"Мама, давай играть: я буду добрый кораблик, ты - злая Родина". Анфиса Пантелеева, трехлетняя москвичка.

Наступивший 2011 год богат на юбилеи: 150-летие отмены крепостного права, 20-летие развала СССР. Ни одна из этих годовщин пока не замечена российской властью. Оно и понятно - в соответствующих Указах президенту придётся выразить отношение к этим событиям планетарного масштаба: триумф или трагедия. Что уж говорить о таких мелочах, как 15-ая годовщина питерской "последней колеи". Зачем вспоминать, как зимой 1996-го года на утонувшем в снегу Невском проспекте тогдашние власти города проложили единственную (в оба направления) колею для транспорта.

Поиск виноватого в нынешнем муниципальном коллапсе Санкт-Петербурга, похоже, скоро приведёт к основателю города. Должен же был Пётр Первый предусмотреть, что на четвёртом столетии своего существования Северная столица окажется неприспособленной к северному климату. Не надо быть изощрённым специалистом в проблеме состояния муниципальных фондов, чтобы понять, что при нынешнем подходе властей эпидемия размороженных батарей, горящих электропроводок, обрушающихся лифтов и фасадов очень скоро доберётся до первопрестольной. Возможно, жители остальных регионов нашей страны проявят рыцарское великодушие к "зажравшимся" столичным жителям, и национальное единство начнет крепнуть, и тогда кое-кому придется почувствовать вкус "гроздей гнева".

Действующей власти пора бы загодя готовиться не только к национальному российскому бедствию под названием "будущая зима", но и к предстоящим в этом декабре парламентским выборам. Ведь люди, теряющие здоровье, близких и имущество на неубранных улицах, под нечищеными кровлями и в аварийном жилье, обретут право голоса. И могут отметить юбилей развала Союза отнюдь не по сценарию осторожного умолчания "сверху".

23 ноября 2010 года на выездном заседании президиума Государственного совета России по реформированию ЖКХ и налаживанию его эффективной работы президент Дмитрий Медведев признал проведение капремонта жилищного фонда неотложной задачей. Ура? Процитируем несколько пассажей этого яркого выступления: "за состояние коммунальной инфраструктуры по закону отвечают органы местного самоуправления. В принципе, именно эти органы должны заниматься модернизацией коммунальной инфраструктуры, но у них очень мало на это ресурсов - создавать условия для привлечения частных инвесторов. Это нужно делать, безусловно, активнее. А органы государственной власти и регионов, и Российской Федерации должны им в этом активно помогать". "- Нужно формировать и у самих собственников чувство ответственности за общее имущество". "- Необходимо формировать условия, побуждающие собственников жилья надлежаще содержать объекты своей собственности. В их числе - разработка механизмов вовлечения собственников в финансирование капитального ремонта многоквартирных домов". "- Привести в порядок жилищно-коммунальную сферу. Я считаю, нам нужны нестандартные подходы, нам нужно стараться всё-таки проявлять свойственную нашему народу смекалку и изобретательность и внедрять современные системы управления, просто разбираться на месте. Как люди начинают по-серьёзному чем-то заниматься, результат есть". "- Мне бы тоже хотелось, чтобы мы создали работающий механизм, который бы в плановом режиме, без привлечения каких-то капитальных федеральных ресурсов позволял решать задачи восстановления жилья, капитального ремонта и ликвидации ветхого жилья". Оставим стилистику выступления на совести президентской пресс-службы и попробуем разобраться с сутью.

Хотелось бы представить, КАК, в ответ на президентское "мне бы тоже хотелось", упомянутые представители органов государственной власти, надо понимать - депутаты Госдумы, сотрудники (мили)полиции и госбезопасности "всё активнее формируют у собственников чувство ответственности" и создают "механизм ремонта и ликвидации ветхого жилья без привлечения федеральных ресурсов". Но призыв к народу проявить свойственную ему смекалку нам понятен: на войне как на войне! Только вряд ли, готовя выступление президента на Госсовете, кто-то из советников и экспертов проинформировал его, что это воззвание слегка запоздало. И не призывать надо, а осмысливать уже имеющийся уникальный опыт "свойственной нашему народу смекалки" и РАСПОРЯЖАТЬСЯ о его скорейшем повсеместном внедрении и поддержке. Под сроки исполнения и санкции за возможный (если не неизбежный) чиновничий саботаж. За несколько месяцев (!) до этого заседания жители московского дома по адресу Смоленский бульвар, 1/ 2 начали решать проблему капремонта именно так, как президент призвал к этому ответственных за жилищно-коммунальную государственных и муниципальных мужей. Дом капитально не ремонтировался более полувека, с момента постройки в 1959-м году. Согласно официальному экспертному заключению, здание требует восстановления наружного водоотвода, ремонта кровли, фасада, инженерных систем (центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, мусороудаления). Также необходима замена всех лифтов в доме, так как их срок эксплуатации превысил предельный срок службы пассажирских лифтов на 25 лет. То есть, по сути, дом и его жильцов надо просто спасать.Согласно Постановлению Правительства Москвы 398-ПП от 22.05.2007 дом имеет право на проведение капитального ремонта в первоочередном порядке. Стоп! "Было гладко на бумаге, но забыли про овраги". А как же с традиционной пропастью между "имею право" и "могу"? Всё в порядке. Согласно ответу из Управы района Хамовники города Москвы в Программе капитального ремонта на 2010-2012 гг. дом не утверждён. Информацией о сроках постановки дома на проведение капитального ремонта Управа не располагает. Соответствующая целевая программа оканчивается в 2014-м. Подобных заявок по всей столице - море.

Питерский синдром на ближних подступах. Жильцы понимают - отступать некуда: либо ждать милостей от властей и природы и изнутри наблюдать, как дом разваливается, либо принимать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за его состояние и ФИНАНСИРОВАНИЕ капремонта на себя. В связи с тем, что дом находится на первой линии домов Садового кольца, общим голосованием собственников помещений в доме было принято решение привлечь необходимые для капитального ремонта денежные средства за счет размещения рекламы на фасаде здания на строительных лесах. Решение было не единогласным и "проходило" трудно: всё непривычное настораживает. Особенно в наше время, когда недоверие к обещаниям справиться с проблемами стало серьёзным социальным фактором. Но в итоге подавляющее большинство жильцов проголосовало "за". В результате проведенного тендера между рекламными компаниями нашли партнёра, который обязался привлечь необходимые для капитального ремонта средства в размере 26 400 000 рублей за период восемь месяцев размещения рекламы. Привлеченное финансирование позволило приступить не только к ремонту фасада, но и к комплексному капитальному ремонту. Тогда никто не предполагал, что в универсальном решении кроется главная опасность. Дело двинулось. Оформили все необходимые документы в установленном порядке, в том числе ордер Объединения административно-технических инспекций г.Москвы на производство фасадных работ, получили разрешение на установку объекта наружной рекламы и информации. Рекламное агентство привлекло рекламодателя. После первого перечисления средств от агентства на счёт ТСЖ работа началась. Здесь требуется профессиональное пояснение. Внебюджетные средства привлекаются за счёт размещения рекламы на фасаде здания. А присутствие рекламы на фасаде здания обеспечивается открытием строительного ордера на ремонт этого самого фасада. Это - акт административно-правового творчества прежнего Правительства Москвы. Федеральное законодательство этой бюрократической процедуры не предусматривает. Ребёнку (и рачительному хозяину) понятно, что ремонт фасада должен делаться только в теплое время. Иначе - деньги на ветер, а на будущий год придётся повторять всю процедуру - искать почти миллион долларов и снова штукатурить по инею. Брать пример с Сизифа жильцы не собирались: стены-то родные, а деньги, хоть и привлечённые, но кровные. Но эти средства невозможно накопить за пару тёплых месяцев, отведённых нашим климатом. Это - не городской бюджет, который для некоторых чиновников - всегда "под рукой", если надо распылить его (в смысле - пустить пыль) в глаза вышестоящему начальству. Вот и приходится получать злополучный ордер под рекламу на год и более, искусственно растягивая график ремонта, как будто работу делают инвалиды.

Несовершенство законодательства! Вот тут бы услышать призыв господина президента к формированию условий и нестандартных подходов. Увы! Уже через месяц - по первому снегу - начались проверки городских властей на предмет графика ремонта фасада. Оказалось, что легче договориться с небесной канцелярией о продлении летней жары, чем убедить проверяющих в нежелании халтурить на ремонте родного дома. 22 декабря московские власти преподнесли инициативным жильцам новогодний подарок. В соответствующем Протоколе, подписанном заместителем мэра П.П.Бирюковым, значится (грамматика сохранена): "Учитывая замечания и предложения членов комиссии, а так же руководствуясь п. 4.32.6 и п. 4.34 "Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" - прекратить действия ордеров, согласно нижеперечисленного списка объектов" - и далее - тот самый дом 1/2 по Смоленскому бульвару.

Случай с этим домом не единичный. Как говорят в разведке один раз - случайность, два - совпадение, три - закономерность. Синдром питерского руководства - "ни за что не отвечаю - ничего не разрешаю" оказался заразен. Этот текст свидетельствует не только о языковой безграмотности его автора, но и об особенностях управленческого стиля, ставшего одной из причин отставки его прежнего шефа. Есть ли варианты объяснения логики поведения чиновника (одного из ключевых в лужковской администрации), который душит инициативу вверенного его заботам населения. Нежелание выпустить из-под контроля бюджетные денежные потоки по принципу "лучше ничего не делать, чем делать бесплатно"? Или - страх потерять насиженное кресло и попытка выслужиться перед новым градоначальником, продемонстрировав рьяность "святее Папы Римского". Самое "щадящее" объяснение - некомпетентность, которая, по идее, ТОЖЕ не освобождает от ответственности. И перед новым мэром, и перед высшей властью, и перед населением, которое само взялась решить в масштабах своего дома ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНУЮ проблему. Представьте: вы ремонтируете на даче теплицу-кормилицу и одновременно высаживаете помидоры. Приходит кто-то из местной администрации и заявляет, что согласно "нижеприведенного графика" созревания плодов или остекления крыши работа вами сорвана. А теперь, по инструкции, останавливайте работы - либо парник сносите, либо овощи выкапывайте. Вы-то помните, что прошло полтора века с тех пор, как в России официально отменено рабство, но бюрократу нет дела до отечественной истории.

Несанкционированный митинг протеста или разгром администрации инструкцией не предусмотрен. Вам остаётся дожидаться выборов, копя обиды и отводя душу в общении с такими же пострадавшими соседями. Вспомнят те, для кого нет ничего дороже, как беспрестанно окружать вас отеческой заботой. Вот тут бы им в самый раз прислушаться к призыву Президента "сформировать" и "обеспечить". И решить, каким образом воплотить в жизнь русское выражение "ударить по рукам". Бытие и быт - слова однокоренные. Первое напоминает о поисках Истины, второе заботит и вызывает досаду. Однако управленческий стиль высоких чиновников от ЖКХ на фоне беспомощности, некомпетентности и разгильдяйства их коллег из других сфер грозит пробудить стихию протеста. И произойдет перелом. Не ровен час, население осознает свои электоральные возможности и накануне выборов вспомнит, к чему двадцать лет назад привели благие пустопорожние горбачёвские намерения "усилить" и "углУбить", погрузившие нас в болото постмодерна [1].

[1] Английский историк Арнольд Тойнби еще в 1960-е выражал крайне пессимистическое отношение к наступавшей эпохе постмодерна. Он считал, что эта заключительная фаза европейской истории станет эпохой беспокойства, иррационализма и беспомощности, в которой мир окончательно утратит системность и гармоничность и предстанет поприщем хаотического взаимодействия случайностей. Останется только совокупность фрагментарных "взглядов изнутри": микрополитика, микроэкономика, частные микронауки и фрагментарные дискурсы. И что бы ни заявляли с высоких трибун, все больше убеждаешься в том, что прав был старик Тойнби!