Генерирующим ядром кампании, направленной против Приднестровской Молдавской Республики, выступают спецслужбы Запада, действующие, в том числе, и через свои дипломатические миссии. Об этом говорится в докладе министра государственной безопасности ПМР Владимира Антюфеева, посвященном 19-й годовщине со дня образования органов госбезопасности ПМР, текст которого поступил 17 мая в редакцию ИА REGNUM из пресс-службы МГБ ПМР.

В документе, в частности, отмечается: "21-й год независимости нашей Республики принес с собой новые вызовы. Анализ особенностей развития оперативной и общественно-политической обстановки в регионе в текущем периоде указывает на растущие угрозы безопасности республики. Изменения ситуации вокруг и внутри Приднестровья носят системный характер, что требует адаптации нашей политической позиции к современным условиям для более эффективного противостояния новой волне экспансии. Мы не можем позволить себе игнорировать эту необходимость".

По словам Антюфеева, против ПМР "развернута полномасштабная кампания, имеющая лишь внешние отличия от прямой интервенции". "Против нас в постоянном режиме действуют спецслужбы противника - Служба информации и безопасности Молдавии, Военная разведка молдавского министерства обороны, Служба внешней информации Румынии. При этом, генерирующим ядром выступают спецслужбы Запада, прежде всего - Великобритании и США, действующие, в том числе, и с позиций своих дипломатических миссий", - отметил глава МГБ.

По его словам, министерство государственной безопасности в этой связи "качественно совершенствует свои подходы к решению ответственных задач, поставленных руководством". "С целью своевременного выявления и пресечения разведывательно-подрывной деятельности спецслужб противника проводятся все необходимые меры по линиям разведки, контрразведки, оперативно-розыскных и иных мероприятий. Мы совершенствуем охрану государственной границы республики и считаем одним из главных своих приоритетов усиление готовности техники и вооружения оперативно-войскового управления и воинских подразделений министерства государственной безопасности к условиям боевого применения", - отметил министр.

Говоря о достижениях МГБ, он отметил, что сотрудниками министерства была "вскрыта и нейтрализована подрывная сеть противника". "В определенных сегментах скована активность иностранных спецслужб. Готовятся новые планы оперативной работы и повышения боеготовности по своему предназначению. Должен особо отметить, что органы государственной безопасности Приднестровья готовы к выполнению оперативных, боевых и специальных задач, стоящих перед нами. У нас прочные позиции", - заверил Антюфеев.

Он подчеркнул, что оперативное планирование проводится "на основе всестороннего анализа широкого спектра разведывательной информации об обстановке вокруг республики". В этом контексте глава МГБ заявил: "Мы отчетливо видим складывающиеся тенденции в развитии процессов по этой линии. Исходя из этого, мы имеем ясное понимание сути происходящего. Перспективы развития ситуации в Юго-западном регионе находятся в прямой зависимости от следующих факторов:

1) Влияние Запада на региональные процессы за последние годы существенно возросло. У США и ЕС существует ясно выраженная концепция по вытеснению из региона России, созданы и задействованы эффективные механизмы и инструменты по удержанию региональных элит в орбите своего влияния. Вся Восточная Европа адаптирована в политическую систему координат западного сообщества. В отношении наших ближайших соседей - Молдавии и Украины - этот процесс движется с нарастающей динамикой. Применяются значительные политические и финансовые ресурсы для достижения стратегических задач Запада. Опасения конфронтации с Россией не удержат ЕС и США от продолжения реализации своей главной задачи на постсоветском пространстве - создания и поддержки дуги нестабильности на границах России. Нынешняя активность Запада в региональном отношении связана не с локальными и тактическими задачами, а с возможными перспективами политико-экономического усиления России в направлении Балкан и Южной Европы. Безусловно, основной задачей Запада является не столько разрушение Приднестровья, сколько удаление из региона России.

2) Этап прогнозируемого повышения политической активности в регионе на ближайший период будет характеризоваться, прежде всего, разделением западных технологий по Молдавии и Украине. В случае Молдавии, с приходом к власти относительно устойчивой прозападной команды, действия Запада стали носить характер ускоренной "евроадаптации" для интеграции Молдавии в сферу своих интересов. В случае с Украиной, четко просматривается стремление Запада превратить страну в малоуправляемое "квазигосударство", где резко возрастают возможности для трансформации страны. Важное значение будут иметь исторические аспекты украинского вопроса, а территориальные претензии к Украине со стороны Румынии могут стать катализатором этих процессов. Следует особо отметить прецедент передачи международным судом прав на участок украинского континентального шельфа, прилегающий к острову Змеиный в пользу Румынии, а также достижение соглашения Румынии и США по размещению элементов американской ПРО на Дунае. Несомненно, мы желаем усиления Украины, поскольку с этим связаны наши надежды на включение механизмов защиты украинских граждан за рубежом, и в первую очередь, в Приднестровье, где их число больше, чем где бы то ни было за пределами Украины. В нашем понимании, это в полной мере отвечало бы украинским национальным интересам.

3) "Гуманитарная интервенция" и так называемое "мягкое воздействие", прикрывающие политические мероприятия прямого действия, используются Западом в качестве одного из основных инструментов влияния на региональную политику. Россия же, имея гораздо большие возможности для продвижения своих политических интересов через гуманитарную линию соотечественников, использует это направление несистемно. В то время, как даже незначительные по объемам "гуманитарные" операции Запада формируют новые политические условия, финансово-экономическая помощь России не имеет такой же агрессивной информационной поддержки, которая могла бы существенно повлиять на формирование приоритетов".

Антюфеев отметил, что "для России в этой ситуации политика выжидания и попытки формирования долгосрочных договоренностей с ЕС и США вызвана многими сложными обстоятельствами, что многими уже безосновательно трактуется как готовность "сдать" Приднестровье". "Хочу в этой связи ясно обозначить нашу позицию - никто из приднестровцев не поверит в то, что Россия предаст нас. В противном случае это уже не будет Россия! У нас нет оснований для такого рода рассуждений. 20 лет истории нашей республики доказали нам обратное, и поэтому у нас не должно быть иллюзий в том, кто является нашим противником, а кто - другом", - отметил глава МГБ.

Он также отметил, что социальная сфера ПМР требует значительных средств. "Инфраструктура республики под воздействием внешних факторов годами намеренно разрушалась нашими противниками. Наш хозяйственный комплекс нуждается в инвестициях. Все чаще звучат идеи привлечения помощи Запада. Но какова будет цена этих инвестиций, так ли они бескорыстны? Мы несем серьезные потери от экономической блокады и эти потери не компенсируют ни европейские преференции, ни рост производства в отдельных отраслях. На деле ситуация выглядит так: Запад лишает республику законного права на свободную экономическую деятельность, это влечет за собой многомиллионные потери. Затем наши производства подталкивают к регистрации в Молдавии и делают эту зависимость условием для преференций. Нам создали невыносимые условия, а выходом предложили немного ослабить давление за отказ от своих законных требований. В то же время Россия, не имея возможности открыто поддержать нас политически, в экономике и социальной сфере производит системные вложения в Приднестровье. Пенсии, сельскохозяйственные кредиты, и, наконец, средства одной из крупных российских ресурсных компаний, наполняющие наш бюджет. Было бы уместно вспомнить и о российской помощи в 2006 году. Это миллиарды российских рублей, поддерживающих наш народ. Не это ли является реальными инвестициями в наше будущее? Выводы очевидны. Россия видит нас частью своего пространства и не намерена оставлять Приднестровье без поддержки, но нам необходимо выстраивать свои приоритеты на внешнем периметре и ясно понимать, что "помощь" Запада в нынешнем виде - это эксперимент над приднестровским народом. Кроме кризиса в экономике и социальной сфере, тупика в переговорах, кроме роста коррупции в среде чиновничества и темпов разложения наших неправительственных организаций прозападного толка мы до настоящего времени не получили от Запада ничего. До настоящего времени любая так называемая "помощь" Запада Приднестровью была инвестициями в наш распад. Если не отказаться от такой практики, нас ждут тяжелые последствия", - подчеркнул министр.

"Что происходит в таких случаях в дальнейшем, хорошо известно, - продолжил Владимир Антюфеев. - Технология разрушения государств - это отточенный механизм. После усиления коллаборационистов и прозападно настроенных элит извне, в той или иной стране происходит внутренний конфликт, в который вмешиваются западные акторы. Они выступают в роли "арбитра" и приводят ситуацию к нужному знаменателю даже в том случае, если их действия находятся в плоскости нарушений норм международного права или военных преступлений. За последние 12 лет перед нами множество примеров таких технологий - от отрыва Косово из состава Сербии и волны "цветных революций" на постсоветском пространстве до захвата Ирака и бомбардировок Ливии".

По словам министра, в Приднестровье сегодня, "как ранее и в других точках, где интересы Запада наталкивались на сопротивление, на первоначальном этапе применяются механизмы, которые должны, прежде всего, парализовать внутренние связи в государстве и разделить общество". "Затем нас попытаются окончательно оторвать от исторических связей с Россией, максимально ослабить и принудить к нужным для внешних игроков решениям. Неслучайно то, что в последнее время количество претензий к Приднестровью и притязаний на наши законные интересы извне резко выросло. Они касаются практически всех элементов нашей государственности. Но если говорить о их сути, то для Запада в нас неприемлемо следующее: преданность идее славянского единства, стремление к воссоединению с Россией, нежелание отречься от собственной истории, сопротивление т.н. "цивилизационной миссии" Запада. На наших глазах уже на сопредельных с нами территориях, идущих по пути отказа от своих интересов, выращены группы влияния, послушные внешним командам. Такой же Западу видится и участь Приднестровья. Нас пытаются убедить в преимуществах западных ценностей и образа жизни, ущербности политического курса Приднестровья, бесперспективности следования лучшим традициям советских времен, нашим духовным предпочтениям. Положительные примеры иллюстрируются американским и европейским опытом, отрицательные - российским, белорусским, приднестровским. Постепенно, через косвенные рычаги влияния на обстановку, государственность ПМР преподносится западными акторами населению несостоятельной. Эта мысль укрепляется за счет многолетней апатии и усталости от непризнанности. Наши противники добиваются, чтобы именно эта мысль стала доминировать в приднестровском обществе. Однако, предельно ясно, что единственной надежной гарантией нашего выживания остается укрепление государства", - отметил Антюфеев.

По его словам, "закрепленные нашей государственностью позиции Приднестровья не позволяют Западу напрямую "вклиниваться" во внутреннюю ситуацию". "Но он делает это косвенно, причем, с нарастающими темпами. Учитывая, что единственным реалистичным сценарием в отношении Приднестровья для США и ЕС является поглощение ПМР прозападной, европеизированной Молдавией, Запад будет усиливать позиции Кишинева экономически и политически. Для реализации своих планов Запад нашел эффективную возможность усиления позиций Молдавии - т.н. "меры укрепления доверия". В настоящее время все политические переговоры сконцентрированы вокруг этого вопроса. Мнение Приднестровья в таких "инсценировках переговоров" Западу неважно. Его не планируется учитывать и в дальнейшем. В этом контексте полагаю необходимым отметить, что присущую отдельным приднестровским ведомствам логику рассуждений в пользу участия в западных мероприятиях ради иллюзорной возможности "доводить свою точку зрения" до внешних противников нашей государственности, независимо от сопутствующих обстоятельств, мы считаем ошибочной и опасной. Мы полагаем, что в настоящих условиях к любым западным инициативам следует отнестись крайне осмотрительно, а подавляющее большинство предложений Запада необходимо отвергнуть. Их цели не имеют ничего общего с долгосрочными планами государственного строительства в ПМР и представляют собой ясную попытку вызвать деформацию государственности, разрушить наши базовые ценности", - заявил глава МГБ.

"Сегодня Приднестровью непросто отстоять свои законные интересы, но нам необходимо помнить, что в основе нашей республики заложена прочная политическая конструкция с четкими ориентирами на независимость и интеграцию с Россией, - продолжил Антюфеев. - Опираясь на опыт прошлых лет, нашей стержневой идеей должно стать единство и воля к победе, а для этого нужно сосредоточение всех сил ради достижения нашей общей цели. Безусловно, важны качественные изменения наших подходов к решению насущных проблем. В нашем обществе и во власти идет непростой диалог по этой теме. Он вызван чувством ответственности всех ветвей власти за происходящее в республике, стремлением создать более эффективный механизм реализации государственных задач, определенных народом Приднестровья. Этот диалог принимает подчас острый характер. Но даже такие внешние проявления уже преподносятся нашими противниками, внезапно "озаботившимися" нашими нуждами, как распри в республике. Мы должны дать ясный сигнал и нашим друзьям, и нашим противникам, что это наше внутреннее дело, и оно не касается тех, кто хладнокровно и цинично планирует схемы нашего разрушения".

По словам главы МГБ, "если сегодня мы покажемся нашим противникам не готовыми отстаивать свою свободу, допустим в себя мысль отстраниться от назревших решений - мы предадим свое прошлое и останемся без будущего". "Именно этого от нас, в конечном счете, и ждут наши противники. Те, кто сегодня цинично и безнаказанно продолжает реанимацию нацистских идей. Те, кто говорят о том, что борцы за так называемую "целостность Молдавии", убивавшие наших граждан в 92-м, - это продолжатели борьбы с русскими оккупантами. Те, кто навязал народу Бессарабии участь опустошенной провинции с румынским будущим, и кто считает при этом нормальной практикой не иметь руководителя государства и ясных планов на будущее, жить на подачки Запада. Мы не желаем зла бессарабскому народу, но мы - разные государства. Сегодня за спиной у населения Молдавии - лишь неопределенность и распри их руководителей. За нами - воля приднестровского народа, присяга и готовность защищать свою страну. За нами правда, а значит и сила. Поэтому мы давали и дальше будем давать отпор любым притязаниям на законные права Приднестровья", - подвел итог Владимир Антюфеев.