17-18 марта 2011 г. в Москве прошло заседание VI Российско-венгерской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Это плановое мероприятие примечательно тем, что оно стало первым, в котором с венгерской стороны в качестве руководителей участвовали представители новой правящей в Венгрии партии Фидес.

Уже утром 18 марта венгерская проправительственная газета "Мадьяр Немзет" поспешила уведомить венгерских читателей об успешных итогах работы комиссии. Заметка в ней вышла под советско-пропагандистским заголовком "Очень хорошо складываются отношения". В связи с этим заметим, что правящая партия Фидес слишком болезненно воспринимает любую критику со стороны оппозиции в отношении состояния дел в венгеро-российском сотрудничестве. Ведь их улучшение приписывают себе исключительно венгерские социалисты. Кроме того, само венгерское общество с интересом наблюдает за тем, как пойдут "русские дела" у нового венгерского премьер-министра Виктора Орбана, имеющего устойчивую репутацию русофоба. Вот почему нынешнему венгерскому правительству так важно убедить своих соотечественников, что дела у него с Россией идут в позитивном направлении.

Однако простое чтение означенной заметки в "Мадьяр Немзет" свидетельствует о наличии конфликта, который до последнего времени скрывался от общественности венгерским правительством. Другие венгерские СМИ в публикациях от 18 марта, посвященных событию, признали наличие такового, в том числе, что показательно, и правая "Мадьяр Хирлап" - заголовок в ней: "Москва. Нет прорыва".

Обе стороны - и российская, и венгерская - по своим каналам в СМИ прокомментировали состояние дел по итогам состоявшегося мероприятия. Глава совместной комиссии с российской стороны вице-премьер России Виктор Зубков заявил, что российским инвестициям в Венгрии чинятся "субъективные препятствия". Здесь его высказывание почти что дословно совпадает с тем, что заявил за месяц до события 22 февраля 2011 г. американскому корреспонденту "The Wall Street Journal" другой российский вице-премьер - Игорь Сечин.

Итак, "субъективные препятствия", то есть административный отъём собственности у российских инвесторов в Венгрии, - вот что, по мнению российской стороны, сдерживает развитие российско-венгерских отношений. Поэтому в том положении, в котором они очутились сейчас, позитивным знаком с венгерской стороны была бы для начала простая смена руководителя совместной комиссии. На этом посту предпочтительней было бы видеть не влиятельного администратора и политика из личного круга венгерского премьер-министра, а хорошо зарекомендовавшего себя своими деловыми и профессиональными качествами, известного русским, специалиста. Это знаково снизило бы политизированность ситуации, переведя возникающие проблемы в сугубо техническую плоскость или экономическую сферу.

Как продемонстрировала минувшая встреча, венгерская сторона избрала свою линию "обороны" на заседании совместной комиссии. Разумеется, фактор "субъективного препятствия" совершенно (и скандально) отрицался министром развития Венгрии Томашем Феллеги - главой совместной комиссии с венгерской стороны.

В истории с 21,2% акций MOL, отнятых у "Сургутнефтегаза", венгры теперь отрицают какое-либо изначальное участие своего правительства. Что является, как минимум. некорректным, памятуя многочисленные высказывания по делу MOL нынешних венгерских правительственных лиц, начиная еще с того периода, когда они находились в оппозиции. Теперь венгерская сторона предлагает MOL и "Сургутнефтегазу" самим разрешать возникшую проблему владения акциями. Довод здесь такой - обе компании являются частными фирмами, во внутренние дела которых, если они идут на законных основаниях, государству не следует вмешиваться. В этом отношении необходимо обратить внимание на заявление министра развития Т.Феллеги от 11 марта, т. е. за неделю до московского визита, о необходимости вернуть в государственную собственность в Венгрии предприятия энергетического сектора, т. е., надо понимать, и MOL. И, хотя оно сделано было совсем по другому поводу, тем не менее, его потаенный смысл касался еще и дела "Сургутнефтегаза". Так венгерская сторона задним числом дала понять своим российским партнерам, что при теперешних отношениях она якобы не способна правительственными средствами решать проблему и не может воздействовать на управляющих MOL. Проблема здесь, получается, в позиции высшего менеджмента MOL, которая подкреплена местными судебными решениями. Существенно и замечание Т.Феллеги о том, что деятельность иностранных фирм в Венгрии ограничена рамками, заданными членством этой страны в ЕС. Таким образом, венгерское правительство при всей его нынешней внешне "враждебной" риторике к ЕС, пытается переложить ответственность по сугубо внутреннему делу на Брюссель.

Итак, по итогам последних московских переговоров спорный вопрос был выведен венграми за скобки двусторонних правительственных отношений. Тем самым проблема пакета акций MOL, учитывая его финансовый объем - на сегодняшний день около 2 млрд. евро, переведена венгерской стороной в разряд уже без потерь неразрешимых для российского "Сургутнефтегаза". Венгерская сторона пытается еще и переложить ответственность за ухудшение взаимных отношений на российское правительство, которое вынуждено теперь будет предпринимать самостоятельные шаги по делу "Сургутнефтегаза".

В ходе работы комиссии в Москве российская сторона обсуждала с венграми и совместную работу по проекту "Южный поток". Соглашение об этом было подписано еще весной 2009 г. Здесь надо обратить внимание на интересный момент, возникший во время обсуждения проекта "Южного потока" на заседании совместной российско-венгерской комиссии. Дело в том, что 17 марта, как раз в день начала ее работы, "Коммерсант" опубликовал интервью с российским вице-премьером Игорем Сечиным, в котором тот заявил о возможности пересмотра проекта "Южный поток" с отказом от строительства линии газопровода. В венгерских СМИ стали говорить о том, что российское правительство блефует. При этом была названа Турция, как цель подобных заявлений. Что касается Венгрии, то она подразумевалась, поскольку именно в это время в Москве и шли переговоры по "Южному потоку" с участием венгерской делегации.

Российскому правительству теперь необходимо серьезно задуматься о перспективах проекта, поскольку именно действия Венгрии в рамках "новой национальной политики" Будапешта создают на стыке Балкан и Карпатского бассейна - в Румынии, Сербии, на Украине и в Словакии - широкую дугу нестабильности с неясными перспективами, чреватыми уже в ближайшее время тяжелыми этническими конфликтами.

В заключение нельзя не отметить один из просчетов, допущенных российскими СМИ по освещению работы в Москве российско-венгерской совместной комиссии. Так российские журналисты из венгерской редакции "Голоса России" допустили очевидный промах. В качестве одного из перспективных пунктов для сотрудничества они назвали готовность российской стороны участвовать в реконструкции венгерской АЭС в Пакше. При этом эту громкую информацию они связали с именем российского вице-премьера Виктора Зубкова. Вне всякого сомнения, проект реконструкции венгерской атомной станции в Пакше был одним из основных вопросов повестки дня комиссии. Это было согласовано двумя сторонами заранее. Однако было совсем неуместно заострять на нем внимание венгерской аудитории в ситуации массовой истерии по отношению к атомной энергетике, что идет сейчас по миру в результате катастрофы на блоках АЭС "Фукусима" в Японии. Подобное заявление встретило сейчас только раздражение у венгерских слушателей. Не будем забывать и то обстоятельство, что венгерское правительство готовит тендер по реконструкции АЭС в Пакше, и победа в нем российских фирм, если судить по тому, как складываются сейчас русско-венгерские отношения, вовсе не гарантирована.