Политические итоги

Главным политическим событием Белоруссии в 2010 году стала президентская кампания, финишировавшая в декабре. Ее итогом стала консервация выстраиваемой с 1994 года политической системы.

На протяжении всего года, вплоть до вечера 19 декабря, власти проводили достаточно осторожную политику, смягчив репрессии и даже прибегнув к откровенному популизму - например, в приказном порядке, несмотря на тяжелую ситуацию в экономике, повысив размеры зарплат и прочих социальных выплат. Несмотря на заявления о либерализации, создание общественно-консультативного совета при Администрации президента и прочие сигналы, реальных шагов на пути политической либерализации, системной трансформации за год не произошло. Если бы не появление "группы Некляева", то год выдался бы откровенно скучным.

Одним из заметных итогов выборного 2010 года стало отсутствие пророссийского кандидата. Ни один из 10 зарегистрированных претендентов на пост президента не являлся таковым, а 6 из 10 стояли на откровенно прозападных позициях. Таким образом, президентская кампания 2010 года показала несостоятельность заявленного комплекса мер, реализуемых "ответственными за белорусское направление". То, что в настоящее время в СИЗО КГБ РБ нет ни одного пророссийского кандидата, не может оцениваться иначе, как поражение России. Данный факт зафиксировали не только в Минске, но и в Брюсселе и Вашингтоне.

Русофобия стала нормой госагитпропа союзной Белоруссии. Данный итог 2010 года стал результатом укоренившегося в сознании высшего руководства РБ комплекса "осажденной крепости", что предполагает воплощение таких сценариев, как "уход в землянки" и "берлинское метро". В период очередной "газовой войны", "молочной войны", "нефтяной" или иной градус русофобии зашкаливал, но и в дальнейшем отнюдь не спадал до близкой к нулевой отметке, что говорит о том, что русофобия - не конъюнктурный элемент идеологической работы, а системный. В этом можно наглядно убедиться, просматривая видеоархив записей центральных телеканалов Белтелерадиокомпании. В полной мере такой вывод подтверждается сложившейся в июне 2010 года ситуацией ("газовая война") и последующими тенденциями в медийном пространстве. Летом белорусское государственное телевидение демонстративно предоставило эфир Михаилу Саакашвили, который был охарактеризован в анонсе телепередачи как "вождь грузинской революции". Также эффектной и убедительной выдалась пресс-конференция Лукашенко представителям российских региональных СМИ в октябре 2010 года, вынудившая президента России сделать сообщение посредством видеоблога.

Русофобская истерия во время "газовой войны" 2010 года и по менее значительным поводам была призвана, в том числе, переориентировать определенную часть граждан, исповедующих местечковый шовинизм и активно поддерживающих прозападную оппозицию (следовательно, активно противодействующих Администрации президента) на поддержку "национально сознательных" чиновников (во главе с Лукашенко). Лукашенко произносит филиппики в адрес российского руководства перед российскими СМИ, его демонстративно "белорусскоязычный" министр Латушко открывает памятник советскому писателю-русофобу Короткевичу в Киеве, на национальной киностудии "Беларусьфильм" приступают к съемкам кинофильма по роману Короткевича о польских повстанцах, сражавшихся с русскими войсками... В этой же череде событий находятся увольнения и беспрецедентное давление на сторонников белорусско-российского объединения, "неозападнорусистов", русофилов без разбора рода деятельности и предыдущих заслуг перед обществом и властями. Однако "перехватывание знамен" у оппозиции не принесло Лукашенко особой пользы: для "лицьвинов" он остался чужим, а для "неозападнорусистов" перестал быть своим. Вывод наглядно подтвержден декабрьскими событиями в Минске.

Реализация провокаций 19 декабря и последующие массовые политические репрессии нанесли тяжелый удар по репутации властей Белоруссии в международных организациях. Даже генсек ООН был вынужден сделать специальное заявление по ситуации в Белоруссии. Репутация РБ в ОБСЕ окончательно подорвана. Стоит надеяться, что, реализуя решение о "новогоднем подарке" принимающей председательство в данной организации Литве, консультанты Администрации президента Белоруссии верно просчитали все варианты развития событий.

Важным событием 2010 года стало сближение официального Минска с такими странами, как Азербайджан, Казахстан, Венесуэла в вопросах диверсификации поставок нефти в РБ и ее транзита. Весьма непростые отношения властей Белоруссии с прибалтийскими республиками и Украиной (особенно после скандала с договором о границе) были значительно улучшены именно ввиду пробных поставок венесуэльской нефти на Мозырский НПЗ и обещаниями наращивать объемы транзита нефти и других грузов через эти страны. Власти Белоруссии удачно организовали состязание за право транзита своих товаров между этими странами, что и предопределило политическое сближение, но не смогло расколоть страны ЕС и примкнувшую к ним Украину по вопросу событий 19 декабря в Минске.

Поствыборная внешнеполитическая ситуация для официального Минска характеризуется тенденцией к ограничению контактов по всем направлениям, что явно просматривается в заявлениях стран ЕС и США, резолюции Европарламента от 20 января 2011 года, поддержанной Госдепом США 20 января, а также позиции ООН, ОБСЕ и других международных организаций по "белорусскому вопросу". Не случайно как русофобствующая часть оппозиции, так и МИД РБ пытаются убедить общественность Белоруссии и стран ЕС в том, что дестабилизация обстановки в Белоруссии и изоляция ее Западом - в интересах Кремля. Именно такую версию озвучили экс-кандидаты в президенты Григорий Костусев и Ярослав Романчук, сторонники Владимира Некляева, диппредставители РБ в Латвии и евроструктурах.

Со стороны РФ, после визита в Москву Александра Лукашенко в декабре 2010 года и премьера Михаила Мясниковича в январе 2011 года, к реалиям в Белоруссии отношение терпимое и даже благосклонное (учитывая итоги встречи на уровне глав правительств). Со стороны Украины к событиям в Белоруссии отношение отстраненно-терпимое, не конфронтационное, что подтверждается январскими решениями на уровне правительств. Не исключено дальнейшее сближение официального Минска с Грузией и, возможно, прибалтийскими республиками, а также Италией, Испанией и Португалией. Последние играют малозначительную роль во внешнеэкономических связях РБ, но не прочь заявить о своем особом мнении по любому вопросу, входящему в компетенцию евроструктур. Следует ожидать дальнейшей активности МИД в Латинской Америке и регионе АТР.

"Стабильность" сохранена благодаря комплексу административных мер, среди которых - повышение средней зарплаты, пенсий, "точечное" возвращение отдельных льгот (в отдельных населенных пунктах - студентам и школьникам). Рост зарплат бюджетников был "пряником", а "кнут" был явлен после 19.30 в основной день голосования (19 декабря) и применяется до сих пор. "Больше бестолковой демократии в стране не будет", - завил Лукашенко. Это значит, что системной оппозиции не будет, будет консервация системы. Ввиду особенностей политической системы оппозиция остается внесистемной, маргинальной и слабо институционализированной. Элементы "управляемой демократии" не внедряются на белорусской почве - видимо, сказывается консерватизм мышления стратегов и низкий профессионализм исполнителей при острой нехватке ресурсов. Назначенные делегаты т.н. "IV Всебелорусского собрания", огосударствленные профсоюзы и прочие субъекты не выполняют тех функций, которые могли бы выполнять. В итоге административный ресурс является единственным эффективным ресурсом органов госвласти и управления. Примечательно: среди активистов штабов оппозиционных кандидатов в президенты и задержанных 19 декабря на пл.Независимости в Минске был весьма значительный процент тех, кто состоял в ФПБ, БРСМ и т.п. провластных организациях.

Важным итогом 2010 года является окончательное оформление жесткой конфронтации между официальным Минском и Западом в лице стран ЕС и Северной Америки. Если в начале года госагитпроп РБ делал акцент на "сближении с Западом" и конфронтации с РФ, то в конце года всем стало очевидно, что создаваемая на протяжении многих лет модель "осажденной крепости" - реальность. Надежды на Италию, Прибалтику и даже Украину оказались призрачными: в начале января, когда наступил "момент истины" все те, кого в МИД и Администрации президента считали лояльными партнерами и едва ли не союзниками, открестились от "последнего диктатора Европы". Из неприсоединившихся к санкциям в отношении официального Минска остался лишь Ватикан, получивший гарантии бюджетного финансирования, возвращения национализированных большевиками ценностей, более широкого доступа в учебные заведения и т.д. Государственный секретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне демонстративно не поднимает вопрос политических репрессий в Белоруссии. Он также выступил против санкций США и ЕС в отношении РБ, подтвердил приглашение "православного атеиста" Лукашенко в Ватикан.

На фоне улучшения отношений с ЕС до середины декабря 2010 года естественно выглядели робкие шаги взаимного сближения РБ и США. Визит в Минск американских сенаторов и экспертов, консультирующих Белый дом, совместная декларация министра иностранных дел Белоруссии Сергея Мартынова и госсекретаря США Хилари Клинтон во время саммита ОБСЕ в Астане, в которой официальный Минск удостоился похвалы за решение продать все свои запасы высокообогащенного урана к 2012 году - всё это, в конечном итоге, не принесло желаемого результата. Визит Мартынова в Брюссель накануне принятия Европарламентом решения по ситуации в Белоруссии с позором провалился - госСМИ и сайт МИД РБ прогнозируемо этого не заметили. После принятия Европарламентом решения о комплексных санкциях в отношении властей Белоруссии (при упрощении визового режима обычным гражданам РБ и помощи белорусским НГО), а также введения санкций рядом стран в одностороннем порядке, именно МИД получил от Лукашенко распоряжение выработать комплекс контрмер против тех, с кем так старательно "наводили мостики" Мартынов, глава Администрации президента Владимир Макей и прочие "заинтересованные".

Дискредитация практики "многовекторной" внешней политики иллюстрируется не только откровенным провалом на западном направлении и санкциями ЕС (в т.ч. рекомендациям не проводить чемпионат мира по хоккею в Минске в 2014 году), но и окончательным переводом двусторонних отношений с РФ на рельсы "прагматизма". Очевидно, руководству РФ стоило определенных усилий признать Лукашенко легитимным руководителем союзной республики в то время, как Лукашенко отказался сделать тоже самое в отношении таких же лидеров Южной Осетии и Абхазии. Поэтому "российский вектор" внешней политики Белоруссии не был лишен противоречий в 2010 году. Во многом благодаря этому цена на российский газ для РБ в 2011 году выходит на уровень рыночных цен. Попытки шантажа РФ поставками нефти из Венесуэлы, российской нефти из Новороссийска с прокачкой по введенному в строй нефтепроводу "Одесса-Броды" и доставкой баржами по Днепру (в проекте), туманными договоренностями с прибалтийскими государствами о строительстве СПГ и закупке катарского сжиженного газа на спотовых рынках и т.п. себя не оправдали. Ценой экспериментов стало охлаждение отношений со стратегическим союзником, являющимся также основным поставщиком сырья и основным покупателем промышленной и сельскохозяйственной продукции. Однако Владимир Путин 20 января 2011 года прямо заявил о возобновлении практики дотаций союзной Белоруссии, назвав конкретную сумму. Недавно назначенный (до инаугурации Лукашенко) премьер Мясникович не стал дискутировать на тему терминологии, когда на кону многомиллиардная помощь и срочная необходимость перекредитоваться. Очевидно, Россия не заинтересована в крахе "белорусской модели", но и не желает быть спонсором инкогнито.

На этом фоне очевиден не только белорусский провал на западном направлении, но и провал надежд Евросоюза на "Восточное партнерство" и прочие формы если не отторжения очередной части геополитической вотчины России, то активного содействия формированию неполноценного буферного лимитрофа, дрейфующего в сторону Брюсселя. При определенных обстоятельствах ЕС был готов смириться с назначенцами из Национального собрания РБ в парламентской ассамблее программы ЕС "Восточное партнерство" "Евронест". С 19 декабря 2010 года нелегитимность пребывания в должности Лукашенко и всех, кого он назначил, становится аксиомой политики ЕС. Несомненно: в дальнейшем Запад не прекратит поддерживать свою группу влияния во властных коридорах РБ и как минимум удвоит усилия по качественному преображению сети НГО в РБ.

Важным итогом 2010 года можно считать замирение официального Минска с РФ в начале декабря на саммите в Москве. Результатом встречи президентов РФ и РБ стала ускоренная ратификация Белоруссией пакета соглашений по ЕЭП. Однако отсутствие новых серий "Крестного Батьки" еще не говорит о том, что Москва и Минск вернулись па позиции 2006 года. Свидетельством этому является не только риторика центральных российских СМИ (в т.ч. номинально правительственных), освещающих события в Белоруссии, но также и многозначительно долгое молчание Кремля после 19 декабря; лишь 25 декабря Лукашенко были адресованы поздравления в достаточно странной форме - подобного раньше не наблюдалось.

Очевидно, что между Москвой и Минском установилось перемирие, залпы информационной войны сменились одиночной перестрелкой. Обе стороны сделали ставку на развитие экономических связей. При этом Нельзя сказать, что пресловутое "союзное строительство" полностью перешло на рельсы прагматизма. А долгожданное принятие Минском председательства в ОДКБ отчасти свидетельствует о том, что в Минске смирились с различиями в геополитическом весе двух частей Союзного государства.

Отношения с ООН, ОБСЕ и отдельными странами ЕС были также основательно подпорчены фактическим началом воплощения проекта БелАЭС с нарушением Орхусской конвенции. Общественные слушания как в РБ, так и за рубежом закончились для минских чиновников печально. Экологи всего мира следили за тем, как в комитете ООН разбирается дело о нарушении властями Белоруссии Орхусской конвенции, как внешнеполитические ведомства Белоруссии и Литвы обмениваются обвинениями во лжи, как проваливаются общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) будущей белорусской АЭС в Австрии, как Россия не спешит выделять $9 млрд. на строительство БелАЭС и строит калининградскую атомную станцию (Балтийская АЭС).

В целом для дипломатии официального Минска 2010 год закончился плохо, хотя и был ознаменован рядом ярких эпизодов. В Минск во время кульминации президентской кампании прибыла президент Литвы и главы МИД Германии, Польши и других стран - беспрецедентная серия визитов за столь короткое время персонами такого уровня. Попытка заявить о собственной роли в постсоветской Азии, изложенная в детективной истории с Курманбеком Бакиевым, доставила немало информации к размышлению для сторонних наблюдателей. Однако, были и очевидные достижения официального Минска как в развитии отношений со странами бывшего СССР, так и дальним зарубежьем. Несомненно, события декабря 2010 года будут иметь существенное влияние как на внутриполитическую ситуацию в Белоруссии, так и ее внешнюю политику.

Экономические итоги

Основным итогом 2010 года для белорусской экономики стало сохранение относительной стабильности ценой чрезвычайных мер госрегулирования и внешних заимствований.

Главным достижением 2010 года для властей Белоруссии является ратификация пакета соглашений о создании ЕЭП в конце декабря 2010 года, что открыло белорусским товарам и услугам новые перспективы сбыта на общем рынке стран Таможенного союза. Речь идет, прежде всего, об удержании позиций на российском рынке, чей платежеспособный спрос остается основной надеждой руководства РБ остановить тенденцию ежегодного национального рекорда по росту отрицательного сальдо во внешней торговле товарами.

Благодаря приобщению к ТС и ЕЭП, предполагающими ограждение от конкуренции с импортом, белорусские производители товаров в и услуг могут рассчитывать как минимум на удержание позиций, а при благоприятном сценарии - на улучшение не только валовых, но и качественных показателей с расширением присутствия на мировом рынке. Развитие такого сценария требует модернизации экономики и перехода на новый технологический уклад, что, в свою очередь, предполагает кратное повышение производительности труда, кратное увеличение объема инвестиций (не только денежных) и ряда других показателей.

Существенно оздоровило белорусско-российские отношения и сняло много проблемных вопросов (прежде всего - для правительства Белоруссии) решение проблемы вывозных пошлин на российскую нефть и нефтепродукты. Процесс в Экономическом суде СНГ еще не закончился, Минюст РБ не отозвал иск, указывая, что официального уведомления об отмене пошлин РФ не получал. Тем не менее, принципиально вопрос был решен в конце 2010 года. В соответствии с решениями 9 декабря в Москве, Белоруссия, ратифицируя пакет соглашений о создании ЕЭП, получает право на приобретение российских нефти, нефтепродуктов, газа без уплаты установленных РФ вывозных пошлин и ограничения в объемах (6,3 млн. т беспошлинной нефти в 2010 году). При продаже Белоруссией за пределы ТС российской нефти и нефтепродуктов (реэкспорте), а также экспорте нефтепродуктов, выработанных из российской беспошлинной нефти, белорусская сторона обязалась уплачивать в бюджет РФ 100% экспортных пошлин. Власти РБ обязались координировать макроэкономическую политику в рамках ЕЭП, что также должно содействовать профилактике конфликтов в рамках евразийского интеграционного образования.

Данные договоренности были негативно восприняты критиками ТС и ЕЭП, противниками Союзного государства, самой идеи белорусско-российской интеграции. Белоруссия решила проблему загрузки двух своих НПЗ недорогим российским сырьем, сохраняя рабочие места, обеспечивая основу для усиления экспансии на рынках нефтепродуктов на Украине и в Прибалтике. Экспорт нефтепродуктов дает около четверти всей валютной выручки от внешнеторговой деятельности и, на фоне постоянно растущего отрицательного сальдо внешней торговли товарами, является одним из важнейших факторов в решении как внутренних социально-экономических проблем, так и внешнеполитических.

Экспорт нефтепродуктов (около 24%), калийных удобрений (более 9%), черных металлов и изделий из них (7%) по-прежнему является основным источником валютных поступлений от торговли со странами вне СНГ, формируя треть экспортной выручки. Важное место во внешней торговле традиционно занимает продукция нефтехимических предприятий. Новым трендом во внешнеэкономической деятельности стал акцент на экспорте продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности. Прежде всего, речь идет о мясомолочной отрасли. Доля молочных продуктов в структуре экспорта составила 6,5% по итогам 11 месяцев 2010 года. Почти весь объем экспортируемых продуктов питания приходится на рынок РФ, на котором держатся цены, существенно превышающие не только мировые, но и рынка ЕС.

"По данным торгового баланса объем внешней торговли товарами за январь- ноябрь 2010 г. составил 52,8 млрд. долларов, в том числе экспорт - 22,2 млрд. долларов, импорт - 30,6 млрд. долларов. Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с январем-ноябрем 2009 г. из расчета в фактических ценах увеличился на 16,1%, или на 3,1 млрд. долларов, импорта - на 20,2%, или на 5,1 млрд. долларов", - говорится в пресс-релизе Национального статистического комитета Белоруссии (Белстата). - "В январе-ноябре 2010 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 8380 млн. долларов. За январь-ноябрь 2009 г. величина отрицательного сальдо составляла 6318,2 млн. долларов". Уточненные показатели по итогам 2010 года будут опубликованы не ранее конца января 2011 года, т.к. идет обработка данных за декабрь прошлого года и уточнение ряда оперативных данных. Тем не менее, вполне правомерно ожидать отрицательного сальдо во внешней торговле товарами и услугами за 2010 год на уровне $7 млрд.

23 ноября 2010 года председатель Нацбанка Белоруссии Петр Прокопович заявил: "Перед нами стоит задача в следующем году привлечь не менее 6,4 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. И это зависит, в том числе, от продажи госсобственности - поступления от ее продажи мы планируем на уровне 3 миллиарда долларов следующем году". По всей видимости, среди $6,4 млрд. ПИИ учтены и потенциальные инвестиции из КНР. В октябре Александр Лукашенко нанес визит в Пекин и объявил о привлечении в экономику РБ $15 млрд. китайских инвестиций. Судя по сообщениям госСМИ Белоруссии, в ближайшей перспективе РБ намерена освоить $10 млрд. из этой суммы. Однако о подписании соответствующих контрактов объявлено не было, что вполне объяснимо контекстом избирательной кампании в Белоруссии и спецификой инвестиционного климата РБ, который оценивается международными экспертными институтами едва ли не как наихудший в Европе.

Что касается продажи госсобственности, то за 2010 год не было реализовано ни одного серьезного шага в данном направлении. Необходимость приватизации очевидна, однако перераспределение собственности воспринимается политическим руководством РБ как покушение на стабильность политической системы. Власти республики не желают гарантировать права собственности ни национальной буржуазии, ни иностранным инвесторам. Расхождение слов с делом в полной мере нашло отражение в истории с частым ЗАО "Холдинговая компания "Пинскдрев", переданным по указу Лукашенко под "оперативное управление" госконцерна "Беллесбумпром".

В качестве примера удачных приватизационных сделок госСМИ приводят продажу швейцарской компании Franck Muller хронически убыточного Минского часового завода "Луч" - крупнейшего производителя часовых механизмов и часов во времена СССР. Стоит также отметить специфику акционирования "Беларуськалия" и законодательного запрета на использование чеков "Имущество" при сделках с акциями крупнейших госпредприятий. Очевидно, власти приняли решение оставить трудовые коллективы без дохода от продажи акций приватизируемых предприятий. Впрочем, и в акционированных предприятиях выплата дивидендов дискредитирует саму идею акционирования и приватизации, чему примером является практика на ОАО "Коммунарка", "Криница" и др. О создании полноценного фондового рынка пока речь не идет.

2 декабря председатель Государственного комитета по имуществу Белоруссии Георгий Кузнецов заявил, что в проекте плана приватизации на 2011-2013 годы нет крупных предприятий - такие активы могут быть приватизированы, но по другим решениям. Эксперты единодушно указывают на то, что "другие решения" - это решения Администрации президента, точнее - лично Александра Лукашенко. В упомянутом плане приватизации говорится о примерно 300 "средних предприятий", не относящихся к нефтехимическому комплексу. Но и в отношении этих активов также не наблюдалось ажиотажного спроса - ни в 2010 году, ни в начале 2011. Очевидно, что, как и в случае с "Беларуськалием", многие активы из "списка трехсот" не только переоценены, но и непривлекательны в силу специфики условий ведения бизнеса в РБ. Что подтверждается примером пробной конкурсной продажи акций пяти относительно небольших госпредприятий - ни одной заявки на участие в конкурсах не поступило. Хотя консультации по организации торгов правительству РБ оказывали эксперты МВФ и других авторитетных международных организаций.

Знаковыми явились обнародованные намерения властей продать пакеты акций МАЗа и "Беларуськалия". Спроса на эти активы из перечня "голубых фишек" не нашлось ни в 2010 году, ни в наступившем. Таким образом, одним из итогов прошедшего года можно считать подтверждение тезиса об имитации экономической либерализации и неблагоприятном бизнес-климате в РБ. Нет оснований считать, что в начале 2011 года ситуация изменится.

За 2010 года властям РБ не удалось сократить дефицит текущего счета платежного баланса. Сальдо платежного баланса по счёту текущих операций, согласно отчетам Нацбанка, традиционно отрицательное. Обзор Нацбанка Белоруссии за период с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года свидетельствует о том, что, несмотря на внешние заимствования, ЗВР сократились. При этом вырос дефицит внешней торговли товарами и совокупный внешний долг. Международные резервные активы Белоруссии, рассчитанные в соответствии с методологией МВФ, по предварительным данным на 01.01.2011 составили около $5 млрд., а валовой внешний долг Белоруссии по состоянию на 01.10.2010 составлял около $ 25,6 млрд. Почти половина внешнего РБ долга приходится на госдолг.

ВВП республики в 2010 году, согласно данным Белстата, вырос на 7,6% и составил в текущих ценах 163 трлн. белорусских рублей. Экономика РБ не достигла в 2010 году показателей докризисного 2008 года, хотя ряд показателей, согласно официальным статданным, улучшились. Инвестиции в основной капитал в республике в 2010 году использованы в объеме 54,2 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 16,6% больше, чем в 2009 году. Выросло производство электроэнергии на 14,2%; объем выданных кредитов за 2010 год увеличился почти на 40%; почти наполовину вырос экспорт продовольственных товаров, приблизившись к отметке $3 млрд.

За 2010 год вырос объем промпроизводства и сельхозпроизводства - на 11,3% (161,9 трлн белорусских рублей) и 2% (30,8 трлн белорусских рублей) соответственно. Производство потребительских товаров за минувшей год выросло на 13,1%, розничный товарооборот вырос на 17,1%, инвестиции в основной капитал - на 16,6%. Сальдо внешней торговли услугами за 2010 год сложилось положительное и составило 1 млрд. 531,8 млн. долларов против 1 млрд. 288,2 млн. долларов за январь-ноябрь 2009 года. Вопреки громким заявлениям отдельных чиновников, желавших научить Россию строить "Сколково", экспорт компьютерных и информационных услуг РБ за 2010 год составил всего $35,9 млн.

Основным рынком сбыта белорусских товаров по-прежнему остается Россия. По итогам 2010 года на РФ приходится около 47% от всего объема товарооборота Белоруссии, а на страны СНГ - почти 2/3 товарооборота. В стоимостном выражении товарооборот с РФ почти в 2 раза превышает товарооборот РБ с 27 странами ЕС вместе взятыми. По итогам 2010 года как в торговле с СНГ, так и в торговле с ЕС сальдо для РБ сложилось отрицательное. Данные статистику лучшим образом характеризуют естественный выбор Белоруссией направления интеграции.

Динамика роста внешних заимствований и их объем по состоянию на начало 2011 года остается одним из основных факторов, вызывающих обеспокоенность экспертов. Рост внешнего долга не сопровождается модернизацией экономики и переходом на новый технологический уклад - это основное замечание независимых наблюдателей. Обслуживать эти долги будет достаточно сложно, а погашать - еще сложнее. Стоит принять во внимание, что существует возможность реструктуризации внешнего долга и отсрочки погашения внешних заимствований. Однако нет оснований считать, что Белоруссии эти долги будут списаны хотя бы частично. В 2011 году на обслуживание внешнего госдолга власти РБ планируют направить $852 млн.

Важным итогом 2010 года оказалась относительно успешная практика размещения ценных бумаг Белоруссии на международных рынках. Речь идет, прежде всего, о евробондах. Выплаты по евробондам почти в два раза превышают ставку по процентам кредитов МВФ, которые республика привлекала под обещания структурных реформ и оздоровления финансово-кредитной системы. 8,5-9% годовых - это почти в 1,5 раза больше, чем могут получить физлица в коммерческих банках РБ, разместив валютные вклады. Власти Белоруссии привлекают евробонды, т.к. данные заимствования не обременены условиями типа проведения структурных реформ в экономике, поддержания финансовой дисциплины и т.д. Столь высокие процентные ставки привлекаемых на внешних рынках ресурсов свидетельствуют не только об острой нужде в них властей Белоруссии, но и о чрезвычайной рискованности сделок для тех, кто приобретает ценные бумаги РБ. Тем не менее, дебют с размещением евробондов можно считать успешным. В июле 2010 года Белоруссия разместила еврооблигации на $600 млн. со ставкой купона 8,75% годовых и погашением в 2015 году, а в августе доразместила таковых еще на $400 млн. под 8,251% годовых. Эксперты отмечали, что РБ испытывает острый дефицит средств и, не имея возможности увеличить дотации от РФ и занять у нее или МВФ средства, будет стремиться к займам посредством евробондов или распродаже госсобственности.

18 января 2011 года Александр Лукашенко на совещании с правительством по вопросам развития белорусской экономики заявил: "Никаких внешних дурацких заимствований под большие проценты быть не должно. С этими надо рассчитаться. Это правильный подход, он не подлежит какому-то спору". 19 января, на следующий день после данного заявления, власти РБ снова приступили к привлечению средств посредством второго выпуска евробондов на сумму 1 млрд. долларов под 8,95-9,0% годовых. В качестве организаторов выпуска традиционно выступил обосновавшийся на белорусском рынке российский Сбербанк, а также BNP Paribas, RBS и Deutsche Bank. Таким образом, подтвердились выводы независимых экспертов о не столь оптимистичном состоянии белорусской экономики по итогам 2010 года, как это подавали госСМИ и Белстат. 17 января 2011 года, накануне заявления о "дурацких заимствованиях", своим указом Лукашенко утвердил соглашение о займе у Всемирного банка.

Заметно осложнило экономическую ситуацию в конце 2010 года волюнтаристское решение о повышении размера средней заработной платы накануне голосования во время президентской кампании. Популизм - нормальная, естественная практика для всех политических режимов, стремящихся продлить свои дни. Безусловно, такие действия рискованны и последствия увеличения социальных выплат скажутся на макроэкономических показателях уже в I квартале 2011 года. Придется либо максимально быстрыми темпами проводить экономические реформы, на что требуется не только политическая воля, но также средства и время, либо сокращать социальные расходы столь же радикально, как проводилась девальвация или отмена льгот. В декабре 2010 года важно было решить вопрос сохранения политического status quo и он был решен, за ценой власти не постояли.

Важным итогом для экономики и внешней политики Белоруссии стала отработка маршрутов поставки нефти на Мозырский НПЗ. Поставлялась не только венесуэльская нефть из Венесуэлы, но и российская нефть, закупленная по схеме своп. За 10 месяцев 2010 года Белоруссия приобрела 1,3 млн. т венесуэльской нефти по $660 за тонну и заявила об увеличении объемов покупки не-российской нефти в 2011 году. В то же время из России было поставлено 10,2 млн. т по $405 (средняя цена). К нефтяным схемам" Белоруссии были привлечены также Азербайджан и Казахстан, согласившиеся поставлять свою нефть в Белоруссию (с возможной переработкой на двух белорусских НПЗ); к транзиту нефти были привлечены прибалтийские республики и Украина. В последнем случае был реализован проект запуска украинского нефтепровода "Одесса-Броды" и разворот одного из участков нефтепровода "Дружба", для чего был закуплен по схеме своп танкер с российской нефтью, доставивший ее из Новороссийска в украинский порт Южный. Есть все основания считать, что подписание декабрьских соглашений в Москве, начало поставок беспошлинной российской нефти и нефтепродуктов в 20-х числах января 2011 года и дефицит средств негативно отразятся на практике доставки "альтернативной нефти" в 2011 году.

Необходимо отметить, что для Белоруссии экспорт нефтепродуктов - вопрос стратегической важности. Белоруссия поставляет значительные объемы в Прибалтику, а на Украине белорусский бензин фактически не оставляет шансов иным производителям (включая украинских). В контексте политической ситуации конца 2010 - начала 2011 года стоит отметить, что ЕС не столь зависим от белорусского импорта, как РБ - от импорта из ЕС (не смотря на титанические усилия по импортозамещению). Например, для Белоруссии экспорт нефтепродуктов в Нидерланды - вопрос стратегической важности, а для Нидерландов белорусские нефтепродукты не играю столь значимой роли в структуре ВВП, наполнении госбюджета. Визовыми санкциями официальный Минск удивить трудно. Что же касается экономических санкций, то Белоруссии будет трудно восполнить чем-то аналогичным потери от торговли с ЕС и странами-партнерами ЕС и США. В данном контексте тесно переплетаются политические и экономические тенденции. Санкции ЕС и США предусматривают ограничения в торговле товарами и услугами, замораживание счетов, ограничение участия в международных проектах и т.д. Таким образом, итогом 2010 года является также появление существенных проблем для внешней торговли Белоруссии, вызванных как санкциями Запада, так и логикой развития ЕЭП.

Рост внешнего долга, отсутствие значимых успехов в диверсификации сбыта продукции с высокой добавочной стоимостью (машиностроение и др.) и источников поставок стратегического сырья, а также технологического перевооружения и повышения производительности труда прямо указывают на то, что кардинальных перемен в "белорусской модели" не произошло. Изменения к лучшему на стратегически важных предприятиях (например, НПЗ) и даже в отдельных отраслях не свидетельствуют о кардинальных позитивных переменах в целом. В то же время положительные тенденции связаны с формированием ЕЭП и налаживанием отношений в сфере экономического сотрудничества между Россией и Белоруссией в рамках Союзного государства.

Основные экономические и политические вызовы 2011 года

Самой главной проблемой, перед которой стоит Белоруссия - и это касается не только наступившего года - является неустойчивое финансовое положение государства. Внешний долг страны превысил $25 млрд (37% к ВВП) и продолжает расти. Дефицит во внешней торговле товарами составил $6,53 млрд.(данные не окончательные и могут быть увеличены). По итогам года дефицит во внешней торговле товарами составит около 15% ВВП. Несмотря на стремительную динамику заимствований, золотовалютные резервы страны не пополняются. Осень 2010 года ознаменовалась ажиотажной скупкой гражданами иностранной валюты и переводом вкладов нацвалюте в инвалютные депозиты. Нет никаких гарантий, что данная ситуация не повторится (и не усилится) в ближайшем будущем.

18 января Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия в дальнейшем не будет осуществлять практику займов под большие проценты. Это заявление в контексте последних событий представляется вполне объяснимым: белорусский лидер понимает, что дальнейшая помощь стране со стороны основных финансовых структур Запада (МВФ, ЕБРР) будет обставляться конкретными политическими условиями, о чём заявляется вполне открыто. Срок выплат по кредитам МВФ, общая сумма которых превышает $3,6 млрд, наступает для республики именно в текущем году. При этом официальный Минск по-прежнему вынужден решать задачи по фактическому поиску спонсоров для "белорусской модели". Заявления об огромных китайских инвестициях (белорусские СМИ называли сумму более чем в $15 млрд), судя по всему, должны были сыграть роль обнадёживающего фактора для электората. На самом деле Китай готов предоставить Белоруссии лишь связанные кредиты, преимущественно под реализацию собственных проектов и строительство собственных производств, на которых будет трудиться китайский персонал.

Также не вполне ясно, как повлияет на благосостояние республики отмена экспортных пошлин на российскую нефть. На данный момент беспошлинная российская нефть в Белоруссию не поступает, соответствующие договоры между поставщиками и покупателями не подписаны. Российская сторона демонстрирует намерение тем или иным образом повысить цены на экспортируемое в республику сырьё. Прошедший 20 января визит в Москву главы правительства Белоруссии Михаила Мясниковича не внёс окончательной ясности в вопрос: стороны высказали обещание решить в ближайшее время "все проблемы", но никаких конкретных данных и цифр, убедительно обосновывающих такие заявления, озвучено не было.

Согласно новым правилам, Минск выплачивает в российский бюджет 100% пошлины, взимаемой с продажи в ЕС нефтепродуктов, выработанных из российской нефти. на границе Белоруссии с ЕС и Украиной. При этом Минск намерен продолжить импорт сырья по "своповым" схемам у третьих стран. Создаётся впечатление, что существующие договорённости оставляют достаточно много лазеек и точек давления сторон друг на друга: Белоруссия может начать махинации с объёмами и происхождением экспортируемых на Запад нефтепродуктов, в то время как Россия будет стремиться к максимально возможному повышению пошлин на них. На данный момент нет оснований считать, что российско-белорусский сырьевой конфликт улажен: российская нефть в Белоруссию не идёт, европейские СМИ распространили сведения (впоследствии опровергнутые официальным Минском) о том, что Белоруссия прекратила экспорт своих нефтепродуктов (дизтоплива) в страны ЕС, и никаких конкретных контрактов по поставкам российской нефти в Белоруссию не заключено.

В данном контексте целесообразно вспомнить о том, что в обозримом будущем в эксплуатацию будут введены газопровод NordStream и нефтепровод БТС-2, что существенно ограничит транзитный потенциал Белоруссии. Так как на данный момент бюджет республики продолжает сильно зависеть от состояния нефтеперерабатывающей промышленности и транзита, все эти факторы могут оказать весьма существенное негативное влияние на экономическое состояние Белоруссии. При сохранении нынешних тенденций - роста совокупного госдолга и отрицательного сальдо внешней торговли, повышения дефицита бюджета и невозможности обеспечить его наполнение, для Белоруссии в ближайшем будущем может оказаться вполне актуальной перспектива очень серьёзных экономических осложнений.

Единственным способом реально пополнить казну является приватизация наиболее привлекательных для инверторов госактивов. Однако руководство республики пока осуществляет шаги в этом направлении с большой неохотой, явно стараясь заменить целенаправленную деятельность в этом направлении её имитацией. По всей видимости, 2011 год в этом плане станет тем самым "временем Ч", когда вся реальность декларируемых достижений белорусской власти будет подвергнута серьёзному испытанию.

В политической сфере бытие Белоруссии по-прежнему в первую очередь определяет фактор взаимоотношений с Россией. Начало текущего года ознаменовалось новым внешнеполитическим кульбитом официального Минска. Если на протяжении всего 2010 года белорусские власти последовательно сближались с Западом, то теперь Запад был в открытую объявлен врагом: Александр Лукашенко без обиняков заявил, что за событиями ночи 19 декабря, которые трактуются официальным Минском как попытка госпереворота, стояли спецслужбы Германии и Польши. Европарламент в своей резолюции от 20 января призвал ЕС принять визовые и экономические санкции против белорусских властей, а также оказать финансовую помощь "гражданскому обществу" (читай: пятой колонне), готовность поддержать эти инициативы уже выразил Вашингтон. Однако, понимая суть Александра Лукашенко как политика, можно предположить, что он всеми силами будет противиться абсолютно естественному в сложившейся ситуации сближению с Россией (напомним, что после событий 19 декабря белорусские силовики продолжают удерживать в СИЗО двух российских граждан). На данный момент Минск лишён свободы маневра, и её восстановление в кратчайшие сроки станет главной задачей традиционно прозападного белорусского дипкорпуса. При этом стоит понять, что Запад в текущем контексте может назначить лишь одну реальную цену за "прощение" Лукашенко - радикальные антироссийские шаги. Учитывая неослабевающую экономическую зависимость Белоруссии от России, можно утверждать, что этот шаг - начало не риторической, но реальной конфронтации с Москвой - будет чреват очень тяжёлыми для Минска последствиями.

Помимо этого, есть основания полагать, что Запад может сменить тактику и сделать новую ставку, начав подталкивать Россию к совместным действиям против Белоруссии. Если это произойдёт, то, учитывая настроения ряда фигур внутри кремлёвской администрации (в частности, помощника президента России по внешней политике Сергея Приходько), вероятность того, что Москва согласится поддержать эту инициативу, представляется достаточно высокой. Это действительно может очень сильно осложнить положение Александра Лукашенко, но России реализация подобных проектов не принесёт ничего, кроме полного краха любых надежд на российско-белорусскую интеграцию - от чего нас, кстати, уже давно призывают отказаться прозападные политики и эксперты как в Белоруссии, так и в России.

Любые попытки найти фигуру, "устраивающую и Россию, и Европу", обернутся для Москвы новым внешнеполитическим унижением и огромными экономическими издержками. Запад вновь будет стремиться к тому, чтобы Россия как можно в большей мере оплачивала суверенитет (по факту - европейский вассалитет) "независимой Белоруссии". Внешняя лояльность нового "консенсусного" режима будет сопровождаться полной фактической дезинтеграцией политического, военного, и (главное) общегуманитарного российско-белорусского пространства.

Россия может позволить себе втягиваться в серьёзные антилукашенковские авантюры лишь после того, как в Белоруссии будет проведена и завершена работа по созданию структур собственной (а не западной) оппозиции, идейно стоящей на прорусской платформе и ставящей своей целью максимальную интеграцию двух наших стран. До тех пор, пока эта работа не сделана, свержение Лукашенко не принесёт нам ничего, кроме ещё одного пункта в череде непрерывных геополитических проигрышей на западном направлении.

Итак, в контексте сказанного, основными вызовами для Белоруссии на ближайшее являются: а) перспектива финансового и ресурсного банкротства; б) возможность втягивания в конфронтацию с Москвой. В свою очередь, России следует начать, наконец, системную работу на белорусском направлении, отказавшись от любых предложенных Западом инициатив по переформатированию ситуации в республике.

Сергей Шиптенко, Владимир Зотов - Западная редакция ИА REGNUM.