Год назад Рустам Минниханов стал главой республики, торжественно прочитав текст президентской присяги во время церемонии инаугурации. Однако некоторые положения присяги, которую давал еще первый президент РТ Минтимер Шаймиев, вызвали недоумение у одного их казанских предпринимателей, который требует признать клятву президента РТ не соответствующей Конституции России.

Казанец Рамиль Нуртдинов уже год обращается в судебные инстанции и в прокуратуру, указывая на противоречащие Конституции РФ пункты присяги, которые поклялся соблюдать президент РТ Рустам Минниханов. В частности, фраза "обеспечивать государственный суверенитет Республики Татарстан", по мнению Нуртдинова, не конституционна. "По федеральному законодательству никакого государственного суверенитета у республик нет, - пояснил он газете "Вечерняя Казань". - Еще в 2001 году Конституционный суд РФ признал статьи конституций субъектов Федерации в части указаний в них на суверенитет неконституционными. А в республике все еще действует закон о вступлении в должность президента, согласно которому президент клянется обеспечивать суверенитет".

Ни одна из надзорных инстанций, куда обращался Рамиль Нуртдинов, до сих пор не смогла внятно ответить на запросы. Даже прокурор республики Кафиль Амиров лишь подтвердил, что положения Конституции РТ о суверенитете республики "аналогичны по содержанию нормам учредительных актов других субъектов РФ, ранее признанным Конституционным судом РФ не соответствующими Конституции РФ". А изменения в Конституцию РТ могут быть внесены только по результатам референдума в Татарстане, однако, по имеющейся у прокуратуры информации, "инициативы проведения референдума от субъектов, обладающих соответствующим правом, не исходило".

Обращение к президенту России Дмитрию Медведеву, которое деятельный предприниматель отправил в Москву, из президентского аппарата переслали в республику. После этого Нуртдинов решил пойти по второму кругу и начал с Генеральной прокуратуры. Вскоре подключилось управление Генеральной прокуратуры в ПФО. По его требованию Верховный суд Татарстана 3 марта подтвердил, что "отдельные положения закона "О вступлении в должность президента Республики Татарстан" в части о государственном суверенитете признаны недействующими". Однако, как пишет газета, республиканская прокуратура "опротестовала решение Верховного суда РТ в кассационном порядке".

В этой связи положению прокуратуры РТ можно посочувствовать, поскольку там, кроме положений закона, вынуждены руководствоваться и политическими реалиями. И пока эти реалии в Татарстане таковы, что даже в аппарате президента России предпочитают с ними не связываться.