Румыния - Россия: "Для Румынии антируссизм и проамериканизм остаются геополитической необходимостью". Геополитика: "Договор, превративший Черное море в "русское озеро" - "это дверь, которой Румынии защемили пальцы". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Украина выжидает в надежде втихаря оторвать себе Приднестровье, если вообще не всю Бессарабию". Румыния - Венгрия: "Усвоив урок премьера Орбана о том, что Европа сейчас занята другими делами, ученик Траян Бэсеску также закладывает основу авторитарного государства".

Румыния - Россия: "Для Румынии антируссизм и проамериканизм остаются геополитической необходимостью"

Давайте говорить прямо: Россия была и остается историческим врагом Румынии, пишет Revista 22. Более того - врагом единственным. Не русский народ, но Российская империя, чьи экспансионистские устремления на Балканы и к Черноморским проливам всегда проходили через территорию Румынии (появление во второй половине 19 века государства под названием Румыния стало возможным исключительно благодаря освобождению Российской империей Балкан и других территорий Черноморского бассейна от ига Османской империи - прим. ИА REGNUM). Не русская культура Толстого, Булгакова и Чайковского, но российская политика несвободы, угнетения и коррупции. Не коммунизм создал российскую угрозу, хотя коммунизм, навязанный Сталиным всем оккупированным странам после Второй мировой войны, прибавил нам много страхов. Но давайте посмотрим в историю: начиная от революционеров 1848 года до маршала-фашиста Иона Антонеску и коммуниста Николае Чаушеску - почти все лидеры Румынии, заслуживающие уважение или отвратительные, - все были антирусскими. Известны лишь два исключения, Георгиу-Деж (Георге Георгиу-Деж - румынский государственный деятель, генеральный секретарь ЦК Румынской коммунистической партии, руководитель Румынии с 1948 по 1965 гг. Проводил политику относительной автономии Румынии в рамках Варшавского блока, а в последние годы своего правления установил дипломатические отношения с западными странами, включая США - прим. ИА REGNUM) и Ион Илиеску (первый президент посткоммунистической Румынии, пришедший к власти на волне антикоммунистической революции 1989 года, в ходе которой диктатор Николае Чаушеску был отстранен от власти и расстрелян вместе с супругой - прим. ИА REGNUM), который подписал с Россией договор о "дружбе", весьма затруднивший возможности Румынии вступить в НАТО.

Некоторые скажут, будто сегодняшняя Россия не та, что была в прошлом. Это ложь, продолжает Revista 22. За исключением короткого периода во время горбачевской перестройки и первых лет президентства Ельцина (когда России, желая того или нет, ликвидировала собственную империю), там почти ничего коренным образом не изменилось. Мы имеем полное право выразить сожаление по поводу состояния румынской демократии, но в сравнении с положением дел в России, Румыния - это просто луч света. Можете почитать Анну Политковскую, чтобы убедиться в этом. Тем, кто бессмысленно кричат о "диктаторе Бэсеску", было бы полезно узнать о стране с формальными выборами, с незаконными арестами, терроризмом, убийствами инакомыслящих, подавлением гражданского общества и практически всей независимой прессы.

Для Румынии антируссизм остается геополитической необходимостью, пишет Revista 22. И в этих условиях проамериканизм также является необходимостью, независимо от того, нравится нам или нет какой-либо президент, возмущают ли нас некоторые американские действия в Ираке или Афганистане, независимо от того, являемся ли мы проевропейцами или евроскептиками. Даже если мы являемся антикапиталистами, нам не следует становиться антиамериканцами, если брать во внимание те же фундаментальные геополитические причины.

Естественно, нас может приблизить к американцам наш подход к определенным демократическим институтам, к свободам, продолжает Revista 22. У нас просто нет иного выбора: Россия, которая отняла Бессарабию, которая аннексировала и Буковину, которая расценила объединение Трансильвании с Королевством, как "империалистическую аннексию", которая ввела сталинский коммунизм после 1944 года, несмотря на все обязательства, принятые в Ялте, которая по-прежнему держит значительные войска в Приднестровье, не может быть нашим другом и союзником. (Некоторые могут напомнить, что и румыны завоевали Приднестровье во время Второй мировой войны и совершали невообразимые вещи в Одессе и других местах. Это факт и глубоко прискорбный, но это не значит, что мы должны заткнуться, и это не оправдывает настоящую имперскую ностальгию России). Короче говоря, проруссизм - скрытый или явный - для Румынии является капитуляцией. А антиамериканизм - это самоубийство, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах (т.е. без Приднестровья), а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существовала на кириллице с момента своего появления в XV веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Геополитика: "Договор, превративший Черное море в "русское озеро" - "это дверь, которой Румынии защемили пальцы"

Один румынский философ говорил: "О румынском индивидуализме известно давно. Некоторые называют его основной характерной чертой румын. Румын не любит товарищество. Он хочет быть сам по себе, единственным хозяином у себя дома. Обладателем маленькой дольки собственности, неважно насколько малой, но принадлежащей только ему. По этой же причине он склонен к анархии". Мы никак не можем избавиться от такого глупого анахронизма, как излишний изоляционизм, пишет Evenimentul Zilei. Мало кого из нас волнует, что происходит в мире. Но ещё серьёзнее то, что мы не удостаиваем внимания обсуждение важных вопросов даже тогда, когда это происходит у нас дома. В начале апреля в Бухаресте состоялся региональный семинар о синергетических подходах в Черноморском регионе. В семинаре приняли участие высокопоставленные чиновники и военные из Армении, Азербайджана, Болгарии, Грузии, Республики Молдова, Румынии, Словении, Украины, Венгрии, Турции и Соединенных Штатов Америки. В конце средневековья Черное море было "поворотным кругом международной торговли", как говорил известный румынский историк Георге Брэтиану. Можно также добавить, что не только торговли, но и культуры и политики. После почти половины тысячелетия, Черное море снова может получить важный статус в международных отношениях, стать скорее связывающим мостом, нежели границей.

Если отбросить дипломатические фразы, всем ясно, что семинар является продолжением доктрины Бэсеску с его нашумевшим выражением "Черное море - русское озеро", продолжает Evenimentul Zilei. Стоит отметить, что Россия не присутствовала на семинаре! Румынский проект "Черное море - русское озеро" очень прост. По договору Монтре 1936 года, военно-морским судам неприбрежных держав запрещается находиться в Черном море дольше трёх недель. Черное море перестало быть открытым морем с 1936 года, когда Советская Россия и Турция превратили Чёрное Море в русско-турецкий кондоминиум. Как сказал об этом договоре Константин Аргетояну (румынский политик, премьер-министр Румынии в 1939 году - прим. ИА REGNUM), "это дверь, которой Румынии защемили пальцы".

После вступления Румынии и Болгарии в НАТО, Запад вернулся к вопросу о Чёрном море, пишет Evenimentul Zilei. Румыния желает интернационализации Черного моря. Русские же - нет! Можете ли вы представить себе, что для Москвы будет означать присутствие американского флота в Констанце? Это реальная ставка. Не говоря уже о "замороженных конфликтах". В Приднестровской республике война по большому счету ещё не закончилась. Германия заявляет по неофициальным каналам, что согласилась бы на федерализацию Республики Молдова. Грузия все еще зализывает раны после вмешательства русских. И имеется ещё куча вопросов для обсуждения... Но ведь это никого не интересует? Незачем румынам хорошо разбираться во внешней политике, иронизирует издание.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Украина выжидает в надежде втихаря оторвать себе Приднестровье, если вообще не всю Бессарабию"

Столь разрекламированный формат "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) совсем заблокировался, пишет Romanian Global News. Под давлением со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов, Россия согласилась, что переговоры должны быть возобновлены. Но она при этом ничего не делает. Точнее делает: перекладывает долг в два миллиарда долларов за газ, потребленный в Приднестровье, на счет "Газпрома" (22 марта вице-премьер Молдавии, министр экономики Валерий Лазэр сообщил, что на заседании молдавско-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству 17 марта была достигнута договоренность, согласно которой молдавская и приднестровская части активов "Молдова-газ" будут преобразованы в два отдельных предприятия. На приднестровскую сторону ляжет и газовый долг Приднестровья, превышающий $2,5 млрд., а за Молдавией останется ее собственный исторический долг в $319 млн. В соответствии с действующим соглашением между Республикой Молдова и "Газпромом", разграничение газовых долгов Молдавии и Приднестровья не предусмотрено. Однако молдавское правительство и "Газпром" на протяжении длительного времени вели переговоры о переводе долга Приднестровья за потребленный газ с компании "Молдова-газ" на "Тираспольтрансгаз". Президент Приднестровья Игорь Смирнов со своей стороны заявлял, что Тирасполь будет готова к выплате долгов за поставленный Россией газ только при условии подписания прямого договора с "Газпромом" - прим. ИА REGNUM). Нужны ли нам ещё более красноречивые политические заявления?

Предельно ясно, однако, что Россия, которая спровоцировала войну в 1992 году (войну против Приднестровья развязали пришедшие к власти в Кишиневе румынские националисты при неофициальной поддержке Румынии - прим. ИА REGNUM), не может являться серьёзным гарантом, продолжает Romanian Global News. Чтобы обеспечить гарантию чего? Поддержания оккупации Приднестровья? Упрочения денационализации румын (молдаван) Приднестровья? С другой стороны, отношение к продажному Игорю Смирнову как к равному партнеру по переговорам является абсолютным абсурдом. Очевидно, что Россия в качестве "гаранта" будет всегда партнером Смирнова, а не румын в Приднестровье. Смирнов хочет сохранить там рай красноармейских ветеранов, но никто не спросил у большинства населения, хочет ли оно пребывать в полной изоляции от Европы (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - ИА REGNUM).

Украина - вторая страна-"гарант" - выжидает в надежде втихаря оторвать себе Приднестровье, если вообще не всю Бессарабию, пишет Romanian Global News. Преследование этой цели продемонстрировали многие украинские политики, и некоторые из них - даже из правящих партий. В последнее время Киев сильно склонился в сторону Москвы (и это большая ошибка Евросоюза).

В качестве посредника ОБСЕ ничего не может предпринять в таком контексте, продолжает Romanian Global News. В данном случае Кишинев остаётся один в рамках весьма враждебных партнеров по переговорам. Пока Москва находится у руля переговоров, никаких гарантий не существует. Россия отказывается от перехода Соединенных Штатов и Европейского Союза к роли гарантов, которые смогут исполнять её более адекватно. И раз уж Россия и Украина остаются так крепко связанными со Смирновым - каждая по своим причинам - кажется естественным, что рядом с Кишиневом должен находиться Бухарест. Мы не можем оставаться равнодушными по отношению к большому количеству приднестровцев с румынским гражданством (каких-либо данных, в том числе и неофициальных, о гражданах Румынии, проживающих в Приднестровье, - нет - прим. ИА REGNUM). Совершенно нормальным является оказание поддержки Кишиневу в сохранении румынской цивилизации в регионе. Конечно, неосталинистские пропагандисты всегда будут держать ответный удар в своём духе: румынизация, территориальная экспансия Румынии, фашисты! Сплошная ложь. Униря (от рум. "unirea" - "объединение"; в румынском политическом дискурсе употребляется в контексте присоединения Бессарабии к Румынии - прим. ИА REGNUM), когда бы она ни произошла, является проблемой румын Бессарабии. Они должны решиться на это, и мы не можем отказать им в этом естественном праве. Идея же румынского участия в восстановлении мира в Приднестровье стара, но Александр Козырев (очевидно, имеется в виду Андрей Козырев - прим. ИА REGNUM), министр иностранных дел (России) после войны 1992 года, категорически отказался от столь нормальной вещи.

Теперь, однако, нас поддержали там, откуда мы меньше всего этого ожидали, пишет Romanian Global News. 31 марта, на форуме "ЕС-Молдавия" в Кишиневе, украинский дипломат Александр Чалый, бывший посол Украины в Бухаресте, заявил, что Румыния должна войти в формат переговоров по приднестровскому урегулированию. Чалый считает, что Бухарест, имея интересы важного геополитического игрока в регионе, должен поставить свою подпись на окончательном документе по урегулированию конфликта. В противном случае, по мнению украинского дипломата, имеются опасения, что Румыния косвенно не признает результаты переговоров, в которых она не участвовала, что будет способствовать нарастанию напряженности в регионе. Другими словами, Чалый, как всякий советский человек, рассчитывает на итоговое решение, направленное против румын, и, учитывая участие в переговорах, Румыния будет вынуждена согласиться с их результатами. Очевидно, что здесь и речи не может идти о национальных правах румын. Тем более что Смирнов открыто заявил одному из европейских комиссаров, что в Приднестровье нет национальных меньшинств.

Вывод прост: без принятия Румынии в формат переговоров, всё это лишь пустая трата времени, продолжает Romanian Global News. Россия не заинтересована в урегулировании конфликта на Днестре слишком скоро, тем более что в 2012 году в РФ пройдут президентские выборы. Но у Смирнова президентские выборы назначены в 2011 году, и естественно, что ему выгодно выглядеть более жёстким, чем обычно. Он послал приглашение Владу Филату совершить "официальный визит" в Тирасполь. Естественно, Филат рассердился и дал понять, что не делает официальных визитов "к себе домой". Знал ли Смирнов, что вызовет раздражение своими имперскими замашками? Знал и сделал это намеренно, подводит итог издание.

Международное сообщество отказывается признавать режим, установленный в Тирасполе, несмотря на давление России, пишет Romania Libera. Ряд российских геополитиков и политиков пытаются различными способами узаконить Приднестровский режим по модели Косово. С точки зрения международного права, этот регион - территория Республики Молдова, находящаяся под российской оккупацией. Кремль взял на себя международные обязательства о выводе своих войск из региона, но не выполнил их. Россия пытается выдать 4000 солдат из 14-й армии за "миротворцев" (Ограниченная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики. Обе составляющие российского военного присутствия в ПМР закреплены в статьях 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году президентами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". ОГРВ занимается охраной остатков складов с боеприпасами, созданных еще во время Второй мировой войны, и которые в 2000 году начали эвакуировать. Впоследствии процесс вывоза боеприпасов из Приднестровья был прерван по настоянию властей ПМР из-за того, что в приднестровском урегулировании наступил глубокий кризис - прим. ИА REGNUM), одновременно с этим оказывая давление на кишинёвские власти с целью превратить Республику Молдова в конфедерацию, в которой Кишинёв и Тирасполь будут иметь равные права. Бессарабские власти согласились предоставить широкую автономию Приднестровью, но не соглашаются на планы Кремля (Позиция бессарабских властей в отношении Приднестровской Молдавской Республики основывается на принятом ими в одностороннем порядке 22 июля 2005 года законе "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM).

Вот пять причин, по которым Приднестровью никогда не стать государством, продолжает Romania Libera. Первое - нелегитимный режим. Одна из причин, по которым международное сообщество отказывается признавать в лице бывшего офицера КГБ Игоря Смирнова, самопровозглашенного президента Приднестровья, собеседника - это отсутствие легитимности его режима. Игорь Смирнов, фактически, совершил государственный переворот в 1990 году, когда провозгласил независимость Приднестровья. В Кишиневе утверждают, что режим Смирнова не поддерживается населением, а лишь мафиозными кланами и русской армией.

Вторая причина - этническая дискриминация, пишет Romania Libera. Крупнейшей этнической группой в Приднестровье является румынская, составляющая 39,9 процентов населения. За ними следуют украинцы, составляющие 28,3 процента населения, и русские, которые составляют 25,5 процента населения (по данным переписи населения, проведенной в ноябре 2004 года, в ПМР живут более 177 тыс. молдаван (31,9%), более 168 тыс. русских (30,4%) и более 160 тыс. украинцев (28,8%), румыны в Приднестровье не проживают - прим. ИА REGNUM). В регионе проживает порядка 400.000 человек (согласно переписи населения 2004 года, в Приднестровье проживало 555,5 тыс. человек, оценочная численность населения ПМР на начало 2009 года равнялась 527,5 тыс. человек - прим. ИА REGNUM). При помощи мафии и российской армии, русское меньшинство политически доминирует на сепаратистской территории. Вместо этого, румыны подвергаются недопустимой дискриминации. К этому можно отнести несправедливые аресты и закрытие школ с преподаванием на румынском языке (имеются в виду школы, подчиняющиеся Министерству образования Молдавии, где преподавание осуществляется на молдавском языке на основе латинской графики - прим. ИА REGNUM) по всей территории, контролируемой Игорем Смирновым.

Третья причина - отсутствие государственных традиций, продолжает Romania Libera. У Приднестровья никогда не имелось государственных традиций в истинном смысле этого слова. Отсюда же и четвертая причина - отсутствие реальных государственных учреждений. В настоящее время ни один из институтов Приднестровья не является признанным. Территория контролируется кланами, и граждане совершенно не защищены. Даже и речи не может идти о правовом государстве. Приднестровье, фактически, является средневековой крепостью, в которой военачальник Игорь Смирнов директивно навязывает свою волю. Тираспольские лидеры передвигаются на международном уровне с российскими паспортами. Каждый из них оставляет за собой гражданство России и пенсии, предоставленные Российской Федерацией.

Пятая причина - отсутствие самоидентификации населения и региона, пишет Romania Libera. В отличие от Косово, у Приднестровья отсутствует идентичность. Не существует приднестровского народа, есть лишь население, управляемое военной силой. Жители Приднестровья не отличаются ни своей культурой, ни языком, ни религией, ни традициями от жителей Украины или Бессарабии. Согласно международному праву, государство должно иметь территорию, нацию и суверенитет. Приднестровье имеет только территорию, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Территория современного Приднестровья вошла в состав Российской империи в результате ее победы в русско-турецкой войне 1787-1792 гг., что было закреплено Ясским мирным договором между Россией и Турцией. Что касается исторической принадлежности этой территории, то Приднестровье было частью Древнерусского государства, Великого Княжества Литовского, Золотой Орды и Крымского ханства. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украины была образована Молдавская Автономная ССР в составе Украинской ССР. 28 июня 1940 года СССР вернул оккупированную Румынией с декабря 1917 года Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР.

27 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял документ под названием "О государственном суверенитете и нашем праве на будущее", в котором объявил незаконными пакт Молотова-Риббентропа и образование МССР. 31 августа 1989 года Верховный совет МССР принял закон, объявляющий единственным государственным языком молдавский, и закон о переводе последнего на латинскую графику в румынском варианте. 23 июня 1990 года в нарушение Закона СССР от 3 апреля 1990 года "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" Верховный совет в Кишиневе принял "Декларацию о суверенитете Советской Социалистической Республики Молдова". 2 сентября 1990 года в ответ на националистическую и дискриминационную по отношению к русскоязычному населению политику властей Кишинева, в Тирасполе состоялся II Чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровья, на котором были представлены депутаты всех левобережных районов Молдавской ССР и города Бендеры. Результатом Съезда стало провозглашение Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР) в составе СССР. Власти Кишинева бойкотировали проведение Всесоюзного референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года, который был проведен только в Приднестровье и Гагаузии местными властями, где более 98% проголосовавших высказались за сохранение Советского Союза. 27 августа 1991 года кишиневский парламент принял "Декларацию о независимости", которая объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР "Об образовании союзной Молдавской ССР", а также аннулирует "акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов", в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая - территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом, кишиневская "Декларация о независимости" аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Республики Молдова и современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы. 5 ноября 1991 года Верховный совет ПМССР в связи с распадом СССР, переименовал ПМССР в Приднестровскую Молдавскую Республику.

2 ноября 1990 года вооруженный отряд полиции особого назначения ССР Молдова попытался прорваться в приднестровский город Дубоссары, однако встретил отпор безоружного гражданского населения города. В результате произошедших столкновений 3 жителей Дубоссар было убито, ещё 16 ранено. Аналогичная атака против Дубоссар была предпринята Кишиневом 13 декабря 1991 года. 2 марта 1992 года молдавская полиция, а, впоследствии, и армия, оснащённая бронетехникой и артиллерией, поддержанная молдавскими и румынскими добровольцами предприняла третью атаку против Приднестровья, которая переросла в полномасштабное военное противостояние. В ходе агрессии Кишинева, сопровождавшейся массовыми преступлениями против человечности и насилием в отношении мирных жителей Приднестровья, погибло 809 человек (130 из них - мирные жители - дети, старики, женщины), ранен 1471 человек (половина из которых - мирные жители, 185 - стали инвалидами). По официальным данным Кишинева, с молдавской стороны погибли 286 участников конфликта, ранения получили 400. 21 июля 1992 года в Москве президенты России и Республики Молдова в присутствии президента Приднестровской Молдавской Республики подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова".

Румыния - Венгрия: "Усвоив урок премьера Орбана о том, что Европа сейчас занята другими делами, ученик Траян Бэсеску также закладывает основу авторитарного государства"

Совсем недавно парламент Венгрии принял новую конституцию - документ, который средства массовой информации в Европе практически в унисон назвали "ультраконсервативным" и "весьма спорным", пишет Cotidianul. После провозглашения президентом страны, что является чисто формальным жестом, Конституция вступит в силу 1 февраля 2012 года. В результате, страна изменит свое название и из Венгерской республики станет Венгрией, желая стать продолжателем государства, которое было до Второй мировой войны, то есть - королевства, руководимого адмиралом Хорти. Её текст начинается с обращения к Богу, христианству и семье в их традиционном понимании. В то же время, она ограничивает полномочия Конституционного суда, подавляет независимость судебной системы и изменяет метод назначения руководителей всех государственных учреждений, мандат которых будет составлять девять лет. В результате, их не могут затронуть любые изменения правительства и, более того, они могут даже сократить поле для маневра другим коалиционным силам, отличным от сегодняшних, консервативных.

Кроме того, невиданный для Европы факт, новая Конституция предусматривает создание Совета по бюджету, который, скорее всего, будет состоять из приближённых нынешнего премьер-министра Виктора Орбана, продолжает Cotidianul. Новый орган может заблокировать принятие бюджета и, следовательно, может привести к роспуску парламента, в случае если власть будет принадлежать другой партии, не партии Фидес Виктора Орбана. Далее, новая Конституция может быть изменена только двумя третями парламентского большинства, что является практически невозможным, учитывая текущие данные, согласно которым Фидес и их мелкий союзник - ультра-экстремистская партия Jobbik, имеют очень весомое большинство, что затрудняет изменение ситуации.

Премьер-министр Орбан заявил, что новая конституция заменяет принятую в 1949 году и измененную в 1989 году, учитывая, её "излишнюю либеральность", пишет Cotidianul. Но, стоит отметить, что именно на основании этой Конституции Венгрия была принята в НАТО и вступила в Европейский союз! Иными словами, мы сталкиваемся с парадоксом трудно объяснимым с точки зрения демократических правил ЕС. Орбан передразнил правила демократии, лежащие в основе европейского сообщества, когда сказал, что народ будет привлечён к созданию новой конституции, и с этой целью, разослал миллион анкет избирателям, а уже несколько дней спустя опубликовал новый проект Конституции. В принципе, он не дал никаких шансов для выражения своего мнения ни оппозиции, ни гражданскому обществу, которые были поставлены перед свершившимся фактом.

Румынские аналитики давно утверждают, что, судя по внутренней политике, Траян Бэсеску является образцовым учеником Виктора Орбана, продолжает Cotidianul. Более чем вероятно, что именно у венгерского политика он взял в качестве примера для подражания "политику свершившегося факта", как на внутреннем, так и на внешнем уровне. Правда, в некоторых случаях, ученик совершенствует "орбанские" методы, сперва переходя к действиям, а затем к принятию закона, навязывая его всем остальным. Ученик Орбана, который не отводит никакой роли оппозиции в принятии поправок к Конституции и игнорирует принцип консультации с народом, копирует своего учителя и в этих действиях. Наконец, эти невообразимые ухаживания за Демсоюзом венгров Румынии (ДСВР), в результате чего эта партия, выражающая устремления одного из меньшинств, беспрепятственно диктует правила в исполнительной и законодательной власти, навязывая свои законы где и когда хочет.

Усвоив урок премьера Орбана о том, что Европа сейчас занята другими делами, как и в межвоенный период, когда экстремисты беспрепятственно проникали во власть, ученик Траян Бэсеску также закладывает основу авторитарного государства, пишет Cotidianul. Так поступали Чаушеску и ему подобные в других странах. И это всегда стоило большой крови, подводит итог издание.