Прокуратура Литвы сегодня, 27 мая, завершила досудебное разбирательство по факту гибели Драсюса Кедиса, а педофильский скандал, который грозил Литве едва ли не гражданскими волнениями, можно считать оконченным, хотя большинство вопросов этого громкого дела так и остались без ответа.

ИА REGNUM вспоминает хронологию этого громкого дела, которое сотрясало Литву несколько лет и разделило население на два противоборствующих лагеря.

На протяжении целого года (еще с конца 2008 года) молодой предприниматель Драсюс Кедис, отец пятилетней девочки (на тот момент), обивал пороги судов и прокуратур, требуя к ответу трех педофилов, которые, по его словам, совершали с девочкой развратные действия, за что якобы платили ее матери (бывшей гражданской жене Кедиса) деньги. В качестве доказательств Кедис разослал литовским и европейским политикам сотни DVD с видеозаписью рассказов девочки, которая подробно рассказала перед камерой, какие ужасы с ней проделывали взрослые дяди. Он на это пошел после того, как на протяжении года это дело упорно не расследовали, а в возбуждении уголовных дел Кедису отказывали. Решив самостоятельно бороться за свою дочь, он выложил видеозаписи в Интернете, создав несколько сайтов и прося людей помочь ему наказать педофилов и защитить ребенка.

Дело становится одиозным с того момента, когда выясняется, какого уровня лица подозреваются в качестве насиловавших дочь Кедиса. Причина волокиты становится более понятной журналистам и литовской общественности, когда они узнали, кто подозревается в преступных действиях. Девочка назвала имена и узнала по фотографиям двух известных лиц - судью Каунасского окружного суда Йонаса Фурманавичюса и Андрюса Усаса, политика, бывшего главу каунасского отделения Рабочей партии, советника спикера (на тот момент) Сейма Виктораса Мунтянаса - которые использовали ее для своих сексуальных утех. Третье лицо по имени Айдас (тоже предположительно политик) Кедису установить не удалось. Девочка также указала место (гостиницу), куда ее возили педофилы для удовлетворения своих потребностей.

Трагическая развязка наступила 5 октября 2009 года, когда в Каунасе были застрелены два человека. Рядом со своим домом погиб от пуль судья отдела уголовных дел Каунасского окружного суда 47-летний Йонас Фурманавичус. Вскоре стало известно еще об одной жертве: на окраине Каунаса, тоже рядом с домом, была застрелена жительница этого города 30-летняя Виолета Нарушявичене, сестра матери девочки, которую Кедис, как и мать, тоже обвинял в содействии педофилам. При этом исчезли пистолет и ружье Кедиса, на хранение которых он имел разрешение. Сам Кедис тоже исчез и был сразу объявлен в международный розыск. Как предполагали, на жизнь Усаса тоже замышлялось покушение, поскольку в день двойного убийства неподалеку от его дома был найден микроавтобус, которым могли пользоваться убийца судьи или группа убийц. Усаса, как и мать дочери подозреваемого, группу прокуроров и контролера по защите прав ребенка, которой на тот момент была впоследствии уволенная Риманте Шалашявичюте, (им всем мог мстить отчаявшийся найти правду отец девочки) начала охранять полиция.

После этого громкого двойного убийства, которое стало главной темой в Литве более чем на протяжении месяца, в парламенте была создана специальная комиссия, которая постановила, что дело Кедиса действительно затягивалось. Контроль этого вопроса стала осуществлять лично президент Литвы, в судах прошла череда отставок, свой должности лишилась и Шалашявичюте, а в самой Литве прошли митинги в поддержку Драсюса Кедиса, который стал буквально народным героем, справедливо, по данным опросов, устроившим самосуд. В итоге в книжных магазинах даже появились детские комиксы, где супергерой по имени Драсюс спасает детей от злых дядей, которые хотят задружиться с малышами.

Впрочем, как утверждается в литовских СМИ, пристально следивших за этой историей, дела на самом деле обстоят не так однозначно. Сам Кедис еще до педофильского скандала делил дочь со своей бывшей сожительницей, биологической матерью ребенка. Вполне могло оказаться, что мнимая педофилия стала только поводом для того, чтобы ребенка отдали ему на воспитание. К тому же не исключено, что двойное убийство, хоть и хорошо продуманное, стало результатом психического расстройства, поскольку сам Кедис был вспыльчивого характера. Так или иначе, общество не очень обратило внимание на то, что Кедиса не стоит поспешно считать героем и народным мстителем, но он стал символом борьбы.

Эта история лично для Кедиса завершилась в апреле прошлого года. 21 апреля при уборке территории в поселке под Каунасом (в Литве ежегодно после зимних холодов проводится общий субботник, в котором участвуют не только жители, но и представители властей) был найден труп Кедиса. Самое любопытное, что впоследствии судмедэксперты заявят, что Кедис отравился собственными рвотными массами из-за того, что перебрал алкоголя. Т.е., человек, которого искала вся Литва, лицо которого круглые сутки в течение многих месяцев показывали по телевизору, больше полугода спокойно жил в предместье второго по величине города Литвы, пил водку и кушал шоколад (около трупа была найдена обертка от батончика популярной шоколадки) и, никого не боясь, гулял по оврагам, где его и нашли. Эта версия вызвала недоумение общества. Тем более, что местные жители заверяли журналистов, что в то место, где был найден труп, пробраться незамеченным невозможно. Там постоянно группируется молодежь, которая распивает в кустах алкоголь. К тому же обувь Кедиса была подозрительно чистой, что позволило предположить, что его выбросили в овраг из лодки, на которой можно было приплыть по реке, протекающей неподалеку. Так или иначе, это официальная версия - умер ненасильственной смертью. Как было на самом деле - неизвестно. Хоронило Кедиса полстраны. Это были одни из самых массовых похорон в новейшей истории.

Через некоторое время после смерти Кедиса произошла еще одна странная смерть.

Единственный оставшейся в живых подозреваемый в громком педофильском скандале Андрюс Усас 13 июня был найден мертвым в Алитусском районе. Усас был единственным лицом, которое, по мнению подавляющего большинства литовского общества, могло вывести на тайно действующий в Литве педофильский клан. Обстоятельства этой смерти также оказались более чем подозрительными. По официальным данным, смерть Усаса произошла из-за того, что он захлебнулся в воде. "Предположительно, он въехал в водоем (на квадроцикле), слез с мотоцикла и утонул", - сказал тогда прокурор Зенонас Бурокас.

После череды этих смертей общество переключилось на судьбу дочери Кедиса, которую стали делить родственники "фиолетового мстителя" (фиолетовый цвет стал официальным цветом сторонников Кедиса, поскольку на одной из немногих фотографий "борца с педофилами" он был в фиолетовой майке с длинными рукавами) и биологическая мать ребенка, которую общество обвиняет в пособничестве педофилам. \