Любая политическая власть основывается на нескольких основных видах ресурсов: силовые, экономические, идеологические, информационные и демографические. Пожалуй, наиболее действенными ресурсами для стран, где не предусмотрено широкое развитие демократических институтов и гражданского общества, являются силовые: органы охраны правопорядка и армия. Доказательством могут служить события в ряде арабских стран, где именно правоохранительные органы и военизированные части сыграли главную роль в происходящем.

Для белорусского политического режима силовые ресурсы также играют первостепенную роль, отодвигая на второй план идеологическую обработку населения. По-видимому, подобная мысль окончательно утвердилась в голове нынешнего президента Белоруссии, который сразу же после своего многодневного отдыха, приступил к осмотру силовых структур страны. Давайте разберемся, может ли рассчитывать Лукашенко на белорусскую милицию и армию в случае дестабилизации обстановки в стране.

Милиция. Известный факт - Белоруссия является одним из лидеров среди постсоветских стран по численности сотрудников силовых ведомств относительно населения страны: на 100 тысяч жителей приходится почти 1500 милиционеров. Даже Россия с ее разветвленным аппаратом находится на втором месте - около 1000 человек. Таким образом, белорусские силовики составляют около полутора процентов от общего числа населения страны. Плохо это или хорошо - вопрос спорный. Однако ясно одно - в настоящее время МВД Республики Беларусь представляют собой довольно слаженный аппарат легального принуждения в стране, сугубо отрицательное отношение к которому в настоящее время сложилось только у оппозиции. В стране сделано все, чтобы человек в форме не вызывал социального отторжения.

Белорусскую милицию можно не любить, но отрицать того факта, что свою роль по обеспечению правопорядка в стране она худо-бедно выполняет, нельзя. Однако, несмотря на то, что органы МВД считаются многими опорой режима Лукашенко, белорусский лидер до последнего времени не был полностью доволен их работой. Например, 30 августа 2010 года на совещании по вопросам соблюдения правоохранительными органами законности при обеспечении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Национального парка "Припятский" президент высказал свою неудовлетворенность деятельностью милиции: "некоторые немного обнаглевшие структуры начинают считать себя выше закона. К милиции масса вопросов". Тогда подобное публичное высказывание выглядело как своего рода предупреждение правоохранительным органам накануне выборов. Многие наблюдатели считают, что такие регулярные взбучки проводятся Лукашенко для "профилактики" и для того, чтобы продемонстрировать свою заботу о простом народе. На самом деле президент силовиков поддерживает, отлично понимая, что они - одни из главных защитников режима.

Сегодня для того, чтобы влиться в стройные ряды милиционеров, не нужно специального образования - надо только закончить любой ВУЗ и отслужить в армии. В дальнейшем после вступления в должность можно в среднем зарабатывать до 2 млн. белорусских рублей (около 650 долл.), а также рассчитывать на различного рода льготы и регулярные премии. Например, тем омоновцам, которые разгоняли демонстрантов на площади 19 декабря, выдавали по миллиону (более 330 долл., то есть среднемесячная зарплата учителя).

Нельзя сказать, что в Белоруссии полностью отсутствует преступность, но ее уровень (по крайней мере, по официальной статистике) гораздо ниже, чем в соседних странах, поэтому работать в милиции - дело относительно несложное. Это не означает, что сотрудники правоохранительных органов ничего не делают, занимаясь лишь отловом торгующих в переходах пенсионеров и пьяных подростков, но то, что в республике гораздо меньше проблем с организованной преступностью, чем у соседей - факт неоспоримый. И дело здесь не столько в деятельности Лукашенко по наведению порядка в стране, сколько в особенностях белорусского менталитета, главными особенностями которого являются гипертрофированная толерантность и миролюбие.

По мнению многих экспертов, последние несколько лет главным врагом белорусской милиции, помимо воров и убийц, является оппозиция, активистов которой держат в постоянном напряжении по всей республике. События 19 декабря только ускорили процесс "отлова" тех, кто не согласен с политическим режимом, установившемся в стране. Сегодня складывается впечатление, что последние два месяца правоохранительные органы не занимаются ничем иным, кроме разбора дел, связанных с организацией массовых беспорядков в день президентских выборов. Несмотря на это, отношение к милиции, как в среде простого народа, так и у политической элиты Белоруссии в целом остается положительным. По словам Лукашенко, в стране сделано все необходимое, чтобы милиция "нравилась народу, защищала наших граждан". Таким образом, белорусские правоохранительные органы по праву занимают первое место в рейтинге защитников режима Лукашенко.

Армия. Современная белорусская армия, при всех своих недостатках, сегодня представляет собой достаточно боеспособную структуру. Несмотря на то, что за последнее десятилетие численность вооруженных сил РБ была сокращена почти в два раза (сегодня число военнослужащих составляет около 50 тыс. человек), по мнению военных экспертов, Белоруссия по своему военному потенциалу занимает одно из лидирующих мест не только среди стран СНГ но, как это ни странно, мира. По исследованию первой половины прошлого десятилетия, военный потенциал республики занимал 41-е место (из 164-х) в мире, и третье место среди стран СНГ после России (2-е место в общемировом списке, на 1-м - США) и Украины (21-е). Такое положение вещей многие объясняют, прежде всего, советским наследием, доставшимся Белоруссии после распада СССР. Однако следует помнить, что, несмотря на бешеную распродажу оружия, проводимую белорусскими властями в 1990-х начале 2000-х годов, именно они проводят политику повышения авторитета человека в погонах. Например, вы вряд ли встретите на улице неопрятно одетого курсанта, или офицера в гражданской курточке поверх мундира, как это часто можно лицезреть, например, в России или на Украине, что кардинальным образом влияет на восприятие военных гражданским населением.

Помимо этого, в Белоруссии существует новая концепция строительства вооруженных сил до 2020 года, согласно которой в стране формируется единая система материального обеспечения, как самой армии, так и других войск военизированных формирований, планируется внедрение ипотечно-накопительной системы строительства жилья для офицеров и прапорщиков (в том числе служебного), а также развитие инфраструктуры военных городков. Однако, пожалуй, самое главное - планируется совершенствование системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и гражданскому персоналу. Сегодня оклады старшего офицерского состава выше средней заработной платы по стране, а в будущем планируется повышение денежного довольствия всех уровней военнослужащих. Именно эти мероприятия и призваны окончательно утвердить в среде военнослужащих лояльное отношение к политическому режиму страны.

Последние события в ряде арабских стран и, в первую очередь, Египте заставляют белорусское правительство по иному взглянуть на роль армии в стране, так как, не смотря на полное подчинение внутренних войск и милиции президенту, армия, даже при такой небольшой численности, представляет собой весьма грозную силу. Именно с таким посылом президент Белоруссии обратился к военнослужащим страны во время посещения 2-ой инженерной бригады Вооруженных Сил в поселке Сосны под Минском 21 февраля: "армия - наша гордость, оплот порядка и стабильности государства".

По словам Лукашенко, сегодня главной целью государства является "надежное обеспечение национальной, прежде всего военной, безопасности". При этом белорусский президент абсолютно четко изложил свою позицию: "Если бы ситуация повернулась таким образом, что возникла бы реальная угроза переворота в нашей стране, угроза для десятимиллионного народа, я бы не остановился перед тем, чтобы использовать Вооруженные Силы". Вот так. Оказывается главное предназначение армии Белоруссии - вооруженная борьба со своим собственным народом. Почему президент считает именно так, он сам пояснил в своем обращении к военным: "Возьмите Египет с 80-миллионным населением. Что, там 80 млн. человек восстали? Миллиона не было, называли цифру около 100 тыс. человек... перевернули страну и ситуацию там, еще неизвестно, чем она закончится. От кровопролития спасла армия - спокойными действиями". По его мнению, несмотря на то, что у Белоруссии пока нет возможности выйти на тот уровень оснащения новыми образцами вооружения, который был в Советском Союзе и имеется у стран Запада, именно армия остается важнейшим фактором обеспечения независимости, сдерживания агрессии, гарантом того, что будет выбран и реализован одобренный народом курс.

Необходимо отметить, что президент уже не первый раз обращается к военным с подобными речами, но именно в нынешних условиях грядущей экономической нестабильности республики они зазвучали особенно громко. 23 февраля на приеме руководящего состава Вооруженных Сил и правоохранительных органов по случаю Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Белоруссии Лукашенко окончательно закрепил за армией, наряду с органами внутренних дел, статус защитника внутреннего спокойствия страны: "Поднялась с колен армия - возродилось наше Отечество... Вооруженные Силы Республики Беларусь всегда будут гордостью, надежной опорой страны, а воинская служба - делом особой государственной важности и высокого нравственного значения, настоящей школой возмужания и гражданственности для нашей молодежи". Подобное отношение не может не нравиться военным, которые несколько последних лет ощущали себя лишь вторым номером, отдавая первенство в любви президента органам МВД. Поэтому, наблюдавшееся ранее недовольство проводимыми реформами в рядах вооруженных сил сегодня постепенно сходит на нет, а в стране идет нивелирование различий между МВД и министерством обороны. Подобный процесс является основой формирования единого силового фундамента политического режима республики.

КГБ. Структура, которая, как ей и положено быть, окутана самым большим количеством тайн и домыслов. Отношения между белорусскими чекистами и президентом долгое время были далеки от идеальных, так как Лукашенко не уделял, по мнению многих, должного внимания комитетчикам, холя и лелея милицию и внутренние войска. Напомним, что в апреле 2002 года по указу белорусского лидера численность сотрудников КГБ была сокращена на 10%, а чуть позже своего поста лишился начальник Управления военной контрразведки республики Константин Хрущёв, который возглавлял эту ветвь КГБ с марта 1996 года. В этот же период была проведена серьезная чистка всех структур Комитета в связи с резким недовольством президента работой спецслужб в противодействии внешним угрозам. Ряд исследователей отмечают, что именно в начале 2000-х Лукашенко впервые дал задачу всем силовым структурам и, в первую очередь, Комитету госбезопасности, активизировать деятельность против оппозиционных партий, имеющих контакты с западными грантодателями. Подобные указания были продублированы перед выборами 2006 и 2010 годов и, по всей видимости, с успехом выполнялись. Например, осенью прошлого года, по заявлению председателя Комитета государственной безопасности Вадима Зайцева, были задержаны несколько курьеров при попытке доставить деньги из-за границы для оппозиции (у одного их них было изъято 200 тыс. долларов).

Однако сами силы КГБ в стране довольно немногочисленны, поэтому для эффективной работы Комитета в области защиты политического режима Белоруссии первостепенное значение имеют различного рода правовые акты, регулирующие его деятельность внутри страны. Еще в августе 1999 года вступили в силу поправки в Административный кодекс, которые предусматривают ответственность за препятствование деятельности органов госбезопасности. С этого времени любой человек, отказавший в допуске сотрудников КГБ на предприятие, в учреждение или иную организацию, а также не предоставивший им информацию, необходимую для проведения ревизии (!) может быть подвержен административному взысканию.

Наиболее серьезное расширение полномочий Комитета госбезопасности произошло в преддверии последних президентских выборов. Еще в декабре 2009 года парламент Белоруссии в рамках усиления борьбы с преступностью принял поправки к законодательным актам, существенно расширявшие полномочия силовиков. С этого времени МВД и КГБ республики могут проводить обыски, производить аресты и прослушивать телефоны без санкции прокурора.

Необходимо отметить, что подобный шаг был сделан по требованию президента Белоруссии. Дальше - больше. В марте прошлого года КГБ и Оперативно-аналитический центр при президенте Белоруссии (ОАЦ) получили полный доступ в режиме онлайн к абонентским базам белорусских операторов связи (за счет средств самих операторов!). При этом можно говорить не о законодательной легализации действовавшей в стране практики обращений правоохранительных органов к операторам связи за помощью, а о внедрении КГБ и ОАЦ в деятельность операторов связи через установку специального оборудования.

События, происходящие в стране после 19 декабря 2010 года, окончательно убеждают, что органы КГБ полностью перешли под руководство Лукашенко, превратившись в оружие режима: аресты оппозиционеров, обыски и допросы - все это проводится в настоящее время представителями не МВД, а Комитета госбезопасности. При этом действует четкая установка, данная несколько лет назад бывшим председателем КГБ Белоруссии Степаном Сухоренко - все недовольные властью в стране рассматриваются в качестве потенциальных террористов.

В настоящее время именно белорусская армия, органы МВД и КГБ представляются наиболее реальным составляющими фундамента политического режима Лукашенко. Ряд других силовых ведомств, таких как Прокуратура, Совет безопасности, Таможенный комитет и т.п., сегодня находятся на своеобразной периферии внутриполитической жизни страны. Исключением, пожалуй, является Комитет государственного контроля Белоруссии (КГК), который был создан еще в 1996 году и в настоящее время возглавляется Александром Якобсоном. Данный орган подконтролен только президенту и имеет право проводить проверки любого предприятия и органа власти, что, по сути, превращает его в карающую длань Лукашенко. Напрямую деятельность КГК жизнь простых граждан не затрагивает, чего не скажешь о чиновниках и других госслужащих, судьба которых серьезно зависит от результатов проверок комитета. Именно поэтому в обществе сложился достаточно положительный образ Комитета госконтроля - борцы с коррупцией, взяточничеством и всевозможными злоупотреблениями чиновников.

Необходимо признать, что силовые структуры, преданные тому или иному политическому режиму, являются основой любого государства. Однако в цивилизованном мире (а Белоруссия себя к нему причисляет) и в голову никому не придет мысль применять оружие против своего же населения, отстреливая мирных граждан и бомбя города с протестующими. Белорусская же действительность, по словам президента страны, иная - Александр Григорьевич, по примеру своего друга Муаммара Каддафи, готов ради собственных интересов превратить Белоруссию во "что-то похлеще, чем Косово и Чечня". И помогать ему в этом будут его верные силовики.