У правительства Эстонии не хватает ума, чтобы понять роль русской культуры". Такое мнение высказал депутат Рийгикогу, экс-министр культуры Эстонии Яак Аллик, выступая накануне в Калининграде на круглом столе, посвящённого перспективам межкультурного взаимодействия в Прибалтике, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Несколько недель назад в эстонском ежемесячнике "Дипломатия" чиновник эстонского МИДа обратилась с предостережением к читателям относительно российской поддержки соотечественников, - сказал Аллик. - Она (чиновница) утверждала, что эта политика имеет противоположную направленность устремлениям эстонской политики интеграции. По ее словам, такая политика поддержки соотечественников стоит на трех основах - поддержка русского языка и культуры, борьба против фальсификации истории и защита прав соотечественников. Причем первый пункт - только фиговый листок для укрепления двух последних целей. Она призвала читателя трижды задуматься, прежде чем принимать участие в любых проектах, целью которых могло бы оказаться содействие политике российских соотечественников в Эстонии. А подтекстом предупреждала от всяких культурных контактов с Россией".

"Как видите, - продолжил Аллик, - я думал менее трех раз и теперь выступаю перед вами, потому что мне не свойственна повышенная параноидальность в отношениях между соседями. Но задуматься о целях и средствах политики соотечественников стоит. Какое-то право говорить об этом мне дает то право, что на недавних парламентских выборах в Эстонии я был избран от Северо-Востока Эстонии, где большинство моих избирателей были именно русскими".

По словам Аллика, последние два месяца перед выборами он прожил в городе Нарве, где помимо политики был занят постановкой спектаклей в тамошнем русском театре. "В Нарве 97% жителей - русские, так что кое-какое представление об их нуждах и проблемах имею, поэтому построил свое выступление как бы от них, - сказал Аллик. - Мне кажется, что после 20 лет довольно холодных политических отношений между нашими странами когда-то должно наступить время для изменения к новому движения. Необходимо начать двигаться друг к другу, и это чувствуют многие деятели культуры, предприниматели, простые эстонцы. Не говоря уже о местных русских, которым не хочется все время доказывать, что они не троянский конь, оставленный Россией в Эстонии. Немного более 1,34 млн человек живет в Эстонии, что на 225 тысяч меньше, чем в 1989 году как из-за превышения смертности над рождаемостью, так и из-за отъезда русских. Из этого числа 342 тыс. человек, или 25,5% - русские. Для 30% населения русский язык является родным. Сегодня русское население наиболее экономически уязвимая часть эстонского общества, с более высокой безработицей, более низкими доходами, преступностью".

По мнению депутата Рийгикогу, "главное обстоятельство, которое действительно угрожает сохранению русской культуры в Эстонии, и даже более - национальной идентичности русских в Эстонии, это то, что сегодня русскоговорящее население в Эстонии почти не имеет собственной интеллигенции". "Доля интеллигенции, особенно гуманитарной, была незначительна среди этой группы и в советское время, - продолжил Аллик. - Но так как возможности получения высшего образования на русском языке и рынок труда для них крайне ограничены, то наиболее способны русские уехали на Запад, туда же - и эстонская молодежь".

Яак Аллик считает, что главная цель российской политики в плане поддержки соотечественников должна стать поддержка в сохранении и воспроизводстве русской интеллигенции в Эстонии. "Для решения этой задачи у русских в Эстонии собственных материальных и духовных средств не достаточно, - заявил депутат. - А у эстонского правительства не хватает ума, чтобы понять приоритетность этой цели для сохранения межнационального мира в Эстонии. Что касается защиты прав соотечественников, то я бы советовал не увлекаться общими лозунгами, а заниматься конкретными случаями. Последние годы что-то сделано, открыт Институт Пушкина в Эстонии, но этого не хватает. Острейшие проблемы у русской школы. Учительский корпус становится все старше. Целевой прием в аспирантуру и докторантуру в российские вузы, совместные семинары и конференции, работа по единым исследовательским проектам, создание центра социально-экономического и культурологического мониторинга положения дел русского населения в странах Балтии. Кардинальное решение проблемы не может состояться без доброй воли эстонского государства и согласованной политики Эстонии и России по этому вопросу".

"Россия могла бы выделять гранты отдельным писателям, деятелям культуры, - предложил экс-министр культуры Эстонии. - Необходимо указать, что в Эстонии нет ни одной газеты на русском языке. Продуманной и целенаправленной поддержкой русской интеллигенции, а не маргинальных политических группировок со стороны России, могла бы стать серьезным вызовом для эстонских властей. Системная помощь русскоговорящей интеллигенции не только спасет всю русскую общину от деградации, но и могла бы стать нравственным аргументом от политики ассимиляции русскоязычного меньшинства. Еще один резерв - внимательное отношение к этническим эстонцам и финно-угорским народам, проживающим на территории России".

"Я думаю, что очень действенным каналом помощи соотечественникам может стать поддержка сотрудничества с мастерами культуры Эстонии и с молодыми эстонцами, для которых Россия представляется мистической страной - страной, притягивающей их интерес, но в которой они никогда не бывали", - заключил депутат.

Круглый стол "Состояние и перспективы межкультурного взаимодействия в странах Балтии: фактор России" организован Центром общественно-политических исследований "Русская Балтика" (Калининград) на базе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.