Александр Лукашенко 13 апреля сообщил белорусской общественности о проведении "блестящей операции" по раскрытию теракта 11 апреля: в течение суток злодеи пойманы, дали признательные показания и ждут неотвратимого наказания. У многих возникли закономерные сомнения: тех ли поймали? Судя по тому, что теракт в Минске на День независимости 2008 года раскрывали несколько лет и не нашли не только исполнителей, но и заказчиков, итоги "блестящей операции" правомерно подвергнуть сомнению. Но молниеносностью раскрытия преступления странности не заканчиваются, а только начинаются.

На совещании 13 апреля Лукашенко призвал силовиков продолжать усиленный вариант несения службы. Минск по-прежнему наводнен милицией, спецназом, оперативниками. Вроде бы злодеев поймали, изобличили и полностью доказали (как обычно их вину) - к чему сохранение полувоенного положения на неопределенный период? Или теракт стал удобным поводом для фактического ввода чрезвычайного положения? Зачем запугивать журналистов, публицистов, экспертов ответственностью за свободное выражение своего мнения, информирование граждан относительно роста цен на продукты питания, другие товары и услуги, не связанные (как многим представляется) с терактом?

Лукашенко призвал граждан к бдительности и осторожности, раскритиковал комментарии оппозиционеров и поручил прокурорам привлечь комментаторов главного события последних дней к строгой ответственности. Гарант Конституции публично осудил демократические права и свободы, закрепленные в том самом документе, на котором он еще недавно держал руку после "убедительной победы" в президентской кампании. "Мы сегодня ищем соучастников и заказчиков. Может быть, эти так называемые политики от пятой колонны нам раскроют карты и покажут, кто же заказал. Может, кто-то и из властей. Всех допросить. В рамках уголовного дела всех привлечь и допросить, не глядя ни на какую демократию, вой и стоны зарубежных "страдателей", - цитирует гаранта Конституции официальное информагентство БелТА. - Материалы есть: берите, исследуйте, пусть объясняются, откуда у них эта информация". Можно подумать, что откровенные пацифисты и имитаторы оппозиционной борьбы, неспособные даже стекла разбить в правительственном здании без помощи извне, в своих комментариях сообщили некую особо важную для следствия информацию.

"Не могу не обратить внимание еще на один момент этих дней - распространение слухов. Любая паника, в том числе по поводу продовольствия, валюты и прочая, прочая должна пресекаться. Категорически хочу всех предупредить - это касается и СМИ: за распространение подобных клеветнических измышлений виновные понесут уголовную ответственность", - заявил Лукашенко 13 апреля заслушав доклад о ходе расследования теракта 11 апреля в минском метро. Вечером 13 апреля государственные телеканалы Белоруссии принялись усердно изобличать редакторов белорусского информационно-аналитического портала "Империя" и российского "Белорусский партизан". Едко и гневно заклеймили позором пропагандисты Юрия Баранчика и Павла Шеремета. Вот, мол, враги народа - ату их.

Еще недавно высшие чиновники убеждали граждан в неприемлемости революции ни в каком виде, а сегодня Лукашенко, Рубинов, Радьков и другие фактически вернулись к практике "военного коммунизма". Показательные закрытые и не очень процессы над участниками акций протеста 19 декабря (с не менее показательными приговорами), как оказалось, были лишь легкой разминкой. Та же троцкистская риторика потоком льется из государственных СМИ ежеминутно - как из уст чиновников, так и штатных госпропагандистов, подсадных "представителей общественности". Но опасность ситуации в том, что риторикой дело не ограничивается - неотроцкисты перешли к практике. Пока что оппозиционеров вызывают на допросы, снова "катают пальцы" и снова обыскивают их офисы, квартиры. Пока что блокируют доступ к оппозиционным интернет-ресурсам - например, 14 апреля был заблокирован доступ к "Белорусскому партизану".

Странным выглядит поведение дежурных минского метрополитена, закрепленных за станцией метро милиционеров, а также граждан. Каждый день пассажирам метро объявляют о необходимости внимания к подозрительным предметам, о которых надо сообщать "куда надо". Но вот что, по версии следователей, произошло 11 апреля: на платформу станции "Октябрьская" (в версии главы МВД станция называется "площадь Октябрьская") приходит некто и оставляет большую черную сумку, после чего уходит. Никто из граждан, ожидающих поезда или милиционеров не реагирует на происходящее, не окликает владельца странной поклажи. Причем установленный впоследствии следователями подрывник не просто уходит, а теребит что-то то ли в куртке, то ли в штанах - следователи уверены, что таким образом приводится в действие радиоуправляемое взрывное устройство. Во всяком случае, так считают следователи КГБ, такой вывод предлагают сделать создатели видеоролика, продемонстрированного белорусским журналистам 14 апреля полковником Андреем Шведом, а также государственными телеканалами - жителям Белоруссии.

Но далеко не всем в Генпрокуратуре доводы чекистов кажутся убедительными. Возможно, дело в том, что прокурорские работники часто сталкиваются с преступлениями лиц, имеющих психические отклонения на сексуальной почве, поэтому манипуляции в штанах им не кажутся столь однозначно свидетельствующими о приведении в действие именно устройства ДУ. Так или иначе, но вслед за Лукашенко 13 апреля выступил председатель КГБ Вадим Зайцев, выразививший уверенность в том, что взрывное устройство было радиоуправляемым, а 14 апреля руководитель следственной группы, замгенпрокурора Швед не разделил этой уверенности. К этому времени руководители КГБ и МВД успели отчитаться о полноте улик и вещдоков. Кстати, аналогичные формулировки следователи использовали и во время процессов над демонстрантами (участниками митингов и шествий 19 декабря 2010 года в Минске). Однако процесс над "погромщиками" - гражданами РФ Артемом Бреусом и Иваном Гапоновым, проходивший под телекамерами журналистов и взорами экспертов ОБСЕ, не оставил никаких сомнений в качестве и полноте доказательств (в т.ч. вещественных) гособвинителей. Действительно ли следствие по делу о теракте 11 апреля обладает всеми теми убедительными и неопровержимыми доказательствами, о которых заявляют в КГБ и МВД? Развеются ли последние сомнения скептиков в непричастности спецслужб к организации теракта?

Стоит также обратить внимание на еще одну странность поведения сотрудников правоохранительных органов: 13 апреля один из них вбросил через белорусский филиал авторитетного международного информагентства (особо близкого к Администрации президента Белоруссии) версию о "белорусском Ганнибале Лекторе". Очевидно, три версии теракта, озвученные накануне председателем КГБ, должны были как-то подтвердиться. С этой целью (возможно, не по заданию руководства, а исключительно по собственной инициативе и бескорыстно) анонимный сотрудник из "правоохранительных органов" сообщает о тайне следствия: якобы психиатры, проводившие изучение личности подозреваемого в совершении теракта в минском метро 11 апреля, "сравнили подозреваемого с кинообразом Ганнибала Лектора" и установили его вменяемость. Очень важное заявление, которое 14 апреля Швед отказался комментировать, сославшись на тайну следствия.

О чем идет речь: арестованный гражданин РБ, который якобы и подорвал "адскую машинку" в минском метрополитене, подтверждает одну из трех первоначально выдвинутых версий председателем КГБ (о психически ненормальном, чрезмерно амбициозном человеке) и, в то же время, является весьма удобным подсудимым. Весьма удобным потому, что общественность якобы требует смертной казни в отношении исполнителя теракта. Обратим внимание на то, что в Белоруссии смертная казнь не отменена, и с задержанными двумя (или тремя, или даже пятью) подозреваемыми могут расправиться гораздо быстрее, чем правозащитники успеют возмутиться. Государственные СМИ третий день нагнетают истерию в обществе, демонстрируя опросы на улицах якобы случайных прохожих, требующих обвиняемых расстрелять, повесить на березе, растерзать на площади и т.д. и т.п. Очень странная ситуация для общества, позиционирующего себя как "толерантное", и для властей, позиционирующих республику как "центр Европы".

Следствие изобилует странностями. Например, свежеарестованный "белорусский Лектор", по словам Лукашенко, Зайцева и Кулешова, "колется" на первом же допросе и, как паровоз, берет на себя все теракты, нераскрытые до сих пор (почему-то). Возможно, раскрытию злодеяний помешали объективные факторы типа уникальности взрывчатки, которую, по словам председателя КГБ, члены преступного сообщества взяли "в Интернете". Все знают, что Интернет взрывоопасен, особенно для белорусских чиновников, болезненно переносящих критику и неудобные вопросы. Некоторым престарелым неначинающим пользователям искренне кажется, что на каждом углу глобальной сети распространяется взрывчатка, порнография, клевета на "белорусскую модель" и ее гаранта.

Уникальнейшая взрывчатка попалась в очередной раз в руки КГБ, аналогов ей в мире нет. "Это вещество применялось и в Минске в июле 2008 года. По словам Вадима Зайцева, оно представляет интерес для экспертов иностранных спецслужб, так как аналогов такого вещества не существует почти нигде в мире", - сообщает официальное информационное агентство Белоруссии. По другим источникам, Зайцев заявил о том, что такой взрывчатки ("особое взрывчатое вещество... конфигурация"), как изъятая у устроителей теракта в Минске 11 апреля, нет нигде в мире, ни в одном из государств "за исключением буквально двух, которые мы не будем пока называть".

КГБ не в первый раз имеет дело с одной и той же, инновационной, не имеющей аналогов в мире взрывчаткой, изготовленной (или приобретенной посредством сети Интернет) витебскими рабочими. В 2008 году, после теракта 3-4 июля (квалифицированного как "хулиганство") в распоряжении комитетчиков тоже была уникальная взрывчатка - целый пакет из-под сока "Садочок". Для изучения ее уникальности из Москвы приезжали специалисты, долго изучали различными хитроумными способами, обнаружили географию ее транспортировки, но... Специалисты вернулись в Москву, а Владимир Наумов остался в Минске и, видимо, только вчера уснул (стоит надеяться) с полным осознанием справедливости поговорки "лучше поздно, чем никогда".

Что значит "аналогов такого вещества не существует почти нигде в мире" - это не меньшая загадка, чем коварные замыслы изобличенных чекистами злодеев. Как сообщает государственный информресурс БелТА, председатель КГБ также проинформировал, что арестованные "Алмазом" подозреваемые были непростыми парнями - "они планировали другие действия, которые не позволили бы раскрыть преступления". Суицид замыслили или какие такие действия планировали?

Белорусам долго еще будут рассказывать о ненормальном витебском токаре, который незаметно для окружающих сошел с ума, "взял в Интернете" (как говорят специалисты) взрывчатку и начал взрывать всё налево и направо. Остановку и дискотеку в Витебске взорвал в 2005 году он (хотя признались другие люди и правоохранители отчитались), праздник президенту и бизнес импортеру сока "Садочок" в 2008 году тоже испортил он.

Кстати, об очередном "витебском деле". Ни кто иной, как сам Александр Григорьевич дал совершенно противоречивые показания 13 апреля 2011 года и в 2005 году. "В Витебске эти два охламона взорвали имитационное устройство и думали, что их не найдут. Их быстро вычислили, нашли, и они уже рассказали, где брали порох и как хотели попугать людей в двух местах", - заявил Лукашенко в 2005 году. Еще 30 сентября 2005 года братья Виталий и Юрий Мурашко были задержаны и помещены Витебское СИЗО, им было предъявлено обвинение и т.д. Тогда дело вроде как закрыли, но не насовсем: "Как мне доложили следователи, задержанные признались не только в совершении террористического акта в метро, но и на их совести и теракты, совершенные на День Независимости и в Витебске", - заявил Лукашенко 13 апреля. И в данной ситуации "блестящая операция" мгновенно превратилась в фарс и комплекс крайне неудобных для властей вопросов. Похоже, что на них не намерены отвечать ни Лукашенко, ни прокуроры, ни МВД, ни КГБ.

Вот так вот случается в белорусских реалиях: один и тот же теракт можно раскрыть дважды, и оба раза - очень быстро, совершенно законными методами, "работая мозгом". Такое не снилось даже Троцкому с Вышинским. А если постараться, то можно ли третий раз раскрыть преступления в Витебске 2005 года? Гостелеканал ОНТ со ссылкой на главу МВД Кулешова распространил 13 апреля следующую информацию: трое задержанных по делу о взрыве 11 апреля признали свою вину, установлена и доказана их связь с взрывами в Витебске и Минске. На следующий день, по словам Шведа, количество фигурантов дела увеличилось до пяти, двое из них - под стражей. Не стоит удивляться, если Баранчик или Шеремет вдруг сознаются, и об этом объявят государственные СМИ Белоруссии. Ведь удалось чекистам убедить белорусских оппозиционеров Ярослава Романчука и Андрея Дмитриева сделать весьма странные видеообращения? Стоит надеяться, что до крайних проявлений фарса дело не дойдет, хотя события последних месяцев дают все менее оснований для позитивных тенденций.

Странности в расследовании продолжают накапливаться по мере того, как руководители силовых ведомств публикуют информацию о "деле 11 апреля". Выясняется, что между двумя взрывами в Витебске и двумя взрывами в Минске террорист вел весьма вольный образ жизни: отслужил в армии (Минобороны Белоруссии), избежал поголовной дактилоскопии (после взрыва 2008 года), перебрался в Минск... Хорошо живется белорусским токарям-слесарям, только журналистам да оппозиционерам плохо. Но вот однажды этого подрывника берут правоохранители - спустя сутки после последнего теракта. Обладатель уникальной взрывчатки был настолько уникален, что не догадался скрыться подальше, при планировании теракта даже не задумался об элементарных правилах конспирации. Парадокс.

Странностей в истории со взрывом 11 апреля и обстоятельствами, предшествовавшими ему и выявленными после официально объявленного окончания раскрытия преступления слишком много, чтобы поставить точку в этом деле.

"Чудовищно, но факт - все эти негодяи, совершившие преступление, работали в обычных трудовых коллективах, кто токарем, кто электриком. Общались с многочисленными коллегами, друзьями в тесном кругу. Неужели у окружающих, у руководителей предприятий не могло возникнуть ни капельки подозрения в отношении таких людей? Не могу в это поверить. У таких людей всегда есть аномальные отклонения, и их надо было видеть", - заявил Лукашенко 13 апреля. - "Разболтанность, разгильдяйство, отсутствие жесткой дисциплины, организованности сегодня недопустимы. Вся эта болтовня о демократии, демократизации, которая нам навязывается со стороны, ничего общего не имеет с той истинной демократией и властью народа, которая должна быть и есть в нашей стране". Белорусам предлагается поверить, что вновь не начнется "охота на ведьм", как после теракта 3-4 июля 2008 года или брутального подавления митинга на площади Независимости 19 декабря 2010 года.