Четвёртый день забастовки частных маршрутчиков, осуществляющих пассажирские перевозки Новочебоксарск-Чебоксары, показал, что скоро им придётся либо смириться с новыми тарифами, либо оказаться под прицелом фискалов, а может и на скамье подсудимых, либо потерять бизнес. Впрочем, последнее равносильно предыдущему, при этом сами частники добавляют, что новый тариф в 15 рублей - это всё равно, что отказаться от бизнеса. Как ранее сообщало ИА REGNUM, с 1 февраля в Чувашии введены новые тарифы на пассажирские перевозки: проезд в троллейбусах подорожал на 10% и составил 11 рублей, а автобусах и маршрутках - на 20% - до 12 рублей за человека и багаж, в пригородном сообщении - на 15% (1,79 руб./км), в междугороднем - на 20% (1,87 руб./км). При этом проезд от Чебоксар до Новочебоксарска и обратно подешевел сразу на 10 рублей и составил 15 рублей.

Эта новация республиканской службы по тарифам, утверждённая правительством, и вызвала возмущение частных перевозчиков, которые уведомили общественность через интернет и СМИ, что не выйдут в рейс 1 февраля. Новочебоксарцы заволновались: около трети населения города учится или трудится в Чебоксарах. Действия властей были хоть и не молниеносны, зато своевременны и эффективны: ГУП "Чувашавтотранс" выделило транспорт даже на чужие маршруты, самые популярные и доходные - например, №332. Это были автобусы большей вместимости, чем привычные "ГАЗели" и "Форды", из-за чего увеличился интервал движения, зато проезд был почти в два раза дешевле, чем днём ранее, - 15 рублей. Между тем даже в первый забастовочный день из 19 маршрутов не вышли в рейс только представители пяти. Остальные частники продолжали работать, причём иные - по своим собственным тарифам: кто-то за 20 рублей - никак немотивированных, кто-то довозил новочебоксарцев до поста ГАИ за 15 рублей как за межгород, а затем для желающих ехать дальше по маршруту требовал доплатить 12 рублей, согласно внтуригородскому чебоксарскому тарифу.

Вольная интерпретация правительственного распоряжения вызвала негодование со стороны правозащитников, которые заявили о том, что обратятся в прокуратуру на предмет правомерности действий этих перевозчиков. "Брать двойную плату за один маршрут незаконно, - считает руководитель чувашской правозащитной организации "Щит и меч" Алексей Глухов. Это подтвердили и в республиканской прокуратуре, подчеркнув, за нарушение порядка на ценообразование предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: на физлицо - в размере 5 тыс. рублей, на юрлицо - 50 тыс. рублей и дисквалификация на три года. Прокуроры советуют к обращению или сразу судебному иску приложить оба билета. При этом в прокуратуре подчеркнули, что пока никаких обращений по поводу внетарифной оплаты за маршрут не поступало, но вызвались отследить ситуацию самостоятельно, отметив, что право контроля принадлежит республиканской службе по тарифам.

Отметим, что в Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ИА REGNUM отказали соединять по телефону с руководителем ведомства, заявив, что транспортный вопрос находится в компетенции Минстроя, а затем, поразмыслив, предложили оформить письменный запрос. В отделе Минстроя Чувашии признались, что им известна информация о "других ценах на проезд" из телефонных звонков и жалоб в гостевой книге на сайте, и они предпримут сегодня, 4 февраля, рейд совместно со специалистами тарифной службы. Однако это мониторинг забастовочного периода или реакция властей на незаконность пассажироперевозок: чиновники невозмутимо пояснили, что рейд - традиционный, плановый, еженедельный, какой бывает каждую пятницу.

В свою очередь частные перевозчики заявляют о "грабительских тарифах", которые делают бессмысленным данный бизнес. И утверждают, что при цене в 15 рублей можно только выйти "в ноль". Они уверены, что власти их выживают с рынка в угоду "Чувашавтотрансу", который может компенсировать свои убытки в пригородном сообщении между Чебоксарами и Новочебоксарском на междугородних маршрутах, а как только частник "вымрет", монополизируют рынок и увеличат тарифы. При этом любые предложения обнародовать себестоимость перевозок пока остаются без ответа.

Между тем "народные эксперты" представляют свои данные доходов, в частности, для владельца транспорта. По их данным, чистая прибыль от одной машины может составлять от 30 тыс. рублей до 60 тыс. рублей в месяц в зависимости от популярности маршрута. Владелец лицензии на маршрут, который не всегда, кстати, располагает собственным транспортом, с каждого собственника машины получает ежемесячно от 8-ми до 18 тыс. рублей. Утверждается, что эти цифры - уже со всеми выплаченными "откатами", зарплатами и налогами, потому что это - "живые деньги", которые легко уводятся по "серым схемам". Попробуйте урегулировать столь прибыльный бизнес, когда столько заинтересованных лиц. Даже при беглом изучении владельцев лицензий попадаются знакомые фамилии, из депутатов, хоть теперь уже из бывших.

И пока ничто не могло помешать этому бизнесу - ни увеличение транспортного потока и осознание необходимости реанимирования автобусов большой вместимости, ни рост ДТП с участием маршруток, в результате которых гибнут и получают увечья люди. Каждая предпринимаемая попытка властей урегулировать этот бизнес затягивалась на годы: сначала вводили кассовые аппараты, затем пытались отрегулировать маршруты движения и контролировать численность пассажиров, потом поменять "ГАЗели" на автобусы большей вместимости. Но акции принуждения к порядку со временем сходили на "нет": больших автобусов почти не видно, водитель маршрутки - он же кассир, в салоне микроавтобуса не только сидеть негде, но даже стоять - но всё равно на каждой остановке он останавливается, уплотняя непритязательных пассажиров, готовых с риском для жизни, зато быстро и задешёво, добраться до нужной точки. Холодные неповоротливые троллейбусы и такие же автобусы госпредприятия "Чувашавтотранс" не могли выдержать такую конкуренцию, особенно, когда проезд в общественном транспорте и в маршрутках уровняли. В таких условиях о комфорте пассажиров в маршрутках уже не думали ни владельцы, ни пассажиры, а само "маршрутное такси" утратило первоначальный смысл.

Впрочем, и пассажиры, и эксперты полагают, что нынешние "маршрутки", сыгравшие за последние 15 лет свою главную историческую роль, должны вернуться к статусу "маршрутных такси" - микроавтобусов повышенной комфортности с соответствующей платой за комфортность. Чтобы двери не отваливались, в салоне были только сидячие места, сиденья не пачкали одежду, а водитель не выглядел вампиром с красными от многочасовой работы глазами. Но главное, чтобы этого хотели не только пассажиры, готовые оплатить вместо 15 рублей 30-40 рублей. Но и власти, готовые принять такое решение, создав условия для функционирования основного общественного транспорта. Проблемы с такси в Чувашии давно решены: с нелегальным частным извозом было покончено несколько лет назад при помощи налоговой службы и показательных уголовных дел.