Появление предложений Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ по "десталинизации" еще отнюдь не означает, что эта программа станет политикой российского государства. Об этом заявил 12 апреля в интервью корреспонденту ИА REGNUM молдавский политический эксперт Дмитрий Мынзэрарь.

"Хотя сама идея очень правильная и критически необходимая для российской политический и следственно экономической модернизации, - продолжил Мынзэрарь. - Но даже если гипотетически предположить, что ее начнут воплощать в жизнь, данная идея столкнется с преградой непроходимых дебрей российской бюрократии, которая заинтересована ее похоронить путем имитации ее реализации. Ведь идея сама означает не что иное, как избавление от авторитарного типа мышления, как среди элиты, так и среди населения, что является элементом модернизации страны. Она призывает к переходу от принципа "все для государства", который в России мутировал в политику "все для госчиновника", к более гуманистическому принципу "все для гражданина".

По словам эксперта, исторически российское государство предпринимало попытки реформирования "сверху" лишь после серьезнейших внешнеполитических неудач, таких, например, как поражения в войнах с Турцией (Очевидно, имеется в виду поражение России в Крымской войне 1853-56 гг., которая начиналась весьма успешно для России - с разгрома турецкого флота в Синопском сражении, но впоследствии ход и итоги войны изменило вмешательство союзников Турции Англии и Франции. После этого поражения последовали "Великие реформы" Александра II, включая военную 1874 года, и победа в русско-турецкой войне 1877-78 гг. Что касается русско-турецких войн в целом, первая из которых произошла еще во второй половине 16 веке, то за исключением упомянутой Крымской войны и неудачного Прутского похода Петра I, совершенного в 1711 году в рамках Северной войны, все они заканчивались победами России и закреплением за ней новых территорий - прим. ИА REGNUM) с Японией (имеется в виду неудачная для России русско-японская война 1904-1905 гг., спровоцировавшая Первую русскую революцию, и целый ряд реформ в политической и экономической сферах - прим. ИА REGNUM). "Но реформы касались лишь технологических обновлений, а не изменения образа мышления гражданина, который всегда оставался одним из ресурсных придатков государства, а не главным бенефициаром госполитики. Таким образом, траектория развития России как страны была неровной и неустойчивой, зависящей от конъюнктурных переменных, а не от системно-стабильных величин. Желаем мы это признавать или нет, но именно западная модель развития показывает лучшие результаты. И это стало возможным именно благодаря качественному росту политической культуры населения, которое таким образом получило возможность контролировать и пересекать беспредел государства. Многие сегодня указывают на модель, которой следует Китай, но они не хотят замечать, что Китай в принципе тоже следует по тропинке, протоптанной западными странами, с той лишь разницей, что государство искусственно замедляет свое движение по этой тропе. Мы еще не знаем, насколько китайская модель успешна, потому что еще не видели результата. Но совершенно ясно, что внутреннее давление на китайскую политическую элиту огромно. В России же нету такого давления в сторону модернизации - наоборот, существует давление в поддержку стагнации или регресса к старыми моделям госуправления", - отметил Дмитрий Мынзэрарь.

По его словам, принцип "десталинизации", который предлагает Совет, ориентирован именно на то, чтобы "создать среду с минимальным сопротивлением усилиям по политической и экономической модернизации России". "Именно этот принцип позволяет развивать и использовать интеллектуальный потенциал граждан страны, без чего ни одна модернизация не может иметь место. То есть, кроме сопротивления большинства нынешних элит и бюрократов, эта идея столкнется и с сопротивлением критической массы российского населения. За последнее десятилетие российское государство целенаправленно пропагандировало ряд деструктивных идей среди населения, преследуя цель консолидировать массы вокруг внутреннего лидера, и демонизировать западную культуру, быт, традиции, политическую систему, образ жизни, и т.д. То есть, в глазах большинства россиян была дискредитирована именно та модель государствообразования, которую Совет предлагает построить. Это значит, что для реализации идеи Совета, необходимо переформатировать существующий коллективный разум российского общества, что займет не один год. В противном случае, усилия по "десталинизации" или "модернизации" не только столкнутся с саботированием со стороны чиновников и элиты, но и с протестным зарядом большой части российского населения, который выразится в голосовании за такие авторитарно-радикальные партии как ЛДПР и КПРФ", - полагает эксперт.

"Я думаю, российское руководство отлично понимает эти риски, но среди его представителей нет согласия о том, каким образом лучше реформировать и модернизировать Россию. Совершенно очевидно, что нынешний путь ведет к упадку и деградации России как страны. В то же время, сегодня кажется, что всё против России - отсутствие единого мнения у власти, как проводить модернизацию страны, огромное системное сопротивление эффективным реформам, крайне низкий уровень политической культуры и "грамотности" у населения, то есть понимание проблем общества и логики необходимых решений - все это кажется непроходимыми препятствиями для модернизации. Поэтому, вывод о том, что в настоящее время в России нет объективных предпосылок для успешной модернизации, является наиболее реалистичным. Исходя из вышесказанного, предложение "десталинизации" или "детоталитаризации" в России, как элемент более обширной идеи модернизации российского государства, никак не повлияет на имидж России в странах постсоветского пространства. Возможно, из-за неудачи модернизации, и последующего ослабления влияния России на страны бывшего СССР, Россия станет менее способной поддерживать внешнюю политику политического давления на эти страны, и таким образом ее станут воспринимать с меньшим опасением, а значит более положительно, чем в настоящее время. А возможные требования компенсаций от России являются смехотворной проблемой, по сравнению с теми трудностями, с которыми Россия столкнется, если не сумеет модернизировать свою политическую систему", - подвел итог Дмитрий Мынзэрарь.