Прошедший в Казанском кремле II Международный Болгарский форум, по замыслу организаторов, преследовал задачу континентального масштаба: представить прародителей казанских татар в качестве одной из самых крупных и знаковых цивилизаций Евразии. А также попытаться примирить "татарскую" и "булгарскую" теорию происхождения титульной нации Татарстана.

На масштабное мероприятие, организованное по инициативе первого президента Татарстана, а ныне госсоветника республики Минтимера Шаймиева, съехались представители научного сообщества России, Болгарии, Венгрии, Украины, Казахстана, Молдовы и Туркмении. То есть, тех территорий, где по мнению участников форума, в той или иной мере сохранились следы присутствия булгарского народа. (В этой связи удивляет тот факт, что на форуме не было представительных докладчиков из Чувашии, ученые и общественники которой неоднократно указывали татарским коллегам на желательность своего присутствия при обсуждении вопросов, связанных с Болгаром и булгарами, потомками которых считают себя и чуваши - прим. ИА REGNUM).

Особый смысл проходившему событию придавал тот факт, что помимо поста государственного советника, Шаймиев является председателем попечительского совета Республиканского фонда "Янарыш" - "Возрождение", который активно занимается восстановлением древнего Болгара, бывшего в средние века столицей Волжско-Камской Булгарии. И именно усилиями первого президента Татарстана это место приобретает имидж духовного центра мусульман Волжско-Уральского региона и Сибири. Так что Международный Болгарский форум, который проводится в Казани уже второй год и рождение которого, по сути, совпало с началом работы в отношении средневекового памятника, можно смело считать началом деятельности бывшего татарстанского лидера на международном уровне.

Не случайно, обращаясь к участникам мероприятия, Минтимер Шаймиев сказал: "Появление и активное развитие Болгарского государства, которое проходило в условиях небывалой масштабности, контакты и взаимодействия культур привели к качественному скачку в истории и культурном развитии огромной территории. Сегодня, когда велико влияние деструктивных, разрушающих единство мира факторов, чрезвычайно важно искать и находить пути объединения народов, в том числе и на примере нашего общего прошлого. В этом видится еще один важнейший смысл и глубокий подтекст комплексного изучения Великого Болгара. Эпоха процветания Волжско-Камского и Восточно-Европейского пространства наступала тогда, когда развивалась торговля, а в политике главенствовали законы толерантности и взаимного учета интересов. В этом смысле Волжская Болгария взяла на себя важную, объединительную миссию".

В этой связи можно было бы вспомнить про св. Авраамия Болгарского - одного из 13 домонгольских святых Русской православной церкви, волжского булгарина, казненного соплеменниками за проповедь христианства в 1229 году. Но среди присутствовавших на форуме в Казани, естественно, не нашлось никого, кто решился бы сделать это. Поскольку Болгар, по замыслу нынешних творцов его истории, должен стать исключительно центром мусульманской духовности.

Впрочем, ученым, по всей видимости, и так было что обсудить. Например, взаимоотношения горожан и кочевников в пространствах Карпатской котловины, состояние изученности средневековых городищ и крепостей на Алтае, особенности раннесредневекового городища Джанкент в низовьях Сырдарьи, судьбу позднеантичных крепостей и раннюю культуру болгар Западно-Черноморского побережья, булгарское влияние на развитие земледелия в Пермском Предуралье, эволюцию комплексов вооружения в Дунайской и Волжской Болгарии...

На первый взгляд, некоторые из вышеназванных и прочих представленных на форуме тем не имели прямого отношения к Дунайской и Волжской Болгариям. Однако комментарий одного из организаторов форума, директора Института истории АН Татарстана, экс-советника первого президента республики Рафаэля Хакимова, данный ИА REGNUM, окончательно рассеял все сомнения: "Многочисленные открытия показали, что ареал распространения болгарской культуры не ограничивается лишь границами Татарстана. Ее элементы находят и в низовьях Волги, и в Сибири, и в Крыму. Например, недавно наши нижегородские коллеги произвели раскопки и никак не могли установить, к какой же культуре принадлежит найденное. К ним подъехали наши специалисты, посмотрели и всплеснули руками: "Так это же булгары!". Раньше мы не могли говорить об этом в полный голос, поскольку все исследования в той, или иной степени контролировались Москвой, но теперь начали открываться архивы, пошел вал информации, что и привело нас к мысли о том, что информацией нужно обмениваться, в том числе и при помощи подобных форумов".

Говоря о целесообразности проведения международного научного мероприятия, не забыл Рафаэль Хакимов назвать и исламский фактор. "В последнее время в наш регион стал проникать ислам иного толка, зачастую экстремистский. Имамы, проходившие обучение за рубежом, все чаще стали говорить о том, что зачем проповедовать на татарском, когда есть арабский? По их мнению, в исламе нет татар, мы все - братья-мусульмане! В то время как наша религиозная традиция издревле учила нас тому, что обучаясь исламу, смотри не на Бухару или Багдад, а на Булгар! Ибо так угодно Богу - там наш народ принимал ислам. Думаю, возрождение Булгара, наших духовных традиций, основанных на многовековом мирном сосуществовании с православием - это то, что необходимо продвигать и культивировать".

На вопрос ИА REGNUM как быть с существующим противостоянием между "булгаристами" (сторонниками самоназвания "булгары" или "болгары", не желающими признавать себя "татарами) и "татаристами" (теми, кто выводит происхождение татар от воинов Чингиз-хана), директор Института истории сказал следующее: "На самом деле в академических кругах подобные споры не ведутся, они - удел некоторой части интеллигенции и политиков, которые стремятся получить от этого определенные дивиденды. Давайте смотреть в глубь веков, возвращаясь к нашим предкам - гуннам. Западная часть этого народа со временем стала называться болгарами, восточная - татарами. Вот и все отличие. Сохранившиеся до нас постройки Великого Болгара были построены Бату-ханом, то, что было там до прихода татар - просто не сохранилось. Со временем город стал духовным центром Золотой орды, в качестве самостоятельного государства отколовшегося от Монгольской империи. И именно там начали печатать первые самостоятельные золотоордынские монеты".

Тем не менее, представителей Болгарского национального конгресса (до 1997 года - "Булгарского" - прим. ИА REGNUM) на II Международный Болгарский форум не позвали. Именно они с начала 1990-х годов ведут борьбу за то, чтобы татарский этнос вновь вернул себе самоназвание "булгары", и являются членами международной Организации объединения болгар. Несмотря на это лидер этой организации Гусман Халил полон оптимизма: "Сам по себе факт проведения этого форума - это бесспорно позитивное явление. Я уже не говорю о процессе возрождения Великого Болгара, начатого по инициативе фонда Шаймиева. И пусть после этого нынешняя татарстанская элита по-прежнему будет цепляться за "татаризм", Великий Болгар скажет народу правду лучше, чем любой псевдонаучный пропагандист. Я глубоко убежден, что "татаристам" все равно не отвертеться от истины, и власть это уже чувствует".