Принятие федерального государственного образовательного стандарта для средней школы может привести к тому, что в старших классах обязательные предметы для обучения детей сократят до четырех. Школьникам оставят возможность выбрать только один предмет из каждого образовательного направления - изучать можно будет либо алгебру, либо геометрию или либо русский язык, либо литературу. В Татарстане буквально шокированы новацией.

Председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета Татарстана Разиль Валеев в своем комментарии ИА REGNUM заявил, что его успокаивает только то, что новый образовательный стандарт пока не является окончательно принятым. "Раньше Татарстан боролся за сохранение татарского языка как обязательного для обучения школьников республики, но теперь уже федеральный центр идет на отмену государственного русского языка как обязательного предмета. Это уже никуда не годится!" - сокрушается татарстанский парламентарий.

"Реформаторский зуд, не оставляющий чиновников от образования все последние годы (при том, что советская система повсеместно в мире считалась лучшей), уже не знает, в чем найти себе выход, поэтому изобретаются один иррациональный прожект за другим", - считает учитель истории и обществознания лицея им. Н.И. Лобачевского при Казанском университете Егор Червяцов. По его мнению, учащиеся 10-11 классов в большинстве своем не умеют грамотно и по существу излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. "То есть, проучившись в школе десять лет, они попросту не владеют государственным языком. А если вспомнить, что Россия - многонациональное государство, и с владением русским языком у татар, башкир, чеченцев, осетин и т.д. существенно хуже, чем у русских, мы вообще можем столкнуться с национальной катастрофой - утратой нашего языка и самобытности. Вот она - Россия в мире", - говорит казанский педагог.

С ним солидарна коллега из казанской еврейской гимназии №12 Надежда Клековкина, которая считает, что "все оценивается по степени достижения цели: если разработчики нового стандарта хотят сэкономить на зарплатах учителей - это верный курс, а если думают о качестве образования - это самоубийство". По мнению педагога, перечень обязательных для обучения старшеклассников предметов вызывает саркастическую улыбку и желание спросить у изобретателей: "А хотят ли чиновники такой стандарт образования для своих детей?".

На несоответствие предлагаемого стандарта образования с существующей оценкой знаний учащихся обратил внимание учитель казанской средней школы №143 с углубленным изучением отдельных предметов Сергей Шадрин. По его мнению, проект федерального образовательного стандарта ориентирован на широкое внедрение так называемого "компетентностного подхода", когда приоритетом является не получение систематических знаний в различных отраслях науки, а формирование компетенций, необходимых для успешной социализации членов информационного общества.

"Независимо от отношения к поставленной задаче, реализация ее элементарно противоречит существующим критериям оценки итоговых знаний выпускников. Так, например, в процессе изучения истории России основной акцент делается теперь на гражданско-патриотическое воспитание, проведение практических и игровых занятий (дебаты, дискуссии и т.п.), а также проектную деятельность, в то время как одним из инструментов оценки качества преподавания по-прежнему является ЕГЭ, требующий не столько владения компетенциями, сколько углубленного знания именно фактического материала (приблизительно 700 дат, 450 терминов и 600 персоналий; итого - порядка 1750 фактографических дефиниций)", - указывает Сергей Шадрин и делает вывод, что "предлагаемые компетентностные методы обучения не соотносятся на сегодняшний день с требованиями, предъявляемыми в ходе итоговой аттестации".

Такого же мнения придерживается доцент исторического факультета Казанского федерального университета Ильдар Калимонов, читающий курс лекций по теории и методике преподавания истории: "В старших классах должны изучать историю на основе цивилизационной теории, согласно которой школьники должны сравнивать разные модели обществ. Однако в школах сейчас упор делается на подготовку к ЕГЭ, в результате чего учеников натаскивают по истории России и обществознанию. Это уже привело к тому, что история в старших классах заняла место дисциплины по выбору. Поэтому, вводя новый стандарт образования, чиновники просто утверждают всю ту систему, в которую превратилась российская школа после введения ЕГЭ.