Проблема "десталинизации" имеет три аспекта: внешнеполитический, общероссийский и внутрирегиональный, заявил в интервью ИА REGNUM политконсультант и этнограф Борис Мышлявцев.

"Если говорить о внешнеполитическом аспекте, то стоит ожидать претензий со стороны ряда стран - у вас было преступное руководство, и при этом преступном руководстве происходили те или иные действия, так что платите нам компенсацию. Это уже происходит и сейчас в виде "ползучего процесса", но в случае официального утверждения программы десталинизации этот процесс будет обвальным. К Польше, Прибалтике, ряду других стран может присоединиться, например, Германия, ведь можно будет заявить, что часть страны в виде ГДР была оккупирована преступным сталинским режимом", - говорит он.

"Что касается общероссийского аспекта: у нас по данным самых различных соцопросов около половины населения положительно оценивают роль Сталина в истории России. Сам я полтора года назад проводил исследование по Новосибирску, в ходе которого выяснилось, что электорат "Единой России" настроен прокоммунистически. Это на первый взгляд выглядит парадоксально, но парадокса здесь никакого нет. Дело в том, что коммунистический электорат видит, что, например, Геннадий Зюганов не в состоянии сделать то, чего они бы хотели от государства, а "Единая Россия" во главе с Владимиром Путиным вроде бы способна к неким "сталинским" методам, - поясняет эксперт. - Именно по этой причине они голосуют за единороссов, а не потому, что у "Единой России" привлекательная идеология. Одна из основных идей, на которых держится коммунистический электорат - это Сталин. Если "Единая Россия" начнет говорить, что Сталин плохой, то это непосредственно отразится на результатах выборов в Госдуму, поскольку часть электората партии власти будет кровно обижена. То есть в результате возможно размывание базового электората "Единой России".

"Внутрирегиональные последствия могут быть не менее серьезными, - считает Мышлявцев. - Возьмем для примера Чечню и Туву. Это особенные республики в составе России. В Чечне была депортация. В принципе, практика переселения народов для восточных империй была обычной. Сталин руководствовался именно такой восточной логикой, у него не было ненависти к чеченцам или балкарцам, он просто исходил из политической целесообразности как он ее понимал в силу своего восточного менталитета. Однако переселение чеченцев имело далеко идущие последствия. Собственность - земли, дома - перешли тем, кто прибыл на место депортированных чеченцев, в основном русскоязычных переселенцев. Потом, когда чеченцы вернулись на родину, возникли большие проблемы в связи с переделом этой собственности. По данным опроса, датированного июнем 2008 года, главными врагами Чечни местные жители считают Сталина и ряд генералов советской армии, которые занимались депортацией. У чеченцев нет такого разделения, что сначала была Российская империя, потом стал СССР, а теперь возникла новая Россия. У них Сталин напрямую ассоциируется с Россией, которая их захватила. И если на высшем уровне мы скажем, что Сталин плохой, то, значит, и Россия плохая. Это приведет к сложным последствиям как в самой Чечне, так и в Северном Кавказе в целом".

"Тува до 1944 года была независимым государством. Репрессии там тоже проводились, и режим там был сходен со сталинским. Пострадали от репрессий около 1 тыс. человек. Для небольшой республики это немало, но в то же время нельзя сказать, что там "врагов народа" "перерабатывали на удобрения". Некоторые из тех, кто участвовал в этих репрессиях, до сих пор живы, живы их дети и внуки. В Туве нет кровной мести, как в Чечне, но эти люди в случае последовательной реализации программы десталинизации могут стать объектами остракизма и мщения. В таком случае возникнет внутренняя гражданская война. Таким образом, я считаю это программу опасной. Это безумие - затевать ее сейчас, когда непонятны возможные векторы развития ситуации в целом, когда происходит хаотизация международных отношений", - резюмирует полтолог.

Напомним, Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ опубликовал "Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении". В документе вина за развязывание Второй мировой войны и организацию геноцида была возложена на Советский Союз. Предлагаемая десталинизация вызвала положительный отклик в странах Европы.