Решить проблему преподавания русского языка в Башкирии и Татарии требуют родители школьников в своем обращении к председателю Государственной Думы РФ Борису Грызлову. Как особо отмечается в письме, участники интернет-сообществ "Русский язык в школах Татарстана" и "Образование и русский язык в школах Башкирии и России" (насчитывающих не менее 15 тысяч человек) просят Бориса Грызлова "не пересылать обращение нашим местным чиновникам" и "озвучить проблему на заседании Думы". Суть требований излагается в документе, который ИА REGNUM публикует в оригинале.

"Уважаемый Борис Вячеславович!

Обращаются к вам родители школьников нацрегионов - Татарии и Башкирии, объединенные общей бедой в образовании наших детей.

В наших регионах доля русского и славянского населения составляет примерно половину населения. Плохо продуманная национальная политика наших республик, нацеленная на сохранение титульных языков, больно ударила по нашим русским и русскоязычным детям, по всему школьному образованию в наших республиках. В последние десятилетия после принятия законов о языках и обязательного обучения титульным языкам в общеобразовательных школах наших республик обострились межнациональные отношения. Ведь любое принуждение в таких вопросах рождает отторжение.

Речь идет об обычных общеобразовательных, НЕ национальных школах. В Татарии законодательно закреплен паритет языков (два государственных языка), поэтому русский и татарский языки изучаются в равном объеме, по 5-6 часов в неделю, в итоге, родной русский язык наши дети изучают по 3 часа в неделю, даже в начальной школе! Литературу - один-два часа. В остальных же регионах России дети, обучающиеся в общеобразовательной школе, изучают русский язык не менее 5 часов в неделю, литературу - 4 часа в неделю (начальные классы). То есть, 9 часов!

В Башкирии башкирский язык в общеобразовательных школах дети изучают по 2-3 урока в неделю, а также во многих общеобразовательных школах изучают родные языки. Причем, на уроках родного русского языка наши дети обучаются не по учебникам русского языка, а по учебникам для дополнительных занятий и развития речи, чтобы не идти вперед других национальных подгрупп детей класса по программе русского языка.

В итоге русские и русскоязычные дети Башкирии имеют те же сокращенные уроки русского языка и литературы. Еще один печальный итог такой политики: дети, отправляясь три раза в неделю на уроки "Родного языка", делятся на национальные подгруппы, и это разделение в таком возрасте ни к чему хорошему не ведет.

Правда, следует отметить положительные сдвиги с приходом Рустэма Хамитова: назначен новый министр образования РБ, который обещает, что школы смогут сами выбирать учебные планы, а сам Рустэм Хамитов признает (правда, пока только устно), что принудительного изучения башкирского языка быть не должно. Но башкирское законодательство не меняется, никаких поправок не предполагается, с общественностью и родителями данный вопрос никак не обсуждается.

Так как существуют санитарные нормы, регулирующие ежедневное количество уроков, наши русские и русскоязычные дети, обучаясь в общеобразовательных школах республик, изучают свой родной русский язык на уровне национальных школ, в урезанном виде!

Для чего же тогда в наших республиках существуют национальные школы? Не для сохранения ли, не для изучения ли национальных языков? И национальных школ в наших республиках достаточное количество!

Почему же в общеобразовательных школах наши русскоязычные дети не могут полноценно изучать русский язык? Почему до сих пор у нас действует практика принуждения при изучении титульных языков? Почему до сих пор не приняты поправки к Закону об образовании, гарантирующие нашим русским и русскоязычным детям полноценное, на уровне всех школ России, изучение родного нам русского языка?

Мы требуем ваших немедленных действий для защиты изучения русского языка в общеобразовательных школах национальных республик! Мы считаем, что любой русскоязычный школьник на всей территории России, включая нацреспублики, имеет право изучать русский язык в общеобразовательной школе в полном объеме! Мы требуем корректировки законодательства и гарантий в образовании наших детей! Мы требуем гарантий в полноценном изучении русского языка!

Второй, не менее острый вопрос: уроки литературы и культуры наших республик.

11 февраля сего года Президент РФ Дмитрий Медведев на совещании в Уфе, которое было посвящено национальному вопросу, поднял проблему лицензирования учебников и сказал, что в случае обучения детей в школах по не лицензированным учебникам, необходимо обращаться в прокуратуру.

Наши учебники по истории, литературе, культуре родного края лицензированы лишь местными национальными чиновниками от образования и давно требуют рецензии и всесторонней работы над ними грамотных специалистов федерального уровня.

Например, в учебнике "Живые родники" (РБ) за 1-2 класс сказано, что Башкортостан - суверенная самостоятельная страна, даются непроверенные и недоказанные сведения (например, о том, что в первом тысячелетии башкиры плавили металл, добывали руду, выращивали хлеб...). Очень плохо обработаны и переведены сказки и легенды, в некоторых из них присутствуют устрашающие подробности и кровавые сцены (размозжение и отрывание голов и т.п.), что плохо действует на детскую психику. Переводы стихов башкирских поэтов выполнены на низком уровне.

Учебники культуры и истории Татарстана вообще требуют досконального изучения и оценки специалистов. Мы видим, как "благодаря" таким учебникам меняется менталитет молодежи республики, уже многие считают, что они живут не в России. Общество разделяется на татар и не татар, в адрес русских все чаще звучит: "Езжайте в Россию!". Все это чревато далеко идущими последствиями.

Учебники татарской литературы для русских детей - очень низкого качества и уровня, либо их нет вообще, хотя уроки проводятся. Учебники татарского языка - не выносят никакой критики. Поэтому все родители наших республик надеялись, что всему этому будет положен конец. Но, наши надежды хотят похоронить прошедшие недавно в первом чтении поправки к Закону об образовании, разрешающие самим республикам лицензировать учебники регкомпонента.

Мы категорически против подобных поправок! Мы хотим, чтобы наши дети изучали историю нашего края по проверенным учебникам! Ведь мы тоже живем в России! Мы хотим, чтобы наши дети изучали национальную литературу и культуру по достойным этой литературы и культуры учебным пособиям. Мы требуем, чтобы учебники регкомпонента проходили обязательную проверку в федеральных органах! Мы требуем достойного образования нашим детям!".

Как сообщало ИА REGNUM, большие митинги в защиту русского языка прошли 16 апреля одновременно в Казани и Уфе. На 30 апреля намечен еще один митинг - в Набережных Челнах. Во всех акциях приняли участие как русские жители республик, так и представители "титульных национальностей". Соответствующие резолюции и обращения были направлены президентам обеих республик, президенту России, а также генпрокурору РФ Юрию Чайке, которого попросили проверить местные законодательства на соответствие федеральным законам.