Девальвация - это очень серьезный шаг, его последствия просчитать довольно сложно и вероятность того, что Белоруссия пойдет на этот шаг, невысока. Об этом 11 апреля в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил старший эксперт фонда "Институт Энергетики и Финансов" Сергей Агибалов.

По его словам, Национальный банк Белоруссии уже предпринял некоторые шаги, ввел ряд ограничений и усложнил жизнь импортеров. Эксперт считает, что весь ажиотаж вокруг возможной девальвации вызван международным скандалом, разразившимся после президентских выборов в Белоруссии, из-за которого стране стало сложно привлекать средства. "Все предыдущие годы, Белоруссия находится в состоянии дефицита платежного баланса. РБ всегда потребляла больше, чем продавала. Но это ранее покрывалось за счет притока иностранных инвестиций. Сейчас долг значительно вырос, но если бы и сегодня Белоруссия могла бы привлечь кредиты на внешних рынках, то больших финансовых проблем не возникло бы", - заявил он.

Как заметил Сергей Агибалов, если Белоруссии удастся договориться с Россией о каких-то кредитах, то, по крайней мере, на полгода вопрос о девальвации будет снят. В то же время он отметил, что речь идет о сумме приблизительно в 10 млрд долларов, и понятно, что одна Россия не предоставит кредит на такую сумму. Поэтому, эксперт не исключает, что Белоруссия может занять у других стран, например, у Китая, и продолжить программу приватизации компаний.

"Говорить об однозначной девальвации не приходится. Девальвация позволяет частично снизить импорт и частично укрепить позиции местных производителей на внешних рынках, позволяет больше играть маржой. Но если смотреть на белорусский импорт, то там мало таких товаров, от которых Белоруссия могла отказаться и производить сама. Это в первую очередь автомобили. Если Белоруссия полностью откажется от импорта автомобилей, то миллиардная брешь все равно не покроется. Все остальное - это сырье, в том числе и промышленное", - заявил он.

Тот факт, что цены на энергоресурсы растут, по словам эксперта, создает определенную нагрузку на экономику, но эти цены все еще ниже, чем в Европе. Агибалов считает, что, на самом деле, следовало бы поднять цены на сырьё и за счет этих сумм улучшить финансовое положение.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, вслед за валютной паникой в Белоруссии начался ажиотажный спрос на продовольствие. Народ скупает сахар, крупу, подсолнечное масло и другие товары.

Отметим также, что заместитель премьер-министра Белоруссии Анатолий Калинин 8 апреля сообщил: рассматривается возможность увеличения стоимости услуг ЖКХ в течение 2011 года на $5-7. С начала 2011 года стоимость нефтепродуктов в Белоруссии повышалась четырежды. Эксперты связывают рост цен в 2011 году (не только на нефтепродукты) с острой необходимостью властей в налоговых поступлениях при отказе от курса реформ. По мнению аналитиков, рост цен на товары и услуги продолжится в дальнейшем.

Также напомним, что 28 марта Национальный статистический комитет Белоруссии обнародовал информацию о том, что при сравнении индексов потребительских цен в 19 странах (в процентах) выяснилось: наиболее динамично росли цены в Белоруссии.