Британское издание The Guardian опубликовало статью под названием "Герой забытого народа", которая посвящена армянскому композитору и собирателю народных песен Комитасу (Согомон Согомонян), ставшему жертвой событий 1915 года в Османской Империи. "Воскресенье, 24 апреля, день Пасхи. Для армян это является также днем памяти жертв геноцида. Это день, когда армяне всего мира собираются вместе, чтобы отметить годовщину геноцида 1915 года, в ходе которого 1,5 млн армян в Турции были либо убиты, либо умерли на "маршах смерти", - пишет автор публикации Майкл Черч. - Для армян музыка является памятью. И всякий раз, когда они собираются вместе, чтобы воззвать к памяти усопших, они поют также песни своего композитора, который один говорил за душу всего народа - Комитаса Вардапета".

Сам Комитас, как отмечает автор, хотя и выжил во время геноцида, но лишился впоследствии рассудка. "Политика по грабежу сел христианских армян и убийства жителей мусульманами поддерживалась властями. Армяне Турции были геттоизированы, разоружены (у них забрали даже кухонные ножи - авт.), и, наконец, 24 апреля 1915 года подверглись массовой депортации. Комитас был в числе 291 выдающихся деятелей, которых в грузовых вагонах отправили на смерть. И хотя он выжил благодаря вмешательству американского посла (Генри Моргентау - ред.), но ушел в параноидальный мир, проведя остаток жизни в психиатрической больнице", - пишет Майкл Черч.

Как отмечается, наследие Комитаса было скромным, всего 80 хоровых произведений, аранжировки армянских народных песен, а также некоторые пьесы для фортепиано, но изучение древних армянских нот - хазов, было главным делом его жизни, которое он не смог довести до конца. "Но как признал один из его наиболее известных соотечественников - Арам Хачатурян, он в одиночку заложил основы традиции классической музыки Армении", - пишет Черч. Автор отмечает также, что однажды после концерта Комитаса в Париже французский композитор Клод Дебюсси заявил, что, даже если бы он написал лишь одну песню, то заслуживал бы быть признанным как великий композитор, но "тем не менее многие классические музыканты едва знают его имя".

"Потомок переживших геноцид родителей, ведущий армянский композитор современности Тигран Мансурян недавно написал концерт для виолончели с довольно символическим названием "Где твой брат Авель?", - пишет автор статьи в заключении, приводя слова Мансуряна: "Палитра звуков Комитаса охватывает огромный период времени, простирающийся через тысячелетия. Но где же Комитас в палитре западной классической музыки?".