Армянский национальный конгресс (АНК) вчера, впервые после 1 марта 2008 года, провел митинг на площади Свободы, которая по самым разнообразным мотивациям была для оппозиции закрыта. Это произошло под давлением оппозиции и ее многотысячных сторонников - под давлением граждан Армении, пишет газета "Аравот". "И несмотря на то, что силы полиции и вчера несколькими рядами окружили площадь Свободы, тем не менее полиция была вынуждена уступить и, после переговоров между координатором АНК Левоном Зурабяном и подполковником полиции Алексанром Афяном и начальником полиции Еревана Нерсесом Назаряном полицейские решили добровольно позволить участникам митинга пройти на площадь Свободы. Воодушевленные первой победой, оппозиция и ее сторонники первым делом пустились в пляс, как это происходило во время поствыборных событий 2008 года. На подиуме площади танцевали лидеры оппозиции", - сообщает газета.

Провластная газета "Айоц ашхар" пишет, что призыв, озвученный координатором Армянского национального конгресса Левоном Зурабяном "пойти и взять" площадь Свободы был провокацией. "В особенности, если учесть, что по всему периметру площади Свободы нес службу по охране общественного порядка усиленный наряд полиции. И учитывая, что в рядах участников митинга время от времени звучали "боевые кличи" и выражалось желание "захватить", "освободить", "завоевать", то можно было не сомневаться в том, что будет, когда митингующие дойдут до полицейской цепи", - пишет газета. Но главным сюрпризом и для рядовых радикалов, и для лидеров АНК, по мнению "Айоц ашхар", стало то, что полиция беспрепятственно пропустила демонстрантов на площадь: "Для лидеров радикалов это стало неожиданностью, поскольку было очевидно, что они расписали совсем другой сценарий. Не вышло. Провокация провалилась, а "игра продолжается" - надо что-нибудь придумать". "Что же произошло на самом деле? По сути, произошедшее подсказывает, что ход событий был предопределен терпеливым и толерантным подходом и поведением властей. Причем, насколько бы ни были радикальны стремления Левона Тер-Петросяна и сколько бы он не продолжал вещать на темы "тирании и бандократии", очевидно, что эта риторика теряет свою актуальность. Во всяком случае, она может уже не восприниматься даже среди значительной части его сторонников. В конце концов, когда страсти вокруг "взятия" улягутся, многие спросят себя и попытаются понять - что это за тирания, которая спокойно позволяет беспрепятственно проводить митинги и демонстрации, даже несмотря на то, что митингующие извергают в их адрес проклятия. И как получается, что "тирания" не препятствует "захвату" площади Свободы?"

Официальный орган партии "Дашнакцутюн" газета "Еркир" пишет: "Сюрприз, предоставленный Арманским национальным конгрессом митингующим, был воистину впечатляющим - заявили и одним махом, "без жертв" захватили площадь Свободы. И для этого хватило 5-минутных переговоров героя дня - Левона Зурабяна с представителем полиции Александром Афяном, чтобы открылась уже 3 года закрытая для оппозиции площадь. Трудно, конечно, однозначно утверждать, что подозрительно легко доставшаяся победа была инсценирована. Однако тот факт, что действия "радикальной" оппозиции и властей были слишком синхронны и взаимодополняющи - очевидно. Попробуем сопоставить факты. Тер-Петросян заявляет, что пока у них нет намерения загонять власти в угол, затем отказывается от ранее предъявленных властям 15 требований и сообщает, что для начала диалога достаточно выполнение только трех из них, в том числе - "освобождение политзаключенных".

Газета "Чоррорд инкнишханутюн", задаваясь вопросом, что делать теперь народу, пишет: "Тех, кто скандируют "сейчас", в эмоциональном отношении вполне можно понять, однако сегодня именно тот момент, когда необходимо безусловно подчиняться указаниям руководителей движения и довериться избранной ими тактике. Тем более, что все основания для доверия есть. Помните, всего несколько лет назад на митинги Конгресса приходили всего 2-3 тысячи человек, многие были разочарованы, однако лидеры АНК уверяли, что выбрали верную тактику и при необходимости усилят движение. Время показало, что они не лгали. То есть, есть все основания быть уверенными в том, что они и сегодня правы, и надо не спеша подождтаь еще несколько недель. В конце концов, задача не только в том, чтобы взять власть, но и в том, чтобы уберечь страну от потрясений. А сейчас подождем и посмотрим, каким будет следующий шаг Сержа Саргсяна".

Лидер партии "Наследие" Раффи Ованнисян, уже третий день проводивший голодовку на площади Свободы, депутаты фракции "Наследие" и их сторонники восприняли вход АНК на площадь с восторгом и возгласами "Свободная, независимая Армения", "Единение" и "Раффи", однако ни лидер АНК, ни какой-либо другой политический деятель не подошли к уже вставшему и ожидавшему их Раффи Ованнисяну. Это стало холодным душем для представителей "Наследия", которые поняли, что все кончено. И хотя Раффи Ованнисян говорил о солидарности и диалоге, подчеркнул критическое состояние страны, посчитав необходимым проявление решительности, бдительности, призвав воздерживаться от половинчатых подходов, ситуацию это не изменило. На вопрос корреспондента газеты "Азг", к кому был адресован призыв к единению, Армен Мартиросян ответил: "К народу". На замечание о том, что на площади находятся сторонники Армянского национального конгресса, и это относилось к ним, Мартиросян сказал: "Ни к властям, ни к оппозиции - к народу". По его словам, представители Конгресса еще подойдут к Раффи Ованнисяну. Он исключил возможность политической ревности, добавив, что площадь Свободы свободна уже 3 дня...

Требования, выдвинутые 1-го марта, Армянский национальный конгресс заменяет новыми - "официальное обещание немедленно освободить политзаключенных, дать возможность проведения митингов на площади Свободы и провести расследование убийств 1 марта", что "может стать достаточным условием для начала диалога с властями". Не хочется повторять утверждение одного из демонстрантов о том, что "Левон договорился с властями", но и невозможно этому человеку объяснить, чем обусловлен этот шаг и то, что людей, отвоевавших площадь Свободы отправили по домам. Может страхом взять на себя бремя власти? ("Грапарак"). В ряду многочисленных плакатов на митинге можно было заметить надписи "Нет монополиям, нет олигархам". Можно утверждать, что, скажем лет 5 назад в нашем обществе не было представления о, образно говоря, качестве нашей экономики. Какой процент населения думал, что одной из главных причин нищенского состояния нашей экономики являются монополии? Очень малый. А сегодня сознание общества изменилось. Уже и дети знают, что экономика Армении не развивается, потому что нет конкуренции, цены в Армении высокие, потому что тот или иной товар завозит лишь один олигарх, и именно он определяет цену и качество, а не рынок. Общество также осознает, что власти опираются на этих олигархов, на их бритоголовых и день ото дня наглеющих от безнаказанности, до зубов вооруженных охранников, на носящие полицейское обмундирование уголовные элементы. А поскольку именно они являются столпами власти, то власть не желает упразднить монополии и будет продолжать опираться на эту силу. ("Айкакан жаманак").

Редактор газеты "Аравот" обратился к трем первоочередным требованиям, выдвинутым на митинге Левоном Тер-Петросяном. "По понятным причинам очень сожалею, что в "список" первоочередных задач Левон Тер-Петросян не включил "А1+". Здесь наши власти действуют по примеру известного фокусника Арутюна Акопяна, вытаскивая из пальцев "джокеров" на глазах Прескотта и остальных. Представители власти, в частности, утверждают, что, во исполнение резолюции ПАСЕ, они провели свободные и прозрачные конкурсы на вещательные частоты. Конечно, в других случаях это можно было бы воспринять как юмор. Приведу всего лишь один факт. Сегодня, спустя месяцы после конкурса, председатель Госкомиссии по телевидению и радио Григор Амалян отказывается предоставлять журналистам и общественным организациям некоторые конкурсные предложения "победивших" телекомпаний, мотивируя это тем, что они содержат коммерческую тайну. Что и говорить - специфическое понимание транспарентности".

Экономика

Армянская компания "Джермук групп" не приобрела находящийся в Грузии завод компании PepsiCo, а основывает производство Pepsi в Армении. Об этом газете "Капитал" сообщил президент компании "Джермук групп" Ашот Арсенян, опровергая распространенные в СМИ сведения о покупке грузинского завода PepsiCo. Президент компании сообщил, что открытие завода намечается через месяц, а выпускаемый товар будет реализовываться только на армянском рынке. На вопрос, какими будут производственные объемы, Арсенян сказал, что все зависит от потребностей рынка.

По сведениям газеты "Жоховурд", власти готовятся применить налоговые санкции в отношении одного из крупнейших олигархов Армении, депутата НС Самвела Алексаняна ("Лфик Само"). Как сообщает газета, эти меры имеют свою предысторию. "Известно, что Самвел Алексанян подделывает украинскую водку, а власти ничего не делают для того, чтобы он работал в рамках закона. Украинская же сторона выдвинула ультиматум, предупредив, что запретит вход армянского коньяка на украинский рынок. Вопрос этот недавно обсуждался даже у вице-премьера Армена Геворгяна. Злые языки утверждают, что за ожидаемыми в отношении Алексаняна репрессиями стоит зять Сержа Саргсяна Микаел Минасян.