - заявил Мартынов. Отвечая на вопрос, если у него доказательства того, что избиения вышедших на митинг граждан юридически законны и адекватны, как утверждает Белоруссия, он ответил, что ЕС придется поверить на слово. "Я не эксперт и не следователь. Я не вожу с собой доказательства", - заявил белорусский министр.

Понимая, что Европа уже фактически приняла решение о возобновлении и усилении санкций, Мартынов смиренно просил: "Мы надеемся, что решение ЕС не будет безвозвратным или необратимым, не загонит ситуацию в тупик", говорится в статье. "После событий ночи 19 декабря последствия безусловно неизбежны. Но это не те последствия, к которым стремилась власть", - оправдывался министр. И призывал Европу к логике и здравомыслию.

"Власти провели огромную и тяжелую работу для поиска возможности сближения с ЕС...и сближение, достигнутое накануне выборов, обошлось нам очень дорого - почему власти просто должны от всего отказаться? В этом не было необходимости. Это было просто глупо со стороны властей, а мы не столь глупы, извините",- цитирует АФН слова Мартынова, сказанные им после встречи с министром иностранных дел ЕС Кэтрин Эштон.

По сути, Мартынов попытался использовать в качестве аргумента вопрос, ответ на который искали многие не только в Белоруссии, но и в других странах мира в последующую после разгона митинга неделю "Зачем власть устроила побоище на площади, когда до признания Европой четвертого срока Лукашенко оставались считанные часы?", продолжает издание. Вот только время для подобных аргументов уже прошло.

По мнению АФН, несмотря на то, что уже 20 декабря Лукашенко на пресс-конференции озвучил версию событий на площади, которой по сей день вынуждены придерживаться Мартынов, Макей и многие другие посланники Белоруссии, обивающие пороги и работающие "правильными политинформаторами" почти во всех без исключения европейских столицах, у властей в течение недели после ночи 19 декабря еще был некий шанс призвать, по крайней мере, зарубежных партнеров к необходимости оценки событий с точки зрения логики и здравомыслия. Именно тогда пришлись бы ко времени сделанные 12-13 января заявления Мартынова "Мы, что идиоты?" на фоне массового освобождения задержанных на площади граждан.

Но с того момента прошло уже почти 4 недели, в течение которых каждый день работал и продолжает работать по сей день конвейер репрессий - обыски, аресты, задержания, беседы, давление не прекращались ни в праздники, ни в выходные под аккомпанемент топорного, а порой попросту идиотского агитпропа, пишет издание. При этом, за прошедшие 4 недели власть ни на йоту не отступила от версии Лукашенко, обвиняя оппозиционных кандидатов в президенты и их соратников, по сути, в попытке организации государственного переворота. А потому сложно понять, на что рассчитывал Мартынов, прекрасно зная, что Европа в той или иной степени была соавтором сценариев большинства задержанных кандидатов, финал которых (сценариев) предусматривал не свержение власти, а легитимизацию 4-го срока Лукашенко.

Удивительно, что Мартынова еще не побили в Брюсселе, говорится в статье. Ибо сегодня такие призывы к разуму уже воспринимаются как явные издевательства со стороны белорусских властей. Может мы и не глупы, но они не идиоты, подводит итог Агентство финансовых новостей.

Новый энергетический конфликт с Москвой?: почему в Белоруссию не поступает российская нефть

Когда в Белоруссию начнет поступать беспошлинная российская нефть? - задаётся вопросом "Советская Белоруссия". С начала года и до сих пор этот вопрос остается открытым. Хотя, казалось, однозначный ответ на него был дан еще 9 декабря. Тогда, после встречи Александра Лукашенко с Дмитрием Медведевым, был подписан пакет документов о формировании Единого экономического пространства трех стран - Белоруссии, России и Казахстана. Одна из ключевых договоренностей как раз касалась углеводородного сырья.

Было решено, что нефтяные поставки в Белоруссию облагаться пошлиной не будут, продолжает издание. Что в условиях Таможенного союза и тем более ЕЭП вполне логично. Договорились и о том, что в случае продажи в третьи страны нефтепродуктов, произведенных из российского сырья, вся пошлина будет поступать в российский бюджет. Тем самым был развязан гордиев узел, спутывавший руки и нашим переработчикам, и российским добывающим компаниям. Существовавшая ранее пошлина сводила на нет коммерческую привлекательность переработки нефти в Белоруссии. В итоге и заводы, и поставщики теряли прибыль. Но все, казалось, встало на свои места. Предприятия обретают наконец возможность зарабатывать, не остается внакладе и российский бюджет, получая таможенные платежи от реализации более дорогого конечного продукта. Разделение доходов прошло вроде как по справедливости. Однако во вновь открывшихся возможностях, похоже, стали расти и аппетиты поставщиков.

Белорусско-российские переговоры о формуле цены на нефть начались под занавес прошлого года и продолжаются до сих пор, пишет "Советская Белоруссия". С 1 января новое российское сырье на наши НПЗ не поступает. Они работают на нефти, которая приходит еще по декабрьским контрактам и переходящих остатках. Загрузка пока полная. Однако этот ресурс, понятно, небесконечный. Эксперты предполагают, что его может хватить не более чем до конца месяца. Поэтому скорость дискуссии весьма важна. Но в чем камень преткновения?

Некоторые из крупнейших поставщиков нефти поделились с информагентствами информацией о том, что хотели бы повысить цену на 45 долларов на каждую тонну сырья, говорится в статье. Мотивация желания довольно своеобразная: "чтобы обеспечить равную доходность поставок по всем направлениям". "Это переговорная позиция одной из сторон", - обратил внимание председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Евгений Артюшенко.

Однако очевидно, что дополнительный "бонус" к цене сырья вряд ли может устроить белорусскую сторону, продолжает "Советская Белоруссия". Ведь речь и без того ведется о его поставках по реальным рыночным котировкам. Накрутка сверху, если называть вещи своими именами, это не что иное, как желание поделить прибыль от переработки. Но нефтяные доходы, как сказано выше, мы и так уже один раз поделили. К обоюдному удовлетворению. Теперь, получается, речь идет о том, чтобы еще раз разделить половину, принадлежащую нашим заводам?

Белорусская сторона настаивает на буквальном выполнении норм, заложенных в нефтяных соглашениях, заключенных в контексте создания ЕЭП, пишет издание. Документы не только подписаны, но и ратифицированы Национальным собранием. Официальная Москва пока остается над схваткой. "Поставки нефти в Белоруссию осуществляет не государство, а коммерческие организации. Правительство России, естественно, не может влиять на коммерческие переговоры", - заявил на днях пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Но при этом уточнил, что если переговоры зайдут в тупик, то "это, безусловно, станет темой для двусторонних переговоров".

Но, возможно, до дискуссии на высоком уровне дело и не дойдет, говорится в статье. Такой вариант был бы более желательным для обеих сторон. Пресс-секретарь концерна "Белнефтехим" Марина Костюченко заверила, что "переговоры с субъектами хозяйствования России о поставках нефти находятся в завершающей стадии". Она предположила, что все необходимые документы будут подписаны в ближайшие дни, резюмирует "Советская Белоруссия".

Оказалось, что "черное золото" из России поставляется в Белоруссию не только по трубам, но и по договорам. А их-то пока и нету, пишут "Белорусские новости".

Издание цитирует пресс-секретаря концерна "Белнефтехим" Марину Костюченко, по словам которой, переговоры между белорусскими НПЗ и российскими поставщиками затянулись. Стороны никак не сойдутся в цене.

В конце прошлого года Белоруссия ратифицировала соглашения, формирующие правовую базу Единого экономического пространства, напоминают "Белорусские новости". Взамен Минск рассчитывает получать беспошлинную российскую нефть, но при этом он должен перечислять РФ все пошлины от экспорта нефтепродуктов из российского сырья. Уже согласован объем импорта в Белоруссию в 2011 году 21,7 миллиона тонн нефти, в том числе 18 млн тонн - трубопроводным транспортом. По расчетам Москвы, Белоруссия выиграет от этого около 4 млрд долларов в год.

Однако в связи с тем, что переговоры о поставках российской нефти в Белоруссию до сих пор не завершены, с 1 января фактически белорусские НПЗ не получают российское сырье, отмечает издание. С белорусской стороны в переговорах участвуют представители концерна "Белнефтехим", Мозырского и Новополоцкого нефтеперерабатывающих заводов.

Главный спорный пункт новых договоров - о формуле цены на беспошлинную нефть, продолжают "Белорусские новости". По информации белорусского эксперта Татьяны Маненок, российские компании, которые продают нефть белорусским предприятиям ("Сургутнефтегаз", "Роснефть"), но не занимаются давальческой переработкой в Белоруссии, посчитали экономически обоснованным добавить к цене, которая определяется исходя из рыночных котировок, еще 45 долларов за тонну. Это, по их оценкам, позволяет выйти на равнодоходность поставок нефти и нефтепродуктов на экспорт. Маненок подчеркивает, что "новые условия по сути означают субсидирование белорусской нефтепереработки... Это не вписывается в логику поведения России. Думаю, что российская сторона будет искать механизмы и варианты, чтобы не субсидировать нашу нефтепереработку".

По неофициальным данным, позицию российских нефтяников поддерживает вице-премьер РФ Игорь Сечин, отмечает издание.

"Белорусские новости" напоминают, что 11 января спотовая цена российской нефти Urals составляла около 696 долларов за тонну в порту Роттердам. Цена, "очищенная" от экспортной пошлины и "небелорусской" части транспортных расходов, - около 360 долларов, отмечает аналитик "Банка Москвы" Денис Борисов. С 1 февраля Белоруссия поднимет на 12,5% тариф на транспорт нефти по своей территории - "в связи с изменением экономических условий". Чтобы компенсировать рост расходов, российские компании якобы решили повысить цену нефти для Белоруссии на 45 долларов за тонну.

В первом квартале 2011 года наибольший объем поставок нефти в Белоруссию были запланированы у "Лукойла" (1 млн. т), "Сургутнефтегаза" (1 млн. т) и "Роснефти" (0,9 млн. т), говорится в статье. В концерне "Белнефтехим" информацию о требовании российских компаний заложить в формулу цены дополнительные 45 долларов не подтверждают и не опровергают. В то же время там заявляют, что запасов нефти на белорусских НПЗ хватит до конца января, резюмируют "Белорусские новости".

Казалось, Минск сделал все возможное, чтобы с 1 января 2011 г получать российскую нефть и нефтепродукты без таможенных пошлин, пишет "Наше мнение". Неимоверными усилиями именно белорусских правительственных экспертов документы по созданию Единого экономического пространства Таможенного союза были подписаны на год раньше запланированного срока (правда, и Кремль на финальном этапе сыграл в поддавки - из экономических соглашений были изъяты все мало-мальски принципиальные вопросы, способные вызвать споры, а значит, и оттянуть подписание соглашений на неопределенный срок), а официальный Минск, как и обещал, даже успел на финише 2010 г ратифицировать пакет соглашений по ЕЭП - обязательное условие для отмены российских нефтяных пошлин. Все складывалось в пользу Минска. Даже принятое за считанные дни до нового года решение российского правительства в отношении экспортных пошлин на нефтепродукты.

Основную маржу нефтяники получают сейчас на нефтепереработке - из-за того, что пошлины на нефтепродукты в России примерно в 2 раза ниже, чем пошлины на нефть, продолжает издание. Чтобы не субсидировать белорусскую нефтепереработку, правительство РФ очень хотело максимально сблизить пошлины на нефть и нефтепродукты - повысить пошлину на нефтепродукты до 90% от нефтяной. Российский Минфин даже посчитал, что бюджет РФ заработает на этом $14-15 млрд.

Но российская экономика оказалась не готова к коренным изменениям правил регулирования нефтяного рынка, говорится в статье. После межведомственных дискуссий правительство РФ 27 декабря 2010 г утвердило довольно щадящий механизм сближения пошлин. В 2011 г экспортная пошлина на светлые нефтепродукты будет составлять 67% (коэффициент 0,67) от пошлины на нефть, на темные - 46,7%, в 2012 г, соответственно, 64% и 52,9%, а с 2013 г произойдет выравнивание пошлин на светлые и темные нефтепродукты - будет применяться единый коэффициент 0,6.

Это обстоятельство, позволяющее и далее получать маржу на разнице в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродуктах, а также тот факт, что технический уровень белорусских НПЗ выше российских, дало основание экс-вице-премьеру Белоруссии Андрею Кобякову заявить, что условия по экспорту нефти и нефтепродуктов у Белоруссии в 2011 г будут лучше, чем в 2010 году и "даже немного лучше, чем были в 2009 году", продолжает "Наше мнение". Белоруссия прогнозировала, что новые условия импорта российской нефти позволят увеличить поступления в бюджет от нефтепереработки в этом году до $2 млрд (по итогам 2010 г поступления в бюджет от нефтепереработки ожидаются на уровне $1,3 млрд). А сальдо внешнеторгового баланса по нефти и нефтепродуктам в 2011 г будет положительным и составит $750 млн (в 2010 г - минус $1,5 млрд). Однако уже очевидно, что этот позитивный для Минска сценарий дал сбой. В 2011 г белорусские НПЗ вступили, не имея контрактов с российскими нефтяниками.

Оказалось, что дьявол кроется в деталях, пишет издание. Мало было подписать очень выгодное для Белоруссии соглашение об отмене нефтяных пошлин на нефть и нефтепродукты. Требовалось еще договориться по выгодной цене. При изменении условий поставок нефтяники всегда подписывают соглашение, определяющее формулу цены поставок нефти. Схематично она выглядит следующим образом. Цена нефти определяется исходя из мировых котировок на границе с Польшей (Адамова Застава) минус российская таможенная пошлина на нефть, минус транспортные расходы на транспортировку нефти по территории Белоруссия и плюс премия российским нефтяным компаниям (до 2011 г она составляла около $10 за тонну).

Российские компании, которые только продают нефть белорусским предприятиям ("Сургутнефтегаз", "Роснефть"), но не занимаются давальческой переработкой в Белоруссии, посчитали экономически обоснованным добавить к цене еще $45 за тонну, что, по их оценкам, позволяет им выйти на равнодоходность поставок нефти на экспорт как из Белоруссии, так из России, продолжает "Наше мнение". Вслед за продавцами нефти аналогичных условий потребовали российские компании, работавшие в Белоруссии на давальческих условиях.

Однако они пока не смогли договориться с белорусской стороной о коммерчески выгодных условиях переработки нефти в Белоруссии. Минск узнал о проблемах с заключением нефтяных контрактов, судя по всему, уже после ратификации пакета соглашений по ЕЭП - в самый канун нового года, говорится в статье. "Время сейчас непростое. Если кто-то думает, что когда нам улыбаются наши зарубежные партнеры, то все хорошо, я думаю, не стоит обольщаться, потому что зачастую они прячут за спиной кулак. Сегодня буквально зубами приходится вырывать каждый баррель нефти, каждый кубометр газа, зубами драться за каждый квадратный метр рынка для продажи нашей продукции", - заявил глава Администрации президента Владимир Макей 30 декабря, представляя депутатам Гомельского областного совета нового председателя облисполкома.

Белорусская сторона с новыми предложениями российских компаний не соглашается и требует буквального выполнения норм, предусмотренных соглашениями в рамках создания ЕЭП и ратифицированных Белоруссией, пишет "Наше мнение". Напряженные переговоры по условиям поставки нефти белорусские чиновники вели в конце 2010 г, но безуспешно, и возобновили их сразу же после завершения рождественских каникул в России.

Пока же белорусские НПЗ работают на старых запасах, отмечает издание. "Нафтан" и Мозырский НПЗ традиционно обеспечивают переходящий остаток сырья в объеме 200 тыс т. На заводах есть также запасы дизтоплива и мазута, которые могут служить сырьем для загрузки вторичных установок на "Нафтане" и Мозырском НПЗ. Отметим, что при максимальной загрузке каждый НПЗ перерабатывает около 30-31 тыс т нефти в сутки, но сейчас им пришлось перейти на щадящий режим работы. Пресс-секретарь концерна "Белнефтехим" Марина Костюченко сообщила, что запасов нефти на обоих НПЗ достаточно для нормальной работы производства в течение января. Что может означать, что нефтяной торг может затянуться, как минимум, еще на 1-2 недели, если компромисс не удастся найти раньше.

Издание отмечает, что в 2007 г., (тогда между Россией и Белоруссией разгорелся конфликт по поводу условий поставок сырья - ИА REGNUM) условия импорта российской нефти были принципиально иными. Белоруссия платила спецэкспортную пошлину на нефть, составлявшую примерно 1/3 от стандартной российской пошлины, и больше ничего. Теперь условия жестче: пошлин нет, но всю экспортную пошлину на нефтепродукты из российской нефти нужно платить в российский бюджет. В этой ситуации белорусская сторона заинтересована в максимально низких ценах на нефть, чтобы иметь большую маржу на нефтепереработке. Тем не менее, она также прекрасно понимает, что нужно договариваться.

Если стороны окажутся несговорчивыми, не исключено, что нефтяной вопрос вновь будет вынесен на уровень премьеров, а затем и президентов, полагает "Наше мнение". В 2007 г белорусская сторона в качестве аргумента в ценовом споре выражала готовность для покрытия финансовых издержек повысить тариф на транзит российской нефти более чем в 10 раз - до $45 за тонну. Нельзя исключить, что в случае, если переговоры зайдут в тупик, этот аргумент вновь будет использован. Однако "размахивать" им теперь гораздо сложнее.

В прошлом году после долгих споров стороны наконец-то вместе с протоколом об условиях поставок российской нефти в Белоруссию подписали методику расчета стоимости транзита российской нефти через белорусскую территорию, напоминает издание. В начале 2010 г белорусская сторона настаивала на увеличении тарифа на 25-30%, чтобы довести его до уровня, действующего на Украине, в Польше, Чехии, Словакии. Москва соглашалась на повышение лишь в пределах 10-11%. В результате тариф на транзит российской нефти через территорию Белоруссии с 1 феврале будет увеличен на 11% - до $4,3 за тонну (Белоруссия является крупнейшим транзитером российской нефти в Европу - объемы транзита превышают 60 млн т в год). Белоруссия также зарезервировала за собой возможность увеличить тариф уже в октябре. Согласованная методика расчета тарифов позволяет рассчитать реальные затраты и предъявить их российской стороне. Если РФ с этими расчетами не согласится, предусмотрено ежегодное повышение ставки на транзит российской нефти на размер инфляции в России плюс 3%.

В конце минувшего года Белоруссия, исходя из согласованной методики, уже приняла решение о повышении с 1 февраля 2011 г тарифов на транспортировку российской нефти в сравнении с 2010 годом на 12,5%, пишет издание. Очевидно, что игнорирование этого документа может обернуться для белорусской стороны дополнительными проблемами: Белоруссия по-прежнему полностью зависит от поставок льготного российского сырья. Перерабатывать нефть по мировым ценам отечественные НПЗ эффективно не могут.

Тем более что сейчас нет повода для резкой конфронтации с РФ, говорится в статье. Формально Москва выполнила все условия по отмене пошлин на нефть и нефтепродукты при поставках в Белоруссию, чему еще месяц назад несказанно радовался официальный Минск. Впрочем, Кремль, укротив строптивого переговорщика сладкими обещаниями, тоже аплодировал спешному подписанию пакета документов по ЕЭП - теперь он не создаст проблем на пути реализации геостратегического проекта, подводит итог "Наше мнение".