ИА REGNUM продолжает публикацию цикла фоторепортажей "Покинутая Армения", посвященного памятникам истории и культуры - прошедшим сквозь века, но сегодня разрушающимся на глазах от человеческого бездушия.

Возле деревни Привольное Лорийской области находится монастырь Хучап, воздвигнутый в XIII веке. Центральная церковь, построенная из фельзитного туфа, представляет собой купольное строение. Справа и слева от алтарной апсиды находятся двухэтажные приделы. Верхние этажи служили тайниками, к которым вели потайные ходы. На стенах правостороннего придела сохранились старинные фрески. Как уже сообщало ИА REGNUM в рамках цикла ''Покинутая Армения'', с начала девяностых годов Грузинская православная церковь (ГПЦ) выдвинула претензии на ряд церквей, расположенных в Армении. В их числе находится и монастырь Хучап. В феврале 2006 года Священный Синод Грузии под председательством архиепископа Сабы (Гигиберия) провел заседание, в ходе которого объявил о восстановлении "одной из исторических епархий" - Агарак-Ташира и подчинении ее епископу Дманиси. Армянская Апостольская церковь тогда заявила, что в Армении нет последователей Грузинской православной церкви, а вместо учреждения епархии в Лори (северная область Армении), грузинской стороне следовало бы придать официальный статус Армянской епархии в Грузии и решить вопрос с возвращением Армянской апостольской церкви армянских церквей, находящихся на территории Грузии.

По словам специалиста по армянской архитектуре, историка Самвела Карапетяна, грузинская пресса почти каждый день публикует информацию о том, что грузинские монастыри на территории Армении находятся в неутешительном состоянии. Но необоснованность попыток присвоения этих святынь и их принадлежность армянской церкви историк объясняет разницей в архитектурных стилях: если в грузинских церквах усыпальницы находятся внутри, то в армянских церквах и, в частности, в Хучапе, усыпальница находятся во дворе. Историк отмечает большую разницу во фресках, которые украшают залы храмов. По словам Карапетяна, грузины требуют армянские халкедонские церкви, чтобы впоследствии иметь военные опорные точки. ''История доказывала, что грузины всегда были уверены в существовании своих храмов в другом государстве, и сегодня они придерживаются того же мнения. Они стремятся сделать церковь политическим опорным пунктом, откуда можно будет действовать'',- считает историк.

Таким образом, заброшенное состояние халкедонских церквей на территории Армении является козырем в руках ГПЦ. Несмотря на стратегическую важность реставрации этих церквей и превращение их в действующие, первопрестольный Эчмиадзин строит церкви в центре Еревана. Тем временем, уникальные святыни обрастают зеленью, их камни осыпаются, уникальные фрески подвергаются жестокому воздействию осадков. И чем дальше, тем сложнее будет воссоздать первоначальный вид этих древнейших очагов культуры и религии...

Подготовил Ашот Погосян