Чебоксарские депутаты всерьёз взялись за решение главной транспортной проблемы - "пробок". На этой неделе состоялся расширенный круглый стол под председательством главы города Леонида Черкесова, в котором приняли участие не только народные избранники, но и представители столичной администрации и правительства республики, руководители транспортных предприятий и общественности. Разговор получился конструктивным, предметным, открытым, с обозначением главных "болевых" точек города и хотя не всегда однозначным с точки зрения путей решения, но чрезвычайно важным для дальнейшей транспортной судьбы Чебоксар, поскольку впервые за последнее время этой проблеме было уделено столь серьёзное внимание, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Леонид Черкесов подчеркнул, что пробки - "самый надежный показатель эффективности государственного и муниципального управления, который нельзя скрыть никакой статистикой, никаким пиаром". По его словам, в Чебоксарах сейчас на 1 тыс. жителей приходится 180 автомобилей, в среднем по России - 250, в Москве - 350. "Если мы не дотягиваем даже до среднероссийских цифр, то что у нас будет, если на каждую тысяч жителей будет приходиться 250 автомобилей? Чебоксары встанут", - констатировал глава города, подчеркнув, что проблему "пробок" нужно решать совместными усилиями и акцентировал внимание на корректировке генплана (принят в 2005 году - ИА REGNUM), значительном снижении объёмов уплотнительной застройки. "Существующие градостроительные документы не учитывают рост количества автотранспорта, поэтому требуют незамедлительной корректировки", - обозначил проблему Черкесов. С ним согласились и эксперты в сфере строительства, отметив, в частности, что с тех пор границы города расширились, появился новый микрорайон "Новый город". "Не раз поднимался вопрос корректировки генплана, но он не решается", - заметил главный архитектор Чувашгражданпроекта Олег Рахимов, выразив готовность предложить свои разработки: "Маленькие меры, маленькой кровью не обойдёшься - всё это поможет на год, а потом все вернётся. Нужны стратегические задачи по развитию транспортной сети".

С этой позицией согласен и заслуженный строитель России, почётный гражданин Чебоксар, член совета старейшин при Чебоксарском городском собрании депутатов Евгений Тертышный, который давно занимается транспортной проблемой и "детально эту проблему у нас в городе изучил и поднял". Он подтвердил, что "город к возможному развитию транспорта не готов". Эксперт заверил, что при росте транспортного потока город встанет: "При этом у нас будут системные заторы - из-за любой мелочи". И детально озвучил несколько "субъективных причин, которые предполагают, что обстановка у нас будет хуже, чем в других городах".

Первое - рельеф города: овраги и речки делят столицу республики на части. Как и 20-километровый железнодорожный коридор, через который есть "всего четыре перехода разного уровня": "Это очень мало. Город делится на две части - практически непреодолимые". Ещё один "принципиальный недостаток" - микрорайонная планировка Чебоксар, отсутствие коротких связей на периферии. Очень серьёзная проблема на дороге Чебоксары-Новочебоксарск: стоит поставить здесь пару светофоров - и всё, пробки неминуемы". Евгений Тертышный также выразил сожаление, что "не хватило нахальства" запроектировать 6-полосную дорогу по ул.Б.Хмельницкого: "Если возникнет вопрос о выделении полосы для общественного транспорта, мы не сумеем этого сделать. Значит, надо немедленно это всё ломать, менять, пересматривать... И в результате у нас центр - транзитная зона".

Тертышный отметил, что "не в дорогах проблема, а в стоянках". По данным исследования немецких учёных, 90% машин стоит, ездят только 10%. "Чтобы получить свободные дороги, надо поставить машины на стоянки", - сделал вывод эксперт и привёл ряд цифр. Каждой машине нужно минимум два места для стоянки: ночной и временной дневной. В Чебоксарах свыше 82 тыс. автомобилей, плюс приезжающие - значит, по самым грубым расчётам, необходимо 180 машино-мест, или 3,5 млн кв. метров площадей под них. Сегодня в Чебоксарах 75 стоянок на 5.127 мест, или 140 тыс. кв. метров. "У нас, грубо говоря, где-то 9 млн кв. метров жилой площади. Если раскатывать это дело по поверхности - жирно будет, значит, проблема многоэтажных стоянок важнее даже, чем дороги, - аргументировал Евгений Тертышный. - Мир давно пришёл к тому, что нужно массовое строительство открытых автостоянок. Мы два года об этом говорим, но почему-то никто не заинтересовался".

Самое главное, по мнению эксперта, "нужно сегодня понять, где их размещать". В этой связи он напомнил и о важности политической воли: "Практика других городов, в том числе российских, такая: администрация ставит цели, что нужны автостоянки в таких-то местах, и дальше предлагает - давайте предложения. И оказалось, что при такой постановке вопроса возникает предложение, в том числе вплоть готовности строить их". Говоря о столичной власти, Евгений Тертышный также напомнил, что "как-то объехали с мэром города (ныне глава администрации Чебоксар Николай Емельянов - ИА REGNUM)" один из участков, который планировалось застроить, в ходе поездки его попросили представить проект: "Мы 10 заявок сделали на этот участок - положительного ответа ни одного не получили".

Выступающий особо подчеркнул, что в Чебоксарах "хронически не хватает технической документации": "Хронически. Потому что она финансируется по остаточному принципу. Выделяют деньги - начинаем проектировать дорогу. Но это значит, во-первых, что проект делается в спешке, поэтому не всегда лучшего качества. Во-вторых, он не обсуждается, потому что некогда. И, в-третьих, альтернативные варианты не рассматриваются. Это наша беда. Поэтому первая задача, которую стоило бы решать сегодня и поставить на повестку дня, - это опережение проектирования и создание запаса технической документации, причём на всё - от частных случаев до концептуальных проектов". С этой целью, по словам Евгения Тертышного, необходимо создать специальный фонд: "Это не должна быть ни общественная, ни коммерческая организация. Фонд должен собирать денежки и заниматься только проектированием, ни в коем случае не строительством. Разрабатываемые проекты может выкупить у фонда заказчик или инвестор, так как в любой строительной смете закладываются средства на проектирование. Полученные денежки должны идти на следующее проектирование". "Но самое главное - это вызовет возможность и предметного обсуждения с жителями, с автомобилистами особенно. Это то, что называется, может быть, гражданским обществом", - заключил эксперт. "Думаю, этот фонд необходим. Надо его создать в ближайшее время", - поддержал Леонид Черкесов.

Отдельная дискуссия развернулась по поводу участков, которые можно превратить в парковки. В частности, главный архитектор Чебоксар Сергей Стройков сослался на "международный опыт": "между дорогой и тротуаром нет газонов". И предложил "упорядочить эти газоны, превратить их в парковки". Однако это предложение не нашло отклика. Представитель Чувашгражданпроекта высказал мнение, что во дворах можно использовать пустующие площадки для сушки белья: "Сегодня эта территория избыточная, никто не сушит". "Если сегодня можно остановиться только там, где не запрещено, то завтра можно будет остановиться только там, где разрешено. И к этому надо готовить всё население, нам всем надо переламываться. С этого начнётся создаваться предметность для обсуждений", - резюмировал Евгений Тертышный.

Депутат Александр Андреев обратили внимание на то, что "по всем Чебоксарам разбросаны на дорогах" машины с большими прицепами с символикой "Магнита": "Создают препятствия". Командир полка Госавтоинспекции Чувашии Олег Федоров сказал, что "встречались с представителями "Магнита", "они обещали, что провоз продукции будет только в ночное время, с 21 часа до шести утра". "Не выполняют", - сделал вывод депутат, остальные присутствующие закивали головами. "Ещё раз встретимся, ещё раз переговорим", - взял на заметку командир полка. Леонид Черкесов подчеркнул, что "большегрузный транспорт в центре Чебоксар не должен быть" и высказался о необходимости создания за пределами города сети логистических центров.

Олег Федоров в своём выступлении подчеркнул, что в Чебоксарах 63% в структуре ДТП составляют наезды на пешеходов: "Если мы разграничим потоки, то добьёмся положительных результатов, у нас не будет такого количества погибших людей и не будет такого количества пробок, которые мы сейчас имеем. То есть транспорт будет идти по своему зеленому коридору, а пешеходы - по безопасному надземному или подземному переходам. Мы ставили эти цели и в 2005, и в 2006 годах, рассматривали именно в администрации города". Представитель ГИБДД также отметил, что потоки можно разделить и при помощи светофорного регулирования. Командир полка особо подчеркнул необходимость строительства оградительных сооружений, чтобы пешеходы не могли перебегать дорогу там, где им хочется. Именно подобная беспечность и безответственность в последнее время стала одной из главных причин смертельных наездов.

Депутаты предложили при многополосном движении установить "светофоры по вызову", а на оживлённых перекрёстках - разделительные светофоры для автомобилей и пешеходов, "уменьшив время прохода пешеходов до 10-15 секунд, что обеспечит скорость прохождения автомобильного потока и безопасность пешеходов". Также высказались о необходимости выделения отдельных полос для общественного транспорта с полным запретом грузового и личного транспорта, замены маршрутных такси на основных направлениях автобусами большей вместимостью, а на наиболее активных перекрёстках перенести пешеходные переходы и остановки общественного транспорта. "Например, кольцо у "Рощи": здесь четыре пешеходных перехода прямо у кольца и ещё остановки создают на сложном участке пробки. Пешеходы никуда не торопятся, заметьте, они спокойно идут - не организованно, а цепочкой. Мы на ровном месте создаём пробку", - высказал мнение депутат Евгений Слепов.

Из решений "на будущее" - создание в городе велосипедных дорожек, строительство дополнительных надземных и подземных переходов, развитие сети многоярусных паркингов, создание междведомственного центра по организации и управлению дорожным движением, а также развитие новых видов транспорта. "Почему бы нам не рассмотреть строительство линии скоростного трамвая между Новочебоксарском и Чебоксарами?" - предложили депутаты.

Что касается перспективных планов столичной администрации, то в числе таких проектов было выделено строительство третьего транспортного полукольца, которое соединит северо-западный район с новоюжным (пройдёт от Московского проспекта через юго-западный с выходом на проспект 9-й пятилетки). Ещё одно полукольцо предполагается построить в центре города (по ул.Суворова через технологический проезд с выходом на ул.Гагарина). Также в перспективе - магистраль, соединяющая Чебоксары с Новочебоксарском, которая пройдёт по в том числе и по землям Чебоксарского района.

Депутатов заинтересовало предложение ГИБДД Чувашии об установке светодиодных светофоров, которые окупаются в течение 3-4 лет: старые ламповые светофоры требуют замены ламп и потребляют больше электроэнергии. Представитель компании, занимающейся эксплуатацией светофоров, подтвердил это расчётами: если все 111 светофоров, за которые они отвечают, заменить на светодиодные, то годовая экономия "по минимальным расчётам" составит 3,5 млн рублей. При этом на уличное освещение город ежегодно тратит 54 млн рублей. "Думаю, что на следующий год надо предусмотреть хорошую программу по светофорам", - поддержал "экономичные" доводы Леонид Черкесов.

Глава города также признал, что назрела проблема паспортизации улиц и дворов, что позволит уже с научной точки зрения, с учётом экспертных решений наносить дорожную разметку: "Когда ГИБДД разметку сделала, многие горожане возмущались - кто-то, например, во двор не мог заехать из-за появившейся сплошной линии. Понятно, что Госавтоинспекция старалась, хотела улучшить дорожную ситуацию, но всё должно быть организовано по-научному". Олег Федоров подтвердил, что из-за отсутствия паспорта улиц "некоторые знаки, разметки, действительно входят в противоречие": "По сути, они наносятся по нашему разумению - как мы скажем, так и будет, а должно быть по закону, как проектировщики скажут". "Одно время всё сплошные линии были, потом постепенно они стирались, да?" - поинтересовался глава города у командира полка. "Нет, они не стирались, просто некоторые горожан ночью закрашивали. Например, владелец заправки закрашивал для своей заправки", - объяснил Олег Федоров причину быстрой "стираемости" некоторых линий.

Глава города также отметил, что в программе по асфальтированию внутридомовых территорий, которая будет реализована в том числе на федеральные средства и которая не предполагает строительство парковок, надо предусмотреть возможность создания площадки под стоянки.

Леонид Черкесов также обозначил и важность роли СМИ в этой "транспортной" работе в плане привлечения и участия общественности в решении проблемы. Однако в отличие от руководителей, их подчинённые считают, видимо, иначе, демонстрируя на деле и своё отношение, и вместе с ней - культуру поведения и воспитания. В частности, после начала мероприятия малоизвестная чиновница-блондинка попросила двух приглашённых журналистов (которые сидели не за круглым столом) пересесть на второй или третий ряд: "Это места для приглашённых", - фыркнула дама, имея в виду двух мужчин, которые сидели на втором ряду. После такой рокировки, которую при столь острой необходимости можно было сделать ещё за 15 минут до начала заседания, женщина не успокоилась: ещё одному журналисту на глазах у всех пришлось освободить место другому приглашённому гостю. Серьёзно опоздавшему. Отметим, что эта же дама, с широкой улыбкой встречающая депутатов, на просьбу журналистов дать повестку дня и список экспертов, на всю журналистскую братию выдала единственный экземпляр.

"Пока машины у нас побеждают человека", - сказал полушутя-полусерьёзно в заключение один из депутатов.