Вопрос о проникновении радикального ислама в Казахстан стоит остро, но наблюдатели не всегда правильно расставляют акценты. В этом уверен бывший начальник отдела Управления по борьбе с организованной преступностью Департамента внутренних дел Алматы, подполковник полиции Рустам Мирзабаев. В интервью ИА REGNUM оперативник, стоявший в свое время у истоков образования в южной столице службы по борьбе с криминальным терроризмом и религиозным экстремизмом, рассуждает об истоках роста радикальных настроений в Казахстане. Также он не исключает, что на западе Казахстана может осуществляться обучение боевиков теории, но считает, что привязывать радикальных экстремистов к конкретному региону - в корне неправильная позиция.

ИА REGNUM: В последнее время участились сообщения об уничтожении или задержании в Дагестане боевиков родом из Казахстана или с казахстанскими паспортами. Существует даже гипотеза, что Западный Казахстан используется как территория, на которой боевики - а последние события показывают, что среди них уже есть даже этнические казахи - проходят обучение и какую-то первоначальную апробацию.

Да, насколько я помню, первые сигналы о проникновении религиозного экстремизма на территорию Казахстана поступали именно с запада республики, а туда - с Кавказа. Ведь ни для кого не секрет, что изначально, на территории бывшего СССР, экстремистские течения нашли своих адептов именно в Дагестане. Я говорю примерно о конце 80-х, начале 90-х годов. Все-таки, предпосылки этого явления назрели еще в Союзе, было много недовольных режимом, а особенно развитию этих процессов поспособствовал развал союза, кризис и т.п.

Впрочем, однозначно говорить о том, что экстремизм родом из Западного Казахстана я бы не стал. Даже так - я в корне не согласен с таким определением. Это явление - не наше. Возможно, экстремизм прижился в этом регионе, но только из-за того, что первые эмиссары в Казахстане начали "примеряться" к нашим гражданам именно на этой территории. По всей видимости, там сложились благоприятные условия для развития радикальных идей. Вспомните, например, недовольство на Мангышлаке, беспорядки в Новом Узене. Во многом, конфликтная ситуация складывалась из-за социально-экономических проблем во всех республиках бывшего Союза. Но никакого религиозного экстремизма там не было. А где проводят идеологическую обработку эмиссары? Все верно. Только там, где есть недовольные теми или иными обстоятельствами граждане. Это такая практика. Ничего нового в этом нет. Где-то в большей степени, где-то в меньшей, но проблем хватало и хватает везде. Главное - как грамотно их выложить и указать на "виновного" в твоих невзгодах.

Справедливости ради надо отметить, что в Алматы, в конце 90-х годов, начале двухтысячных, я не сталкивался с религиозными экстремистами, родом из Западного Казахстана. Мы были обеспокоены в большей степени югом страны - как раз в те годы там набирала обороты идеологическая обработка эмиссарами религиозной партии "Хизбут Тахрир". Возможно, в те годы большую роль сыграла отдаленность этого региона. Сейчас все может быть по-другому.

ИА REGNUM: Да, тем более, что уже есть факт - уже пойманные или уничтоженные боевики с казахстанскими паспортами. И даже - этнические казахи, "работавшие" в Дагестане.

Да, есть такие случаи. Но хочу отметить, что наличие паспорта нашего гражданина - еще не означает по факту, что обладатель документа является таковым. Это нужно тщательно проверять, потому как преступники, скрывая свои настоящие данные, как правило, используют поддельные документы. Впрочем, и среди граждан страны вполне могли появиться экстремисты. Времени прошло много, мы демократическое государство, у нас свобода вероисповедания, у нас лояльные законы. И я допускаю, что кто-то пользуется этим в своих интересах, которые не всегда совпадают с интересами страны.

Вы посмотрите, только в исламе порядка 70 течений - и адепты каждого из них считают, что теологи именно того течения, к которому они относятся, верно трактуют священные писания. И поди сразу разбери, какое из них проповедует идеи экстремизма. А мы вообще ничего не знали об этом. По крайней мере, 10 лет назад. А если умножить наше невежество в вопросах религии - на мощный поток информации, который хлынул в страны бывшего Союза - мы получим результат. Мы впитывали, как губка, все - не особенно разбирая, нужно нам это или нет. Ведь главное - хорошо наладить импорт - и вот у нас уже появляются свои экстремисты, особенно на фоне психологии советского человека. Ведь среди эмиссаров идеологи работают по полной. Применяются методы "промывки мозгов", психотерапии, зомбирования и т.д. Они используют весь комплекс мероприятий по привлечению адептов.

Я не согласен с тезисом об обучении и апробации боевиков. Это, на мой взгляд, маловероятно. То есть, обучение на западе Казахстана может осуществляться, а вот апробация вряд ли. Ни в западном Казахстане, ни вообще в республике. Я имею в виду, что маловероятна апробация боевиков в буквальном смысле - с использованием их боевого опыта. Но вот в качестве криминальных элементов - апробация, конечно, возможна. Они всегда используют преступную деятельность: мошенничества, грабежи, разбои, убийства. Жить на что-то нужно, вот они и идут на чистейшей воды криминал.

ИА REGNUM: А что вы можете рассказать о природе экстремизма родом из Западного Казахстана?

Я повторяю, я с ним не сталкивался. Да и вопрос, на мой взгляд, поставлен неверно. Как я уже говорил выше - неправильно привязывать рождение экстремизма к какому-то региону или территории Казахстана. Мы же говорим о религиозном экстремизме? Это явление - вовсе не наше, однозначно. Другое дело - адепты. Тут, если провести анализ, то, наверное, можно определить, в каком регионе более или менее прижилось то или иное религиозное течение экстремистского, но не обязательно исламского толка. В Казахстане достаточно адептов экстремистских течений и других религий тоже. В целом, думаю о религиозном экстремизме нужно говорить как о глобальном явлении, а не в рамках области или государства. В принципе, в настоящее время это явление так и рассматривается.

ИА REGNUM: На какие еще, помимо Западного Казахстана, регионы, спецслужбам стоит обратить более пристальное внимание?

Мне не хотелось бы выделять какой-либо регион. Я думаю, это неправильный подход. Должна быть глобальная работа на государственном уровне по всей республике - причем не только силовиков. Силовики борются со следствием. А здесь нужно разбираться и в причинах. Иначе такой подход ничего не решит. Победить можно только общими усилиями. Не знаю почему, но у нас принято во всем делать акцент на силовиков. А почему? Тут ведь комплексный подход нужен. Хорошо разработанный проект с привлечением всех ветвей власти, духовенства, общества.

ИА REGNUM: Какую роль в возникновении экстремистских настроений могут играть косвенные факторы? Такие, как близость региона к Кавказу, замкнутая родовая система, в которой приживаются радикальные идеи? Какие факторы можете привести в пример вы, как практик?

Если говорить о факторах - самые уязвимые в этом плане, на мой взгляд - в первую очередь южный, а потом и западный регионы страны. Работая в Алматы, мы больше сталкивались с адептами из Южно-Казахстанской области. Возможно, картина изменилась. Но, повторяю, работа должна вестись по всей республике.

Да, близость к регионам, где активизированы экстремистские течения, на мой взгляд, играет большую роль. Географическое расположение области - это вообще основной момент, на мой взгляд. Причем там ведь роль играет не только Кавказ. Если глянуть на карту, видно - наши западные земли находятся в своеобразном "кармане". С запада граница с Кавказом, с юга - Туркмения, с востока - Узбекистан, где, кстати, примерно в тот же период активизировались религиозные радикальные эмиссары. Акции исламских фундаменталистов, как они себя называли, в республике Узбекистан начались в 1991-1992 годах в Ферганской долине, там прошли массовые волнения. Требования активистов заключались в изменении конституционного строя, постепенном преобразовании Узбекистана в исламское государство, примерно тогда зародилась всем известная организация ИДУ (Исламское движение Узбекистана). А годом раньше то же самое началось в Таджикистане. Это я говорю для наглядности, обсуждая косвенные факторы...

Второй немаловажный момент - я бы отметил то, что на начальном этапе эмиссары проводят свою идеологическую обработку в тех районах, где люди... ну, скажем, недостаточно образованные, менее информированы, более уязвимы в социальном плане и религиозны в целом. То есть, это, как правило, сельская местность, и работа ведется, как правило, с молодежью, чья психика более подвержена влиянию. Дальше - дело техники. Убедить верующего человека, что во всех его бедах виновен тот или тот, либо режим. Указать на "врага", а дальше уже чистой воды политика. Радикальные идеи и замкнутая родовая система?... Думаю, что по большому счету, родовая принадлежность тут ни при чем. Есть нюансы, да - в однородной среде идеи быстрее распространяются и приживаются. Но все же, в большей степени эмиссары работают на недовольстве граждан. Впрочем, как и любая другая организация или партия, преследующая какие-то политические интересы, религиозный экстремизм имеет большое преимущество: он использует религию, веру - в качестве рычага.

ИА REGNUM: В Казахстан проникают только ближневосточные радикалы или есть постсоветские страны, которые экспортируют к нам эмиссаров? Да и вообще, можно ли сказать, что фактор радикального ислама начинает играть в Казахстане все большую роль?

Во все страны бывшего СССР это явление пришло из стран Ближнего востока. Все течения, в том числе экстремистской направленности - зародились там. Впрочем, как и основные религии - об этом знают все. Много, конечно, версий о возникновении радикальных течений. Вплоть до того, что часть из них были созданы спецслужбами заинтересованных стран в целях внесения раскола в исламском мире. Тут очень много версий. Касательно наших граждан, как я уже говорил выше - для нас это новое явление. После 70 лет атеизма такая полнота выбора. Мы были открыты для эмиссаров, но кто-то использовал это в своих интересах, то есть, я хочу сказать, что не все эмиссары являются последователями экстремистских течений. Вопрос о проникновении радикального ислама в Казахстан стоит остро. Его нельзя недооценивать, о его роли в республике, думаю, можно говорить только в плане влияния на криминогенную обстановку. Все-таки основная часть мусульман республики придерживается канонов традиционного ислама. В нашем обществе очень свято берегут народные и национальные традиции и обычаи, кроме того, в республике немало представителей других религий.

ИА REGNUM: Совсем недавно в Алма-Ате 11 бойцов подразделения "Сункар" оказались на больничных койках в результате операции по ликвидации боевиков. Как бы вы оценили проведенную операцию?

Конечно, стопроцентно объективно оценить проведенную операцию я не могу. Слишком много нюансов. Для объективной оценки, нужно было бы, как минимум, находиться там, именно в тот момент, чтобы понять почему было принято именно это решение, а не другое. В принципе, цель была достигнута, преступники обезврежены. Очень жаль бойцов спецназа, они сделали все, что могли. Честь им и хвала! Но теперь многие задают вопрос: а можно ли было избежать таких потерь? Да, в спокойной обстановке можно и начать рассуждать. Но когда идет штурм, и адреналин зашкаливает - мысли работают по-другому. Согласен, это не оправдание и разбор полетов должен быть однозначно. Ведь был же опыт в 2000 году у нас в Алматы (в сентябре 2000 года в ходе спецоперации уничтожены шесть боевиков, которых в СМИ назовут уйгурскими сепаратистами. Операция по ликвидации позже получит неоднозначную оценку - ИА REGNUM), есть опыт работы подразделений антитеррора стран СНГ и дальнего зарубежья. Возможно, задача штурмовикам была поставлена неправильно. Если судить по интервью представителей полиции - до штурма все прекрасно знали, что там не просто преступный элемент, а прошедшие подготовку боевики. На это указывали все перечисленные в интервью прямые признаки - и занавешенные окна, и тот факт, что боевики не пользовались светом, а также - они не выходили на улицу. Это азы для сотрудников, работающих с экстремистами. Этому учат в лагерях для подготовки боевиков - таковы их способы конспирации. Кроме того, были и косвенные признаки, которые были выявлены в ходе мероприятий по двойному убийству. Весь город знал, что к убийству причастны "бородачи". Наверное, можно было предпринять какие-либо меры, не применяя живую силу: "выжидание", "выкуривание", "переговоры", да много есть чего. Оценивать не буду, но думаю, потерь можно было избежать...

ИА REGNUM: Откуда могли появиться подготовленные боевики в центре Алма-Аты? По некоторым данным - их уровень подготовки был довольно серьезным: в квартире, которую бойцы спецназа брали штурмом, была обнаружена профессионально поставленная "растяжка". Можно ли говорить о новом уровне подготовки боевиков, с которым казахстанским силовикам предстоит столкнуться?

На первоначальном этапе эмиссары говорят об истинном исламе, что априори ничего страшного и криминального в себе не несет. Наоборот, складывается впечатление, что люди хотят помочь разобраться в религии, в себе. Наставить на путь истинный. Психологическая обработка начинается позже, когда человек поддается внушению. Тогда будущего адепта начинают готовить к "джихаду". Следующий этап - лагеря для боевиков, где изучают стрелковое оружие, принципы топографии, диверсионной деятельности, обращению с взрывчатыми веществами и т.п. Вот три условных этапа привлечения адептов. Многие, поняв, к чему может привести такое учение, отстраняются на первом этапе. Кто-то становится адептом. После лагерей для боевиков кого-то апробируют в боевых действиях. Кого то отправляют в родные страны для проведения идеологической работы и вербовки новых адептов. Вот вкратце такая схема. А об уровне подготовки в таких лагерях наши силовые структуры знают немало. И по моему мнению, работа в этом направлении ведется на должном уровне.

Для справки:

Экстремистское крыло исламского фундаментализма - ваххабизм впервые проявил себя в СССР, на территории Таджикистана еще в середине 70-х годов, позже в республиках Кавказе, Узбекистане, Киргизии, Казахстане. Возникновение, распространение и становление ваххабизма равно как и других радикальных течений на территории бывшего СССР можно условно разделить на три этапа:

1) повсеместное образование религиозных школ, молитвенных домов, мечетей, издание теологической литературы, разжигание религиозного фанатизма;

2) подготовка квалифицированных кадров, проникновение во властные структуры, правоохранительные органы, организация политических партий, общественных движений и объединений, дискредитация органов власти и др.;

3) борьба за политическую власть, создание вооруженных боевых формирований.

Михаил Пак, Алма-Ата