Акция "Георгиевская ленточка" в Эстонии подсказала властям новый способ спасения пропавших два месяца назад в Ливане семерых эстонских велотуристов, непонятно с какого перепугу занесенных в самый конфликтный регион мира.

Об их судьбе, как и о тех, кто их похитил 23 марта, на сегодня ничего не известно. А потому гражданам Эстонии предложено носить (на территории Эстонии, а не там, в Ливане) на груди желтую ленточку - символ поддержки пропавших. Пример подал сам Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес.

С начала мая в Эстонии стали роптать: мол, власти потеряли интерес к поиску без вести пропавших сограждан в долине Бекаа. Эти настроения только усилились после предания гласности второго, от 23 мая, видео-обращения самих заложников, которые также попрекают свое правительство за нежелание оказать помощь. За это критикует эстонские власти и западная пресса.

В эстонских СМИ, выходящих на русском языке, идея "желтой ленточки" поначалу была воспринята с полным недоверием. Один журналист иронизировал, констатируя "глубокий смысл этой, без всякого сомнения, крайне полезной для освобождения заложников акции".

Раздражающая Георгиевская лента помогла?

Судя по всему, выход подсказало празднование русскими жителями Эстонии 9 мая - Дня Победы. Этот день уже немыслим без массовой раздачи Георгиевских ленточек. Многие эстонские публицисты и политики, невежественно, не особенно разбираясь, что к чему, видят в ее распространении в Эстонии - пропаганду "символа советской оккупации".

И видать, возникшая из-за этого шумная полемика между эстоноязычными и русскоязычными СМИ страны надоумила найти своеобразный выход из положения.

Эстонский президент, много лет проживший за океаном, вспомнил, что в США желтая ленточка считается национальным символом без вести пропавших. И президент обратился к гражданам Эстонии с призывом носить на видном месте американскую желтую ленточку. Он пояснил ее смысл: "Мы знаем: у вас трудности, мы надеемся на ваше возвращение, мы мысленно поддерживаем ваши семьи. Мы ждем вас. Маленькая вещь - большое послание".

Президент Тоомас Хендрик Ильвес, в прошлом сотрудник существовавшей на деньги госбюджета США радиостанции "Свобода", известной своей информационной войной против Советского Союза, сработал профессионально: его контрпропагандистский прием, по идее, убивает сразу двух зайцев.

Во-первых, "нейтрализуется" популярность Георгиевских ленточек. Мол, у эстонцев - своя ленточка! Во-вторых, усиливается мнение о том, что власти не просто озабочены судьбой своих пропавших без вести сограждан, но и стремятся придать этой заботе общенародный размах. Размах "заботы", а не практического спасения.

Желтая ленточка, что палочка-выручалочка

Впрочем, вселенский размах тоже. Известно, что именно эта прибалтийская страна, обуреваемая национальными комплексами неполноценности, упорно стремится быть "впереди планеты всей". Некогда, на заре восстановленной независимости, в 90-е годы прошлого столетия, бывший президент Эстонии Леннарт Мери предлагал собрать в Таллине всемирный форум небольших государств. Он же призвал к созданию своего, эстонского Nokia.

Вот и теперь, после длительного безуспешного поиска похищенных эстонских велотуристов, эстонская дипломатия добилась ни мало, ни много: заявления Евросоюза и ООН с требованием о немедленном освобождении заложников. И как бы там ни было, но снова на весь мир заговорили о маленькой Эстонии!

А в Варшаве, на встрече руководителей государств Центральной и Восточной Европы с президентом США Бараком Обамой, Тоомас Хендрик Ильвес украсил свой костюм помимо традиционного галстука-бабочки - еще и американской желтой ленточкой. Он загодя обещал журналистам, что переговорит (на понятном ему языке) с американским коллегой о судьбе заложников, хотя личной встречи между ними программа не предусматривала.

Но тут же, в популярной передаче "Слуги народа" (Rahva teenrid) на радиостанции Vikerraadio Эстонской радиотелевизионной корпорации ERR ведущие журналисты с придыханием сообщают: "Даже если те люди, с которыми президент встречался в Польше, не знали, что эта желтая ленточка означает, у них была причина спросить об этом, а у президента - ответить. Это очень тихий, но хорошо работающий (в кулуарах саммита, не в Ливане - ред.) жест. Президентский поступок можно только приветствовать".

В Эстонии на помощь поспешили и местные исламские организации, культурные общества. Они обратились к народам Ливана и Сирии с "просьбой помочь освобождению семерых эстонцев". О способах и языках обращения культурных обществ сразу к двум раздираемым кровавой межобщинной, межконфессиональной, межэтнической и политической бойней "народам" - никто не сообщил...

Эстонию никому не свернуть с верного пути

В то же время по-своему решил успокоить общественность депутат правящей Реформистской партии Игорь Грязин. Он считает, что захват эстонских туристов в заложники - "это попытка оказать давление на общественное мнение в Эстонии и повлиять на политический курс государства в вопросе о провозглашении этой осенью независимости Палестинского государства, притом, что хорошо известна жесткая позиция Эстонии в отношении террористической организации Хамас". И вывод: в любом случае негоже критиковать родное правительство, которое сразу заявило, что не пойдет на переговоры с теми, кто взял в заложники семерых эстонцев.

Отстаивать принципы призвал и эстонский эксперт по Ближнему Востоку Ханнес Ханно. Ради неизменности политического курса он считает нецелесообразным просить помощи в поиске заложников у восточного соседа - России, хотя та в силу своих особых отношений с Сирией могла бы получить для Эстонии ценную информацию. И это при том, что министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт уже до этого заявил об установлении с первых же дней похищения эстонских туристов контактов с МИД РФ.

То есть пропагандистское обеспечение усилий эстонского правительства все же имеет изъяны. Не говоря уже о том, что у эстонского президента и общества не нашлось даже слов сочувствия и мысли о ношении траурной ленточки по случаю гибели невинных ливийцев, включая внуков Муаммара Каддафи, погибших в результате натовских бомбардировок. Впрочем, промолчали и руководители Евросоюза, и хваленая за свой, якобы, образцовый гуманизм, европейская общественность, и даже Европейский совет Церквей. Если за этим не просматривается особо вульгарный расизм, то, что это такое?

Забыты без вести пропавшие в самой Эстонии

Но пропадают люди и в самой Эстонии. Данные целевого учреждения "Пропавшие" (SA Kadunud) приведены на портале www.lost24.eu. За первое десятилетие этого века без вести пропало 197 человек. Но полагают, что их кратно больше. Только в Таллине на кладбище Лийва с начала 2000 года похоронено свыше 800 мужчин и женщин неустановленной личности. В последнее время ежегодно список увеличивается на 25-30.

Или такое. В эти майские дни при разгоне мирной демонстрации в Тбилиси пропало 38 человек. В ходе такого же по жестокости усмирения массовых беспорядков в апреле 2007 года в Таллине, которые возникли после начала раскопок захоронений советских воинов и переноса посвященного им памятника ("Бронзовый солдат"), исчезло около 20 человек.

На отправленный мною в полицию запрос о том, сколько же людей было объявлено без вести пропавшими в Таллине в 2007 году, ответа жду второй год.

Но вот что еще удивительно: если человек пропал без вести, то уголовно-процессуальное производство эстонским законом вообще не предусмотрено, так как уголовное право не видит в этом состава преступления. То есть, мать, заявившая в Департамент полиции и пограничной службы о пропаже своего ребенка, не признаётся пострадавшей.

В случае пропажи человека Закон предусматривает розыскное производство, а установленная в его ходе информация считается государственной тайной. Причем это производство прекращается с момента установления последнего местожительства пропавшего без вести... Абракадабра какая-то.

Дальше - еще хуже. По просьбе целевого учреждения "Пропавшие" Госинспекция защиты данных так трактует Закон защиты данных личности: прежде, чем начинать розыскные действия в отношении лица пропавшего без вести, у него должно быть получено на это разрешение... Тут уже ни президент страны, ни желтая ленточка не помогут. Тем не менее, для успокоения публики Эстония на днях объявила о розыскном производстве пропавших в Ливане семерых своих граждан.

Факт остается фактом: без вести пропавшие за пределами жители Эстонии достойны внимания, а у себя на Родине - нет. Так что народ Эстонии, как это делает футбольный судья, мог бы предъявить своему государству красную карточку.