"Покинутая Армения'' - цикл фоторепортажей о гибели шедевров армянской архитектуры, свидетелей многовековой истории народа. В 301 году государство Великая Армения официально приняло христианство в качестве государственной и единственной религии Армянского царства, ещё до того, как оно было уравнено в правах с язычеством императором Константином Великим в Римской империи. Сегодня христианские святыни гибнут из-за преступного равнодушия нынешних иерархов Армянской Апостольской церкви.

На этом фоне не может не вызывать гнев и негодование повсеместно распространенная информация о коррумпированности сановников ААЦ. Например, ереванская газета "168 Жам" пишет, что в последние годы много говорится о том, что служители Армянской Апостольской церкви срослись с властной, олигархической системой. Подобные, кажущиеся надуманными оценки подтверждаются на деле. Например, пишет газета, предстоятель Араратской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Навасард Кчоян недавно получил в подарок от своего крестного автомобиль марки "Бентли". Эту информацию газете подтвердила и пресс-служба Араратской епархии, и архиепископ Кчоян. Ответы, данные последним в телефонной беседе с корреспондентом газеты, ничем не отличались от ответов среднестатистического армянского олигарха, пишет "168 Жам". В частности, в ответ на вопрос, передаст ли он этот подарок церкви, духовный пастырь сказал: "Девочка, какое твое дело? Зачем ты лезешь в мою личную жизнь?" Газета отмечает, что стоимость модели "Бентли", которую подарили Кчояну, колеблется от 180 до 200 тысяч долларов.

Ниже представлен фоторепортаж о печальной судьбе величественного средневекового монастырского комплекса Нор Варагаванк, расположенного в двух километрах от деревни Варагаванк Тавушской области на лесистом склоне. Его основал князь Давид в 1193-1198 гг., построив старейшую церковь монастыря Анапат, которая принадлежит к редкому для армянских памятников трехапсидному типу. Примечателен парадный вход - разукрашенная дверь с двумя высеченными хачкарами по бокам. С севера к церкви примыкает сводчатый мавзолей, с юга - маленькая однонефная часовня, а с запада - притвор, кровля и южная стена которого не сохранились. В северной части монастыря в 1224-1237гг. сын князя Давида Васак II построил церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородицы). Внешне прямоугольная, изнутри она крестообразна и с четырьмя двухэтажными приделами по углам. Купол возвышается на высоком цилиндрическом барабане. Алтарная апсида освещается двумя окнами. Церковь имеет два входа - с юга и запада. Западный украшен напоминающими мозаику темно-фиолетовыми и светло-синими камнями, на которых высечены зооморфические и растительные орнаменты. С запада к церкви примыкает крупный прямоугольный притвор, построенный в 1237-1261гг. настоятелем монастыря Ованнесом Таеци. К северу от стен монастыря находятся кладбище и маленькая часовня.

Сегодня Нор Варагаванк полностью заброшен: на куполах растут кустарники, стены его многих построек рухнули, задавив и разломав уникальные хачкары. Из-за человеческого бездушия этот очаг веры сегодня превратился в призрак: туристы посещают Нор Варагаванк крайне редко, а о служителях церкви и работниках министерства культуры и речи не идет... Стоит только предположить какие живительные преобразования можно было бы осуществить в этом храме, потратив 200 тысяч долларов, вырученные от продажи "Бентли" Навасарда Кчояна.

Подготовил Ашот Погосян