Второй президент Армении Роберт Кочарян заявил в интервью агентству "Медиамакс", что "мне представляется императивом необходимость справедливой политической конкуренции на предстоящих парламентских выборах".

Роберт Кочарян сказал об этом, комментируя по просьбе агентства недавнее заявление лидера партии "Процветающая Армения" (ППА) Гагика Царукяна о том, что в свое время, будучи президентом, при желании он мог бы либо создать свою собственную политическую партию, либо возглавить одну из действующих, конкретно - Республиканскую партию Армении (РПА), однако не захотел ни того, ни другого.

Комментируя логику своих действий того периода, Роберт Кочарян сказал следующее:

"Да, действительно, я не создавал партии и не стремился возглавить какую-либо из действующих партий. Действовавшая тогда Конституция наделяла президента достаточной властью, чтобы уверенно реализовывать свою политику на уровне сотрудничества с парламентскими партиями без непосредственной вовлеченности в партийное функционерство. Более того, это давало определенное преимущество, поскольку позволяло президенту быть над партийной конкуренцией, выступая в роли арбитра при возникновении естественных для любой страны межпартийных противоречий. Невозможно быть одновременно игроком и арбитром на поле политической конкуренции.

Конституционная реформа серьезно политизировала исполнительную власть, подняв роль парламентских партий в ее формировании. Поскольку мне по Конституции оставалось быть президентом менее года в новых условиях, я решил не менять формата своего участия в политическом процессе, однако стал уделять гораздо больше внимания ситуации внутри коалиционных партий и, в первую очередь - Республиканской. По договоренности с премьер-министрами Андраником Маргаряном, а позднее - с Сержем Саргсяном, я рекомендовал многим успешным руководителям исполнительных структур вступить в РПА для усиления ее кадрового потенциала. Кстати, многие из них сегодня входят в руководящие органы партии. Это был нормальный политический процесс, только усиливший Республиканскую партию. Тогда в РПА это было воспринято с энтузиазмом. Со мной был поименно согласован список РПА на парламентские выборы 2003-го и 2007-го года. И это был показатель высокой степени сотрудничества между президентом и партией, имевшей наиболее крупную фракцию в парламенте. Это было открытое и понятное всему обществу взаимодействие, а не какие-то секретные договоренности. Оно позволяло мне управлять страной, не думая о партийном лидерстве. Кстати, это сотрудничество было и залогом серьезного успеха в социально-экономическом развитии страны в те годы, и говорит только о прагматизме тех, кто был вовлечен в этот процесс.

Думаю, что мало кто в те времена сомневался в том, что я как президент в состоянии не только сформировать, но и возглавить - формально и неформально - парламентское большинство. Я просто выбрал другую модель взаимодействия с парламентом и партиями, которая в то время, на мой взгляд, была более эффективной. Эта модель давала президенту возможность полностью сконцентрироваться на государственной деятельности с сохранением широкого поля для маневра во внутриполитических делах.

Характер развернувшейся полемики показал, что у некоторых политиков, к сожалению, очень короткая память.

Однако, все это уже история, и не важно кто и что мог сделать и не сделал, или наоборот. Сегодня важно сделать все возможное для поступательного развития страны. Мне представляется императивом необходимость справедливой политической конкуренции на предстоящих парламентских выборах".