Несмотря на наличие большого количества собственных вузов, Министерство образования и науки Татарстана только что объявило об очередном наборе студентов в университеты Турции. Своими впечатлениями от учебы в одном из турецких вузов с корреспондентом ИА REGNUM поделился бывший студент Измирского университета Айрат Мубаракшин (фамилия изменена).

В начале 1990-х годов, как и некоторые другие молодые татары (по словам собеседника агентства, с ним вместе учились примерно 200 человек из Татарстана) Айрат был направлен учиться в Турцию. Причина проста: его родители, увидев по телевизору объявление о приглашении на учебу, решили также отправить его в эту страну. Все документы принимали в Казани, в Министерстве образования Татарстана. В результате 13-летнего Айрата определили в один из лицеев города Эскишехир, а по его окончании он был принят в Измирский университет. Как сейчас вспоминает Айрат, для него обучение в Турции принесло массу открытий и "стало школой жизни", в частности, он обнаружил, что турки относятся по отношению к татарам "совсем не как к братьям, а покровительственно и пренебрежительно". Студенту из Татарии приходилось даже слышать в свой адрес унизительные выражения.

Вернувшись в Казань, Айрат обнаружил, что его диплом Измирского университета (где он закончил отделение международных отношений) никому в Казани не нужен: как ему объяснили в Казанском госуниверситете, "у нас такой диплом не котируется". При попытке осуществить его нострификацию (процедуру признания документов иностранных государств о высшем образовании) оказалось, что Минобразования Татарстана также не может помочь в данном вопросе. После неоднократных поездок в Москву и обращения в Министерство образования РФ выяснилось, что процедура утверждения диплома невозможна, поскольку на тот момент "у стран не было заключено соответствующих соглашений".

В итоге Айрату пришлось фактически заново учиться, только теперь в российском вузе, чтобы иметь хоть какой-нибудь документ о высшем образовании. По счастливой возможности Мубаракшина приняли на факультет иностранных языков Казанского педагогического университета, позволив сдать экстерном экзамены за два первых курса.

В 2003 году он закончил вуз и получил диплом о высшем образовании. Как вспоминает теперь Айрат, 8 лет обучения в Турции прошли интересно, но с не слишком большой пользой: он хорошо выучил турецкий, знает английский язык, но диплом Измирского университета до сих пор хранится дома как воспоминание о прожитых годах за границей.

Для того, чтобы уяснить суть взаимоотношений между Минобрнауки РТ и Минобразования Турции, корреспондент ИА REGNUM позвонил по номеру, указанному в объявлении о наборе студентов и размещенному на сайте Минобрнауки Татарстана. Как пояснил ответственный сотрудник Гайнутдинов, между правительствами Татарстана и Турции давно имеется соглашение об обмене студентами. Однако вопрос нострификации дипломов турецких вузов целиком находится в компетенции федеральных органов образования и не решается в Татарстане.

Таким образом выяснилось, что студент из Татарстана, отправившийся в Турцию на учебу и проходящий обучение за счет турецкой стороны (что подчеркивается в объявлении о наборе студентов), по окончанию вуза возвращается в Казань с дипломом о высшем образовании. Однако его нострификация целиком ложится на плечи выпускника, а Министерство образования и науки Татарстана ничем помочь не может.

Также удалось узнать, что ежегодно Рособрнадзор издает информационное письмо с указанием государств, с которыми у Российской Федерации появились соглашения о взаимном признании документов об образовании. Однако в письме от 23.07.2010 ни в одном из 46 пунктов Турция как государство, с которым есть соглашение, не указана.