Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Узбекистана Наманганского госуниверситета Собиржон Болтабоев категорически отрицает неграмотность Амира Темура, передает 10 апреля корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, средневековые биографы и мемуаристы отмечали феноменальную память Темура, владение турецким и персидским языками.

"И вместе с тем те же источники утверждают, что "Тамербек" был неграмотным. Как же могло так случиться, чтобы человек, знавший несколько языков, не умел читать и обладал при этом феноменальной памятью? Как же он тогда управлял своей великой империей, руководил армией, определял численность своих войск? Отрицательно на неверную интерпретацию исторических деяний Темура также сильно повлиял труд Ф. Шлоссера "Всемирная история", - считает узбекский историк.

Он также сообщил, что сам Темур с детства изучал научные труды, художественную литературу, поддерживал все начинания в этих сферах.

"Исторические источники свидетельствуют, что в библиотеке Темура в Куксарае было более 13,5 тысячи книг по разным дисциплинам, написанных на арабском, тюркском, персидском, латинском и других языках. Во времена правления Тимура и его потомков особое внимание уделялось созданию и переписыванию произведений художественной и научной литературы. Несмотря на то, что в ту эпоху книгопечатания как такового еще не было, дальновидному правителю удалось создать сотни ставших впоследствии национальным достоянием библиотек. Среди них самыми крупными были правительственные библиотеки, а также названные в честь правителей и великих личностей: самого Темура, Мирзо Улугбека, Бойсунгура Мирзо, Искандара и Ибрагима Мирзо, Хусаина Байкаро, а также множество частных. Кроме того, в каждом медресе имелись свои читальни. Известно, что большая часть доходов Темура, получаемых с завоеванных земель в качестве налога, направлялась в первую очередь на строительство образовательных учреждений, таких, как медресе, тогдашние аналоги университетов, улучшение дорог, возведение садов и цветников, величественных дворцов и библиотек. Об этом в частности свидетельствуют видные историки и летописцы Шарафуддин Али Яздий, Ибн Арабшах, Клавихо и Г. Вебер", - заключает старший преподаватель кафедры истории Узбекистана Наманганского госуниверситета.