Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России опубликовал "Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении". Данные предложения были подготовлены Рабочей группой Совета по исторической памяти и переданы президенту РФ на встрече 1 февраля 2011 года в Екатеринбурге.

Лидер армянской оппозиционной партии "Новые времена" Арам Карапетян, комментируя ИА REGNUM попытку российского руководства осудить политику тоталитарного режима в СССР, отметил, что инициированный Советом по правам человека при президенте России процесс "десталинизации" и "детоталитаризации" опасен.

"Инициатива эта выглядит привлекательной в смысле PR и представляется как попытка уйти, освободиться от того плохого, что было в советской системе, но она таит в себе опасные элементы,- заявил Карапетян.- Во-первых, она может повлечь за собой вопрос контрибуции. Если Сталина обвиняют в геноциде поляков, если его приравняют к Гитлеру, если говорят, что политика Сталина привела к тому, что республики потеряли свою независимость, то это может привести к серьезным последствиям - лучше обходить эти вопросы".

По мнению армянского политика, процесс детоталитаризации является больше внутренней проблемой России, так как другие постсоветские республики получили достаточно свободы с 1990-х годов и освободились от бремени тоталитаризма. "Идея примечательна в том смысле, что Путин в российском обществе ассоциируется со Сталиным, как авторитарный политик, между тем у Медведева более либеральный образ", - сказал Карапетян, добавив, что тоталитарные системы в нынешнем мире не могут прижиться. Вместо того, чтобы копаться в прошлом, по словам лидера партии "Новые времена", может быть, стоит больше говорить о сегодняшних проблемах в сфере свобод. "Чтобы не было олигополий, чтобы одна партия не решала все, или чтобы спецслужбы не имели возможности под именем борьбы с терроризмом растаптывать все поле и тому подобное", - отметил политик, подчеркнув, что нужно исследовать исторические нюансы, но не надо их примерять к политическим процессам текущего момента.

"К примеру, широким кругам общественности стало известно, что в Катыни по приказу Сталина убили польских офицеров, узнали и все, закрыли страницу", - сказал он. По словам Карапетяна, "десталинизация" может привести к нежелательным последствиям внутри российского общества также потому, что в РФ еще порядка 60% процентов населения поддерживает деятельность Сталина.

Отвечая на вопрос - не пытается ли российское руководство с помощью этой программы "помириться" с бывшими советскими республиками и странами соцлагеря, создавая тем самым благоприятный идейный фон вокруг себя, Арам Карапетян сказал: "В России существуют по этому вопросу две концепции. Одна предполагает превратить все постсоветские страны в российские губернии, и, по моему, это гибельный, безмозглый проект, который очень сильно всех оттолкнет от России. Поэтому это - вражеская идея, которая подается через какие-то российские круги, наподобие перестройки, которая развалила Союз. И есть вторая концепция, по моему, правильная и надежная - создание некоего прообраза Европейского союза на постсоветском пространстве, то есть - мягкая интеграция, ведущая к новому союзу с новыми веяниями и новым пониманием". В этом контексте, как отметил Карапетян такие программы, как программа "десталинизации" являются составляющими русских политических дебатов насчет будущего пути России на постсоветском пространстве.

По мнению армянского политика, процесс десталинизации России, по большому счету, существенных дивидендов для Армении не принесет. "Со Сталиным наш народ связывает прежде всего память о том, что после Великой Отечественной войны Сталин не проявил волю и не освободил Западную Армению, - отметил Карапетян. - В этом плане нам, конечно, ожидать от процесса десталинизации нечего, так как в мире существуют новые реалии".

Политик высказал также сомнение относительно того, что программа может способствовать решению нагорно-карабахского конфликта, в частности - отменой решения Кавбюро в 1923 году, когда Карабах был включен в состав Советского Азербайджана. "Что же касается русско-турецкого Московского договора 1921 года, мы можем воспользоваться процессом детоталитаризации и потребовать денонсировать этот договор, но реально видим, что после 90 лет он еще живуч, и между двумя странами (Россией и Турцией - ред.) не видится в перспективе возможность обсуждения вопросов относительно этого договора", - резюмировал Карапетян.