Составление отчетов и собственный пиар - главная задача Министерства культуры Татарстана. Такой вывод можно сделать по результатам брифинга в Кабинете министров РТ, посвященного сохранению и использованию объектов культурного наследия в Татарстане.

После реакции президента Рустама Минниханова на выступления градозащитников со словами о том, что надо больше информировать общественность о состоянии памятников и что возмущение горожан - "это наша недоработка", Министерство культуры РТ решило отвести от себя вектор общественного возмущения. Способ был выбран далеко не новый, но проверенный - чиновники попытались забросать журналистов цифрами, одновременно рекомендуя им "больше освещать проблему".

По словам вице-премьера - министра культуры РТ Зили Валеевой, выступившей на брифинге, в Татарстане, оказывается, количество "выявленных объектов культурного наследия" приближается к семи тысячам. Из них 1509 объектов - на государственной охране, в том числе 146 - федерального значения, 1051 - регионального и 312 - местного (муниципального) значения. В муниципальной собственности находится сегодня 741 объект культурного наследия (в основном, это многоквартирное жилье), 201 объект - в частной собственности, 94 - в собственности религиозных организаций и т.д.

После оглашения этой внушительной статистики, министр Валеева призналась, что самый непонятный пункт в проблеме сохранения историко-культурного наследия - в охранных обязательствах собственников. Но, как выяснилось, ответа на него никто в правительстве РТ, в том числе и сама вице-премьер, не знает. Сколько собственников подписали договор об охранных обязательствах, а если не подписали, то почему? Источник ИА REGNUM в этой связи утверждает, что не более 30% собственников заключили такой договор в 2000-е годы, когда земля в центре Казани раздавалась за копейки крупным бизнесменам.

По сообщению Зили Валеевой, в 2007 году в Татарстане была принята Целевая комплексная программа сохранения культурного наследия "Мирас - Наследие" на 2007-2009 годы с объемом финансирования 655 млн рублей. Но фактически (по неизвестным, но наверняка уважительным причинам - прим. ИА REGNUM) на её реализацию было выделено всего 178 млн рублей. Сейчас в республике подготовлена и проходит финансово-экономическое обоснование еще одна целевая программа на 2011-2015 годы, в ближайшее время она будет рассмотрена на заседании Президиума Кабинета Министров РТ. И стоимость программы - около 2 млрд. рублей... Вот, собственно, и все новации.

Как сообщили ИА REGNUM юристы из местного общества охраны памятников (ВООПИиК), ранее ими был направлен запрос на имя министра культуры РТ о том, какие памятники за последние 10 лет были выведены из реестра и на каком основании? Также градозащитники требуют наказать через суд тех собственников, которые содержат памятники бесхозяйственно, и изъять у них землю. Ответа на эти действия пока нет. Но градозащитники уже заранее предупреждают: после недавних перемен в Росохранкультуре инструментов давления на местное Минкультуры практически не осталось, и в случае отказа можно рассчитывать только на судебную систему. Можно, например, заявить в суд на бездействие госоргана.

Интересно, что кроме названной программы, чиновники запланировали восстановить 66 объектов культуры к Универсиаде-2013 в Казани. Таким образом получается, что снос старинных домов в центре города (номеров Банарцева и дома Потехина - прим. ИА REGNUM) в новогодние каникулы, являлся действиями в рамках программы... Внесённый в программу "Мирас" памятник деревянного зодчества в стиле модерн на улице Зои Космодемьянской, который числится за строительной фирмой "Свей", уже наполовину сожжён и явно не дождётся очереди на финансирование...

На брифинге Зиля Валеева также пообещала, что в спасительную программу будет включен и многострадальный дом Карла Фукса. Однако пока вице-премьер рассказывала журналистам о прекрасном далеко, глава Немецкого дома РТ Виктор Диц сообщил общественности, что Дом Фукса, который был продан на аукционе в конце декабря, вновь оказался под угрозой саморазрушения - собственник решил расторгнуть договор с исполкомом Казани.

"Собственник изначально планировал снести здание под видом реконструкции, - считают активисты-градозащитники. - Но это оказалось невозможным в связи с повышенным вниманием общественности к сносу памятников в начале этого года". Как сообщало ИА REGNUM, Вахитовский районный суд обязал Горисполком Казани отреставрировать объект культурного наследия республиканского значения "Дом профессора Карла Фукса" без изменения особенностей, составляющих предмет охраны. Но горисполком всячески уклонялся, перекладывая ответственность на собственника, купившего дом на аукционе. Теперь же все вернулось к изначальному состоянию вопроса, только сам дом стал еще более ветхим.

Говоря о трудностях сохранения наследия, Зиля Валеева не устает повторять, что СМИ нужно показывать "больше положительных примеров", рассказывать о людях и компаниях, которые взялись за восстановление и реставрацию исторических памятников, объектов культуры. Эти же слова министр культуры говорила на встрече с градозащитниками сразу после одиночного пикета 13 января этого года. В частности, отвечая на вопрос экскурсоводов, что говорить туристам, вопрошающим, "почему ваш город находится в таком состоянии?", министр ответила, что "стыдиться своего города не нужно, а нужно с гордостью показывать Казань гостям, не акцентируя внимания на проблемах". Закрыть туристам глаза, однако, невозможно: они видят и описывают планомерное уничтожение исторического облика Казани самостоятельно - об этом свидетельствуют многочисленные публикации в блогосфере.

В настоящее время в Казани имеется 552 объекта культурного наследия. В 2009 году был выявлен еще 41 объект, который может быть включен в список (пока эти памятники подлежат сохранению), - сообщает сайт правительства РТ.

В последние годы в Казани часто говорят о том, что во всем виновато законодательство. В частности, оно не учитывает интересы тех лиц и организаций, которые берут на себя обязательства отреставрировать культурные памятники. И что в ряде стран таким организациям предоставляются преференции, налоговые льготы. И следовало бы как-то изменить ситуацию, хотя бы например так, как это было сделано в Елабуге, где бизнес и руководство города договорились. Однако, это пока невозможно по отношению к "третьей столице России" - по словам главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой, сегодня "нет механизмов, позволяющих отобрать здания у нерадивых собственников объектов - закон стоит на их стороне".

Что мешает выступить с законодательной инициативой местным стратегам от культуры, тоже неясно. Вероятно, гораздо проще и приятнее открывать, например, Дни Тукая где-нибудь в Турции или долго говорить на брифингах, призывая журналистов к "позитивному освещению" ситуации в данной сфере.