17 и 18 марта в Москве пройдет шестое заседание совместной Венгеро-российской правительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. На текущем заседании комиссии предполагается затронуть проблемы сотрудничества в промышленном, энергетическом, коммуникационном, аграрном секторах экономики, обсудить вопросы инноваций и сотрудничества в сфере здравоохранения.

Прибывшую в Москву венгерскую делегацию возглавляет министр развития Томаш Феллеги. В составе ее присутствуют: советник венгерского МИДа Эрнё Кешкень, чрезвычайный и полномочный посол Венгерской республики в РФ Иштван Ийдярто, госсекретарь Михай Варга. Приезд госсекретаря указывает на то, что венгры придают большое значение текущему заседанию. В составе делегации приехали и представители крупных государственных венгерских фирм: MVM Zrt. (энергетика), Eximbank Zrt. (кредитование экспортно-импортных операций), MEHIB Zrt. (страхование внешнеторговых операций).

Помимо общих заседаний и работы групп в соответствующих российских министерствах планируется личная встреча Т.Феллеги и его личные переговоры с заместителем премьер-министра Российской Федерации В.Зубковым. По итогам работы пленарного заседания комиссии предполагается подписать меморандум по региональному сотрудничеству и декларацию по участию в модернизации.

24 февраля 2011 г. Томаш Феллеги в интервью венгерскому изданию "Világgazdaság" ("Мировая экономика") в связи с планируемым в Москве заседанием совместной комиссии заявил, что единственным ключом к решению сложных комплексных проблем между двумя сторонами является взаимное уважение. По его мнению, отстаивание национальных интересов и открытое обозначение проблемных точек облегчает взаимопонимание и решение споров прагматическим путем. Основным условием развития взаимного сотрудничества, по мнению венгерского министра развития, является принцип "прозрачности", безвозвратное исключение посредников, отягощавших торговые связи. О идущих с русскими переговорах по вопросам Malev, MOL и атомной электростанции в Пакше Т.Феллеги сказал только: "Однако теперь уже, кажется, что эти временные затруднения разрешаются правильным образом".

Означенное выступление Т.Феллеги является ответом на заявление российского вице-премьера Игоря Сечина в его интервью "The Wall Street Journal" от 22 февраля 2011 г. о конфликте вокруг владения российской компанией "Сургутнефтегаз" пакетом акций венгерской компании MOL. И.Сечин пояснил тогда, что в Венгрии создаются препоны эффективному управлению собственностью. "На пути проекта, с нашей точки зрения, создаются препятствия субъективного характера", - сказал он. Т. е., надо понимать, проблема - в умонастроениях ключевых фигур, отвечающих в Венгрии за развитие отношений с Россией.

Очередное заседание Венгеро-российской комиссии по экономическому сотрудничеству проходит в обстановке, когда определилась разнонаправленность интересов участвующих сторон. Венгры заинтересованы в увеличении своего экспорта в Российскую Федерацию, в получении твердой валюты от участия в проектах модернизации российского правительства. В связи с этим показательна программа, состоявшегося после 15-летнего перерыва 24-25 февраля 2011 г. в Будапеште и организованного венграми и российским торгпредством V венгеро-российского экономического форума и встречи предпринимателей. Из российских регионов на форуме обозначилось участие представителей Вологодской области и Мордовии. И те и другие выразили заинтересованность в участии венгерских фирм в строительстве местной социальной и транспортной инфраструктуры. Венгры пытаются добиться увеличения своего экспорта в Россию через государственную поддержку кредитных и страховых операций (Eximbank Zrt., MEHIB Zrt.).

- Что касается российской стороны, то она заинтересована в расширении инвестиций в ключевые сектора экономики Европы, в превращение своих компаний в ТНК. Однако события минувших двух лет показали, что венгры пытаются препятствовать этим планам в отношении своей страны. Что касается общей энергетической политики, то новое венгерское правительство активно поддерживает программы диверсификации поставки энергоресурсов на рынок ЕС, часто представляя себя их инициатором по отдельным направлениям в регионе Восточной Европы.

Новый венгерский премьер Виктор Орбан действительно провозгласил курс "открытости на Восток". Однако, в его программной речи 5 ноября 2010 г. "Восточный ветер дует" нет ни слова о России. В этом направлении, как уже не раз продемонстрировано, для Венгрии приоритетное значение имеют отношения с Китаем. В связи с этим отмечено, что каждому раунду венгеро-российских переговоров предшествует на аналогичном уровне венгеро-китайский тур.

Российской стороне неприятно наблюдать и за некоторыми действиями венгров на бывшем пространстве СССР. Порой здесь инициатива, проявляемая венгерской стороной, идет вне рамок официальной для ЕС программы "Восточного партнерства". В этом направлении показательно развитие отношений Венгрии с Грузией М.Саакашвили. Что касается Украины, то здесь Венгрия в своих торговых делах пытается активно играть на российско-украинских противоречиях.

До сегодняшнего момента венгерская сторона предлагает все спорные вопросы, в частности, по MOL и Malev решать соглашением одним пакетом в ряду с другими вопросами. Это сдерживает дело и создает неопределенную ситуацию в венгеро-российских отношениях. Решение "пакетом" скрыло бы недобросовестное с венгерской стороны поведение в деле с российскими инвестициями. Венгры хотели бы добиться уступок по стоимости долей MOL и Malev. Взамен они предлагали допуск русских к реконструкции венгерской атомной электростанции в Пакше, поставки российскими производителями поездов венгерскому метрополитену, льготный режим продажи газа в Венгрии. Получается, что допуск российских фирм к проектам обуславливается положительным для венгерской стороны решением спорных вопросов. Поэтому совсем неслучайно, что 9 марта, т. е. за неделю до московской встречи, министерство развития Венгрии объявило о детальных переговорах с французами о реконструкции венгерской атомной электростанции в Пакше. На сегодняшний день победа российских фирм в планируемом на 2012 г. тендере вовсе не гарантирована. российскому "Атомэкспорту" с его реактором типа АЭС-2006, по планам венгерской стороны, предстоит конкурировать с Toshiba Corp., Westinghouse Electric LLC AP-1000, франко-немецким Areva EPR, французским Areva и Mitsubishi Heavy Industries ATMEA реакторами. Объявлено, что к тендеру предполагают присоединиться еще южные корейцы со своим изделием.

В последний месяц на состояние венгеро-российских отношений негативное влияние имела попытка венгерской стороны воздействовать на позицию российского правительства в вопросе инвестиций в MOL "Сургутнефтегаза" через шантаж с коррупционным скандалом в связи с "делом Керки".

* * *

Для справки. Отвечающее нормам ЕС соглашение об экономическом сотрудничестве между правительством Российской Федерации и правительством Венгерской республики было подписано 16 февраля 2005 г. Со времени ликвидации СЭВ это было первое соглашение между двумя странами, ставящее торговые отношения между ними на рыночную основу. Согласно одному из пунктов этого договора, была создана совместная правительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Эта комиссия заседает один раз в год. Ее работа продолжается два дня. Сейчас местом заседания совместной комиссии в 2011 г. станет Россия. Следующее пройдет в Венгрии. Стороны, участвующие в совместной комиссии, уже обсудили возможность проведения рабочих заседаний в центрах регионов двух стран. Кроме этого, в них уже в этом году начнут работать отдельные группы (Ульяновск). При проведении заседаний в областных центрах Венгрии российская сторона ознакомится с возможностями местного туристического сектора.

Правительством каждой из сторон, участвующих в комиссии, самостоятельно определяется круг вопросов для очередного заседания. Комиссия не имеет постоянного председателя. В настоящее время венгерскую сторону в комиссии представляет министр развития Венгрии Томаш Феллеги. Этот человек является официальным заместителем премьер-министра и его особо доверенным советником. Именно на него Виктор Орбан возложил ответственность за состояние венгеро-российских отношений. Феллеги не является экономистом. До 2010 г. в политике он оставался в тени, хотя его значение в окружении Виктора Орбана было более чем весомым. Назначение Феллеги в качестве куратора венгеро-российских отношений означает, что новое венгерское правительство рассматривает их в политической, а не экономической плоскости.

Российскую сторону в совместной венгеро-российской комиссии возглавляет первый заместитель премьер-министра В.В.Путина Виктор Зубков. В.А.Зубков курирует в правительстве вопросы сельского хозяйства и одновременно является председателем совета директоров Газпрома.

Оперативную текущую деятельность совместной венгеро-российской комиссии осуществляют два заместителя. С венгерской стороны это Эрнё Кешкень, советник венгерского министерства иностранных дел, курирующий вопросы отношения Венгрии с государствами СНГ. В 1998-2002 гг. он был чрезвычайным и полномочным послом в Российской Федерации. Э.Кешкень является ведущим экспертом по российским делам и СНГ правящей в Венгрии партии Фидес. С российской! - Юрий Стеценко, директор департамента стран Европы Минэкономразвития РФ.

В состав совместной венгеро-российской комиссии в настоящее время входит восемь рабочих групп по: - Промышленности, энергетике, инвестициям; - Информационным коммуникациям и инновациям; - Регионам; - Военной технике; - Сельскому хозяйству; - Строительству; - Туризму; - Здравоохранению и фармацевтической промышленности.

Группы с каждой из сторон возглавляют ответственные специалисты. После смены власти в Будапеште в мае 2010 г. назначенец В.Орбана Т.Феллеги полностью обновил состав венгерских руководителей рабочих групп.