7 апреля Европейский парламент принял резолюцию "Резюме Европейской политики соседства". Речь идет о планах и проектах, связанных с программой Евросоюза "Восточное партнерство", объединяющей шесть постсоветских государств - Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину.

Привлекает внимание тот факт, что в пункте 47 указанного документа представителям исполнительных структур ЕС рекомендуется в рамках "Восточного партнерства" "активизировать усилия по поиску путей урегулирования конфликтов в Приднестровье и на Кавказе на основе принципов международного права, неприменения силы, территориальной целостности и права на самоопределение". Кроме того, следующим пунктом документ призывает Европарламент "учитывать прагматичные инициативы и инновационные подходы и установить контакты с де-факто властями и обществами непризнанных государств с целью поддержки гражданской культуры и диалога".

Поскольку Приднестровье и Нагорный Карабах пока не признаны никем, а Абхазия и Южная Осетия признаны Россией и несколькими другими странами, но ни одним из государств Евросоюза, очевидно, что указанная рекомендация носит универсальный характер. И, по сути, она означает, что "прагматичные инициативы" Европарламента являются призывом к фактическому признанию самоопределившихся республик, которые пока де-юре считаются составными частями стран, задействованных в "Восточном партнерстве".

Подход европейских парламентариев легко понять. "Восточное партнерство" должно, в конечном итоге, привести к созданию ассоциированной связи между объединенными этой программой государствами с одной стороны и ЕС с другой. Что однако весьма проблематично в условиях отсутствия хоть какого-либо - пусть даже технического - взаимодействия между бывшими "метрополиями" и самоопределившимися государствами. Например, Азербайджан категорически возражает против посещения гражданами других стран Нагорного Карабаха, называя это "визитами на оккупированные территории". Нарушители данного запрета автоматически попадают в так называемый "черный список" азербайджанского МИД и становятся "персонами нон-грата".

С другой стороны, Азербайджан может поддерживать отношения со своей автономией в Нахичевани лишь по воздуху, поскольку сухопутная связь с этим анклавом отсутствует - все дороги проходят по территории Армении. Фактическая блокада Нахичевани длится вот уже 20 лет. Заметим кстати, что данное обстоятельство постепенно превращает эту часть азербайджанской территории в один из вилайетов Турции, граница с которой у автономии открыта, что способствует неприкрытой турецкой экономической и культурной экспансии.

Грузия, в свою очередь, запрещает иностранцам въезд в страну, если он осуществляется со стороны Абхазии или Южной Осетии. Официальный Тбилиси рассматривает это как "нарушение государственной границы", что влечет за собой уголовную ответственность. В результате десятки граждан Армении, которые не имели об этом понятия, были осуждены грузинскими судами к различным срокам тюремного заключения за то, что, возвращаясь с Северного Кавказа на родину, попытались въехать на грузинскую территорию через "неположенные" погранпункты.

Со своей стороны Молдавия требует от жителей Приднестровской Молдавской Республики, обладающих гражданством России и Украины, наличия вида на жительство при перемещении по территории Молдавии, а в случае отсутствия требуемого документа, молдавские таможенные органы изымают у приднестровцев паспорта и привлекают их к административной ответственности.

Сохранение статус-кво в этих и подобных вопросах однозначно тормозит любые интеграционные и гуманитарные планы и программы, лежащие в основе "Восточного партнерства", что вызывает сомнения в его полноценной реализации. Желание переломить данную ситуацию и лежит в основе вышеизложенной резолюции Европарламента.