С пятницы 18-го марта в Татарстане пытаются уладить скандал, так или иначе затрагивающий общефедеральную структуру - политическую партию "Единая Россия". Причиной скандала послужило интервью бывшего президента - ныне госсоветника республики Минтимера Шаймиева татароязычной газете "Ватаным Татарстан" ("Родина Татарстан", в котором он сообщил, что намеревается сложить с себя полномочия сопредседателя Высшего совета "Единой России". Кроме этого, Шаймиев сделал ряд других красноречивых заявлений, которые пока не попали в русскоязычные СМИ. ИА REGNUM предлагает перевод интервью (оригинальное название - "По Основному Закону Татарстан - полномочная президентская республика"), который дается с небольшими сокращениями, не затрагивающими сути текста.

Год назад, когда Вы сложили с себя обязанности президента, то сказали, что приходится учиться не работать по субботам. Ну и как теперь, научились?

Долгие годы работы на руководящей должности мне приходилось очень мало отдыхать, и суббота для меня всегда была привычным рабочим днем. Если удавалось пораньше закончить дела и оставалось время для бани, то это было большое счастье. Сказать, что после сложения президентских полномочий я уже год веду новую, более легкую жизнь, будет неверно. Когда перестал ходить на службу в первые субботние дни, то чувствовал себя виноватым человеком. Мой отец 26 лет проработал председателем колхоза и сельсовета. Но даже выйдя на пенсию, он в холодные и метельные ночи выходил осматривать колхозную ферму, поскольку в такие ночи то корова телится, то овца, и всем им нужно внимание.

Вот, по правде говоря, теперь уже и сам убедился, что ответственная работа может стать образом жизни. Последние три месяца по субботам, если никаких особенных дел нет, стараюсь отдыхать. Для меня то, что я взялся за восстановление Булгара и Свияжска, приобрело большое значение. До того, как взяться за это, я и не предполагал, что работы будет так много. Просто создать Фонд и начать работу недостаточно. Тут нельзя упускать и научно-исследовательские работы, и при строительстве нужно стараться не допустить ошибок. Желание работать со всем этим меня никогда не покидало, однако то, что это доставит такое большое удовольствие, я представить не мог.

В отличие от бывших губернаторов, которые отдыхают, сидя на пенсии, Вы действительно выделяетесь своей активностью. Среди бывших есть и такие, которые не могут ужиться с пришедшими им на смену новыми руководителями и ссорятся с нынешней властью. Что нужно предпринимать для того, чтобы жить с новым руководством в мире и согласии? Мне кажется, что Вы можете дать такой совет.

В жизни такие вещи происходят часто, хотя смена руководства вообще - нелегкий процесс. Тут сразу видно, кто что из себя представляет. Кто-то думал, например, что всю жизнь будет работать на одном месте. Для таких власть - очень опасная вещь. Сейчас мы видим, как в арабских странах поднялся народ, и правители, которые по 30-40 лет были во главе государства, уходят с трудом, что уже привело к жертвам.

То, что я ушел со спокойной душой, имеет вполне объяснимую причину, потому что президентом республики был назначен Рустем Минниханов, до этого более 11 лет успешно работавший премьер-министром. Как известно, Фарид Мухаметшин возглавляет Государственный Совет. Главой правительства был назначен тоже уже опытный Ильдар Халиков. Главы городов и районов тоже в основном люди ответственные и повидавшие жизнь. Когда я уходил, я сказал: критиковать никого не буду, да и желания поучать кого-то нет. Критиковать человека легко, а вот свалится проблема на твою голову - попробуй-ка сам ее решить. Коли допустил ошибку, то принимаешь ее как свою. Всю свою жизнь я занимался работой, поэтому не считаю себя сплетником.

Критика должна стать привычным явлением для руководителя...

Так уж жизнь устроена, власть ругают и по делу, и без дела, но в то же время без власти жить не получается. Например, некоторые представители национальной интеллигенции упрекают в том, что в свое время мы не смогли добиться полной независимости. Подобное могут заявлять только те, кто не знает ситуацию изнутри. В те времена какая была наша политика, какое было наше положение, на самом деле понимали всего лишь два-три человека. Да и не расскажешь всего. Там не было простых решений. Чтобы не говорили, но в тот период мы сделали все, что было в наших силах. А самым большим успехом следует считать повышение авторитета нашего народа, изменение отношения к нашей нации в корне. С политической и экономической стороны республика отличается от других регионов и твердой позицией, и развивающейся экономикой.

Вы не жалеете, что чего-то не успели доделать?

В основном - нет. Не давая пустых обещаний, мы сумели успешно осуществить многие проекты. Потому что, зная реальную жизнь, сам себя обманывать не станешь. Те же, кто на любое слово стремятся ответить положительно, дают несбыточные обещания, долго работать руководителями не смогут. Да, от тебя ждут только хороших слов, да, говорить их тоже хочется! И язык удержать тяжело. Особенно на митингах. Там ведь требуют: "Свобода! Свобода!". И выходят некоторые с лозунгами: "Шаймиев, ты вообще татарин?", "Дудаев - герой, а ты - тесто!". Даже злость берет порой. Говорить-то они говорят, а сами не понимают, что их ждет впереди. Работать с народом нелегко. Но жаловаться нельзя, потому что знаешь, где работаешь. Руководитель не должен думать, что кто-то ему должен.

Создается впечатление, что сейчас Вы гораздо более открыто и свободнее выражаете свои мысли по поводу политической ситуации в стране. В ближайшее время будут выборы. Вы как-то в них планируете участвовать? Ведь раньше Вы у партии "Единая Россия" были в качестве "паровоза", который тянул ее вперед. А теперь?

В политике, которая касалась нашей республики, мы всегда были открыты для общества. Если уж речь зашла о выборах, то лично мне никуда не хочется избираться, да и не собирался я этого делать. Я и так являюсь сопредседателем Высшего совета "Единой России", потому что я один из ее организаторов. Не надо думать, что кто-то создал "Единую Россию", а мы в нее просто вступили. Я был одним из ее организаторов, поэтому я и являюсь ее сопредседателем.

Вы сейчас планируете помогать этой партии?

Оставаться ее сопредседателем я не собираюсь. Ведь у партии есть Высший совет, президиум, и там необходимо работать. Я уже человек на отдыхе. Активно участвовать в работе партии у меня желания нет. Я останусь в партии, однако из ее руководящих органов планирую уйти. На очередном съезде, думаю, что подам заявление об этом.

Вы стояли у истоков партии, но нет ли у Вас сегодня ощущения, что партия превратилась в монстра? Ведь Татарстан внес самый большой вклад в развитие этой партии. По количеству членов мы - на первом месте во всей России. Да и на выборах мы постоянно в пользу "Единой России" собирали рекордные проценты голосов. То есть, мы могли бы ждать от нее поддержки для себя, однако на деле мы видим, что национально-региональный компонент из стандарта образования выброшен, отменены выборы глав регионов, республики лишаются института президентов - все это вызывает недовольство в Татарстане. А это дела "Единой России". Если это так, то зачем такая партия нам нужна? Может нам стоит тогда поддерживать другую?

Ваш вопрос правильный, да и у нас самих (Шаймиев традиционно использует "мы" вместо "я" - прим. ИА REGNUM) такой вопрос возникает. В то же время в России все перечисленное, так или иначе, но проявилось бы - только в других формах. В этом ничего удивительного нет. Ну, появились бы подобные Жириновскому, только в более худшем варианте. К сожалению, сегодня нет партии, которая бы хорошо работала в сфере национальной политики, выступала бы за Россию как за многонациональное федеративное государство. То, что мы наращиваем численность партии, включаем в ее руководство наших людей, в Государственной Думе стремимся иметь большинство депутатов, - мы ведь полагаем, что это даст нам некие возможности. А если бы мы не состояли вообще ни в какой партии (что бы не говорили, но "Единая Россия" - самая большая из них), то от этого только хуже стало бы.

В то же время, хоть "Единая Россия" и составляет в парламенте большинство, тем не менее, у нее нет должного влияния на экономику и политику в стране. В этом направлении необходимо думать. В Думе она принимает решения, однако ей не хватает твердости в отстаивании своей позиции и программных целей, у нее так и не появилось своего лица. Она до сих почему-то в некоторых политических направлениях тянется "влево", в сторону коммунистов. А я еще с самого начала аргументированно говорил: "Единая Россия" должна быть правоцентристской партией".

А если есть такая необходимость в политических переменах, то это как-то на ближайших выборах проявится?

Когда начались перемены, в 1990-е годы на площадях было мало молодежи. В основном, выходили люди среднего возраста, интеллигенция. Тогда хоть и нельзя мне было громко говорить об этом, но я всегда переживал: как бы не поднялись студенты и не погубили бы все. Ведь молодежь может и погорячиться, может и выпить, и вот если в таком состоянии молодой человек одной национальности подерется со сверстником другой национальности, из-за этой искры мог бы начаться такой пожар! Вот этого я боялся. К счастью, не было ни одного такого случая. Поэтому то, что молодежь не вышла, возможно, и к лучшему.

Сейчас молодежь более активная, и они неравнодушны. Выросшее в свободные годы поколение в политике разбирается и понимает, что без них не будет будущего. Развитие печати и интернета привело к росту общественного сознания. Сейчас значимость молодежи куда сильнее.

Могут ли у нас повториться те же события, что и в арабских странах? По мнению некоторых исследователей, политический режим, например, в Египте очень напоминает наш.

Не думаю, что ситуация у нас такая же. Россия по пути демократии продвинулась вперед. Президент избирается, срок его правления ограничивается Конституцией, пусть и с трудом, но многопартийность появляется. В названных странах уровень жизни населения был крайне низкий, в то же время при помощи интернета можно стало повлиять на народ, легче сформировать общественное мнение. Неудивительно, что люди, у которых ничего не было, вышли на улицы. А в России иная ситуация. Все-таки население у нас состоит из на 100% образованных людей. В нашей истории и без того было много революций и потрясений, так что нам этого хватает.

А чем можно объяснить, что в последнее время стало у нас усиливаться межнациональное напряжение? Весь мир что ли идет по такому пути? Вон, посмотрите, в Европе в самых передовых ее странах стали отказываться от построения мультикультурного общества. Или то, что между народами разногласия, это историческая судьба многонациональной России? А может, кто-то хочет перед выборами разыграть "национальную карту"?

У этой ситуации корни находятся глубже. Я постоянно говорил: в России должна быть национальная политика. Если посмотреть на другие страны, то понимаешь, что Россия гораздо больше нуждается в национальной политике, чем они. Хотя президент России Дмитрий Медведев считает, что национальной политикой должны заниматься регионы, этот вопрос не получится решить без участия руководства страны. Мы, конечно, при росте демократии придем к этому. Нас не надо сравнивать с США. Это ведь совершенно другой мир. Их история всего-то длится 200 лет. Там ведь переселенцы не задумывались о нации, они приезжали туда завоевывать и искать богатства. Конечно, они себя называют "американцами".

Однако нам такие названия как "россиянин татарского происхождения" кажутся полным бредом. Мы ведь не являемся народом, откуда-то пришедшим, мы всегда здесь жили. Как говорил великий Тукай: "Здесь родились, здесь выросли, здесь и умрем". Никто из нас не против быть "россиянином". Если уж живешь в России, то ты уже являешься "россиянином". Посмотрите на 26-ю статью Конституции России (во время беседы Минтимер Шаймиев встает и приносит Конституцию России. На страницах там лежат закладки, некоторые статьи подчеркнуты. В дальнейшем Госсоветник РТ для аргументации своих слов стал использовать текст Конституции - прим. авт.): "Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".

Вот вам и ответ на вопрос о создании новой нации. Занимающиеся политиканством пытаются создать общественное мнение по этому вопросу. Таким совет: как говорится, не чешите там, где не чешется. Если мы хотим жить при демократии, то у нас должна быть федерация в самом настоящем смысле этого слова. В унитарной России демократии быть не может. Мой родной язык, моя национальность - это то, что мне дано от рождения, и никто не может у меня этого отобрать.

Сейчас в государственной политике происходят перемены. Есть и такие, кто с ностальгией вспоминают времена СССР и его интернационализм. Есть ощущение, что кто-то пытается изменить принципы федерализма. Вот уже упразднили название "президент", а дальше какие будут изменения? Ликвидация республик?

Насколько я знаю, широкая и влиятельная общественность республики не спешит с названием "президент".

???

Закон, по которому запрещено именоваться президентом, - не бесспорный закон. Потому что право решать, каким быть государственным органам, - это прерогатива субъектов. Этого никто не может изменить, кроме Государственного Совета республики. Посмотрите на 73, 77 и 85 статью Конституции.

А если кто-то обратится в Конституционный суд, то ответить на этот вопрос будет нелегко. Если какая-нибудь республика добровольно примет это - это ее дело. Этот вопрос уже предлагался в 2001-2005 годах в Государственной Думе некоторыми депутатами (Ищенко, Харченко) в качестве законопроекта на рассмотрение. Но в то время правительство России выступило против этого законопроекта, поэтому Госдума своим решением отклонила этот законопроект 9 декабря 2005 года. Тогда правительство и Госдума признали его противоречащим 11 и 77 статьям Конституции России. Поэтому и до сегодняшнего дня ситуация остается прежней, так как эти статьи Конституции России остались без изменений.

А ведь в других субъектах уже началась работа по изъятию названия "президент"...

Действительно, некоторые республики сами выступили с этой инициативой и сами ее реализовали. Я внимательно следил за реакцией президента России. Он ведь дал только лишь рекомендацию. А у нас: стоило сделать предложение - и поехало!.. Никто не сможет ликвидировать республики (Минтимер Шаймиев опять открыл Конституцию и показал статью 5 пункт 1: "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации". - прим. авт.). Поэтому предложение Жириновского об изменении статуса республик противоречит Конституции, о чем я уже и говорил ранее. Чтобы ликвидировать республики, надо вначале изменить Конституцию, а они на это не пойдут, потому что изменения Конституции возможны только в результате референдума. Это предложение было только "пробным шаром".

Вы говорите, что национальные регионы не были против - один за другим поддержали ликвидацию названия "президент" и уже спешат реализовать это. Разве среди глав республик больше не принято договариваться, советоваться, совместно обсуждать будущие планы? Может ли Татарстан, как самый авторитетный среди национальных республик, быть инициатором организации таких встреч? Или же в условиях отмены выборности руководителей субъектов для таких "фантастических" намерений и места не остается?

В годы перестройки, особенно в 1990-1993 годы, когда наступали сложные политические проблемы, Борис Ельцин советовался с главами республик. Впоследствии это сошло на нет. У этого много причин, я бы не стал говорить, что это только из-за вопроса выборов глав регионов.

Можно ли говорить о развитии политических отношений между республиками после рабочего визита Рустама Минниханова в Башкирию?

По моему мнению, официальный визит нашего президента Рустама Нургалиевича в Башкирию имеет большое политическое значение, потому что его взгляды и взгляды президента родственного нам Башкортостана на отношения между республиками совпадают, они солидарны. Сегодня самое важное - это работать через конкретные мероприятия в интересах обоих родственных народов.