Руководство Республики Молдова должно пересмотреть "Договор о дружбе и сотрудничестве" с Российской Федерацией и не продлевать его действие до тех пор, пока не будет ликвидировано российское присутствие в Приднестровье. Об этом заявила 18 мая в интервью корреспонденту ИА REGNUM лидер Национально-либеральной партии (НЛП), бывший депутат парламента Молдавии Виталия Павличенко.

По словам лидера НЛП, отношения Республики Молдова с Россией "должны основываться на настоящем признании нашего государства". "Но этого нет. Республика Молдова, как второе румынское государство, находится по настоящий момент времени под российской оккупацией, свидетельством чему - российская армия, базирующаяся за Днестром, которая поддерживает и защищает сепаратистский режим Смирнова и тамошние мафиозные кланы, и чьи танки могут дойти за 15 минут до Кишинева, если Кремлю что-то не понравится в политике Кишинева, или если Москва почувствует, что на правом берегу появляется "румынская угроза". Именно эту миссию выполняет сепаратистский режим - не допустить объединения двух румынских государств", - полагает Павличенко.

Поэтому, как полагает политик, "либерально-демократическое руководство Республики Молдова должно пересмотреть "Договор о дружбе и сотрудничестве" с Россией и не подписывать его до тех пор, пока не будет ликвидировано российское присутствие на левом берегу Днестра. "Вместо этого, однако, премьер-министр РМ братается с преступником Смирновым", - заявила Павличенко. Она также сообщила, что Национально-либеральная партия обратилась в ЦИК РМ относительно "возможности проведения выборов в Бендерах, где молдавские власти боятся их провести". "Получен отрицательный ответ. НЛП будет опротестовывать его в прокуратуре и суде", - сообщила лидер НЛП.

"Мы считаем, что нынешние власти Республики Молдова, как и коммунисты, когда те находились у власти, проводят бесхребетную политику в отношении империалистических кругов Москвы, потому что за их спиной находится бывший пророссийский президент Петр Лучинский, который "мудро" ими руководит. Другая причина - существование клановых интересов обворовывать второе румынское государство вместе с пророссийскими силами. И все это вместо проведения радикальных реформ, как в Грузии, например. Потому что нынешние политические силы не верят в будущее Республики Молдова, которая непременно будет объединяться с Европой - то есть с НАТО и ЕС - через объединение с Румынией", - подвела итог Виталия Павличенко.

ИА REGNUM напоминает, что базовый договор "о дружбе и сотрудничестве между Россией и Республикой Молдова" был подписан тогдашними президентами России и Молдавии Владимиром Путиным и Владимиром Ворониным 19 ноября 2001 года. В преамбуле этого договора Россия обязуется выступать гарантом и посредником урегулирования молдавско-приднестровского конфликта "на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова". В 2011 году истекает срок действия договора, и в ходе встречи 29 марта 2011 года в Москве главы МИД России и Молдавии Сергей Лавров и Юрий Лянкэ выразили намерение продлить действие базового договора между странами на следующий десятилетний период. В то же время в парламенте Молдавии нет единого мнения по поводу продления договора. В частности, глава парламентской фракции Либеральной партии Ион Хадыркэ в январе 2011 года заявил, что одним из условий продления договора должен стать вывод российских войск из Приднестровья, которые, напомним, находятся там в соответствии с подписанным в 1992 году президентами России и Молдавии в присутствии президента ПМР Соглашением о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. В свою очередь МИД Приднестровской Молдавской Республики 30 марта напомнил, что постоянно подтверждаемая официальными лицами России приверженность урегулированию конфликта на основе "территориальной целостности" Молдавии противоречит ее статусу гаранта и посредника, т.к. "ни в одном из документов переговорного процесса не идет речи об урегулировании в рамках "единого государства в рамках территориальной целостности Республики Молдова" и "попытки предопределить модель урегулирования до решения самих сторон конфликта в корне противоречат незыблемому в переговорном процессе принципу равноправия сторон".