Интервью ИА REGNUM с азербайджанским политологом, арабистом Зардуштом Ализаде.

ИА REGNUM: В понедельник 2 мая новостью номер один во всем мире стало известие о ликвидации террориста №1 Усамы бен Ладена. Насколько можно доверять этой информации, и какие последствия это вызовет в регионе и в мире?

Давайте рассмотрим варианты. Предположим, что это неправда, и Усама бен Ладен не убит. Но тогда мы должны допустить такую версию, что Усамы бен Ладена не было, его выдумали Соединенные Штаты Америки, чтобы им пугать людей. Потом они пришли к такому выводу, что пора уже закрывать эту лавочку. Что этот виртуальный образ был якобы убит и Усама бен Ладен кончился. Если он реально физически существовал, то его убили, Усама бен Ладен кончился. Если его не было и это была виртуальная личность, но США все равно объявили, что он убит, то он опять-таки кончился. В любом случае, больше, я думаю, Запад не будет пугать мир Усамой бен Ладеном. Всё, человек кончился.

Теперь о его личности. Йеменец, саудовский миллиардер. Пришел в политику, в джихад, под руководством Соединенных Штатов Америки тогда, когда начали бороться арабские моджахеды, мусульманские герои, против советской агрессии в Афганистане. Им США, ЦРУ, очень помогли. Помогла пакистанская разведка под руководством США, и они достигли больших успехов - выгнали советские войска из Афганистана. А потом повернули оружие против Запада. И их "достижения" всему миру известны. Самое громкое - якобы это они сделали 11 сентября. Хотя у меня большие сомнения, что они способны на такую сложную и филигранную операцию. Но что бы ни было, объявили, что это они сделали, и теперь против них ведется борьба.

Но даже если убили Усаму бен Ладена, жив еще Айман аль-Завахери - его заместитель и идеолог движения. И, кроме того, если есть среда, которая благоприятствует появлению новых террористов, от убийства Усамы бен Ладена ничего не поменяется. Надо изменить ситуацию, чтобы не было нужды в террористах. Надо, чтобы не было несправедливости, не было нарушения международных законов, не было агрессии, оккупации. Не было всех эксплуатаций природных богатств мусульманских стран. Чтобы не было терроризма, все должно быть идеально. Но Запад по-другому не может. Это дух, суть западной политики, западного строя. Это капитализм в высшей своей стадии империалистической, и они по-другому не могут. Они должны захватывать, они должны закабалять, они должны насаждать свои порядки. Они, призывая нас к толерантности, сами проявляют абсолютную нетолерантность к чужому, иному. Вот в этой системе порождается, рождается терроризм. На место Усамы бен Ладена, наверное, придут другие, не менее отчаянные, отчаявшиеся.

ИА REGNUM: Как вы считаете, почему именно сейчас Обама решил объявить о том, что произошло неизвестно когда? Ведь ДНК-анализ не делается за один-два часа. А было объявлено, что именно ДНК-анализ помог выявить, что убит именно Усама бен Ладен, а не кто-то другой.

Я в интернете смотрел сайт ливанского исламистского движения Ат-Таухид - я отслеживаю, как политолог, как арабист, все эти сайты. И там была фотография убитого бен Ладена. Конечно же, обезображенная, глаза выколоты, но общее впечатление, что это все-таки Усама бен Ладен. Обезображенный, но бен Ладен. Ну а что касается того, что опять-таки Барак Обама приурочил его убийство как "венец - делу конец"... - у него начинается предвыборная кампания. Ему нужны обязательно success story. Что под его руководством США расправились с главным врагом - террористом №1.

ИА REGNUM: А не укладываются ли в единое целое ликвидация бен Ладена и события в арабском мире?

Ну, в арабском мире разные отношения. Например, другие нелюбимые Соединенными Штатами страны, как Сирия, Ирак, да даже сам Саддам Хусейн - они ненавидели Усаму бен Ладена, потому что он их считал предателями и против них тоже боролся. Это самая крайняя степень арабского непримиримого джихадизма. Что касается многих арабских граждан, да, наименее образованные, наиболее обездоленные, они считали, что Усама бен Ладен их герой, и они даже сделали заявление, осуждающее его убийство. Они его называют Шейх Усама бен Ладен. Но, наибольшая часть арабского мира, естественно, Усаму бен Ладена не считает героем и абсолютно не симпатизирует ему.

ИА REGNUM: Каких еще сюрпризов следует ожидать от политики "перезагрузки" Барака Обамы, который в отличие от своего предшественника Джорджа Буша, начал поступать иначе? В результате, мы увидели сначала арабские события, затем ликвидацию террориста №1.

В принципе американская политика не меняется, не меняется ее суть. Это защита американских интересов, которые не совпадают с арабскими национальными интересами. Это в первое время, по наследству Обама получил диктаторов, он их продолжал поддерживать. Затем, когда нации арабские поднялись, он попытался минимизировать потери, сохранить хорошие связи с армейской верхушкой, как с наиболее образованной, организованной и вменяемой частью общества. Сейчас Вашингтон пытается, используя эту волну, убрать тех лидеров, которые занимали антиамериканскую позицию. Это Муаммар Каддафи, Башар Асад. Многие вообще еще на очереди, и еще одна непокорная страна - это Иран. Но, опять-таки, это не перезагрузка. Это продолжение той же линии, но с другой риторикой. Продолжение линии поддержки Израиля, поддержки оккупации территорий, поддержки колонизации земель, поддержки политики нарушения международного права, лишения целого народа права на жизнь. Это та же американская политика, которая ведется почти уже 50 лет.

Риторика о том, что мы мусульман уважаем, мы их любим, вот видите, у нас в Америке мечети, и в Европе мечети, и давайте жить дружно, - это слова. А политика нефтяных компаний, "политика канонерок", политика бомбежки Ливии, обстрелов Газы, - всё это ведь не меняется. Политика Запада в целом остается по сути неизменной, не вызывает восторга у арабских народов.

ИА REGNUM: В последнее время неоднократно звучала информация о том, что США якобы по ошибке разбомбили оппозиционные Каддафи силы. А 2 мая, в один и тот же день, получается, что и бен Ладен уничтожен, и едва не погиб Каддафи...

Сын Каддафи убит, его три внука убиты.

ИА REGNUM: Можно ли предположить, что это было запланированной акцией, чтобы в один день и Каддафи убрать, и бен Ладена?

Идет широкая война против тех арабских элементов, которые не подчиняются США, и вот совпало, что они пытались ликвидировать Каддафи - не получилось. Убили четверых членов его семьи. В принципе, это международное преступление. Это бандитизм, это убийство. Каддафи мне не симпатичен как политик, но он правильный вопрос задает - каким приговором суда решили казнить Каддафи. Такого международного решения не было. Это уже отсебятина Запада. Это уже абсолютное нарушение международного права. А то, что бен Ладена убили, так это совпало по времени с бомбардировками Ливии.

ИА REGNUM: На Северном Кавказе последние лет 15-20 лет неспокойно. Как может отразиться смерть террориста №1 в мире на связанной с терроризмом ситуации в этом регионе?

Бен Ладен имел слабое отношение к тому, что происходило на Северном Кавказе. Тревожные события на Северном Кавказе - это следствие российской неудачной государственной политики внутри самой России. Это абсолютная коррупция, абсолютная безработица, абсолютное бесправие, абсолютное отсутствие справедливости. Все это порождает терроризм. И когда один-два-три араба-фанатика просачиваются, Кремль для того, чтобы объяснить народу, почему она не может справиться с этими террористами, начинает ссылаться на то, что эти террористы подпитываются из-за рубежа. Хотя российские границы надежные, и все деньги, которые переводятся, находятся под контролем, но они опять-таки сваливают вину на арабских наемников. А бен Ладен с Северным Кавказом, я думаю, непосредственно не был связан. Он, может, был как знамя арабских религиозных бойцов, моджахедов, но я не думаю, что сама по себе Аль-Каеда, если она есть, была связана с мусульманским сопротивлением русской политике на Северном Кавказе.

ИА REGNUM: Вы считаете, что время объявления о смерти бен Ладена было выбрано Бараком Обамой в связи с ожидаемыми президентскими выборами в США?

Да. Это "удачное совпадение".

ИА REGNUM: Вы упомянули выше про Иран. Как отразятся на этой стране арабские события?

Конечно же, это создает общий фон. Хотя иранский режим намного более демократичен, чем арабские диктаторские режимы. Там худо-бедно, но проводились выборы, шла предвыборная борьба, были платформы и т.д. Все было, конечно, в рамках исламского единого течения шиитского, но все равно была сменяемость президентов. Хашеми Рафсанджани. После него пришел Мохаммад Хатами. После Хатами пришел Ахмадинеджад. То есть одно из требований демократии - "сменяемость" была. Но Иран абсолютно непокорен Америке. Иран абсолютно не подчиняется желаниям Израиля захватить и приватизировать мусульманские территории.

Опять-таки надо сказать, что к приходу исламистов к власти Вашингтон тоже в свое время приложил руку. Но с течением времени, исламисты тоже перестали подчиняться, и они начали враждовать. И до сих пор они враждуют. Налицо и санкции, и запреты, и эмбарго, и всякие действия, информационная война. Но держатся они пока, шииты держатся. Но на широком историческом фоне, конечно же, такие неэффективные режимы обречены. Потому что они не имеют прямой подпитки от народа. Это некая каста теологов среди мусульманских бюрократов, финансистов, бойцов, военных. Общество протестует, требует большей открытости, большей эффективности. А они этого не позволяют, видя в этом угрозу своей власти, своим богатствам. И Америка этим пользуется, использует недовольство народа. У иранского режима, конечно же, пока еще ресурсы есть, но если они не пойдут на реформы, то их ливийский вариант ожидает.