Прошедшее 27 мая под руководством главы Беларуси Александра Лукашенко совещание с участием высших должностных лиц страны, членов правительства, губернаторов, посвященное актуальным вопросам экономики, имело громкий резонанс в мировых СМИ. Президент Беларуси в очередной раз продемонстрировал, что дара публично ораторствовать ему не занимать. Другое дело, способно ли находящееся в нынешнем предынфарктном состоянии белорусское "экономическое чудо" воспринять эти риторические заклинания и воскреснуть благодаря административным, а не рыночным методам воздействия.

Все минус один

Трансляция обширных кусков совещания показала, что вроде все как всегда - батька чихвостит неразумных бояр, а те боязливо помалкивают и опускают головы низко в стол. Тем не менее, происходящее в стране подталкивает к выводу о том, что номенклатура все же переиграла Лукашенко. Белорусские чиновники, как показывает многолетняя практика последних лет, чрезвычайно усидчивы - хоть по 30, хоть по 50 часов в сутки проводи такие совещания - все будут сидеть и послушно кивать головами, даже в туалет не выйдут. Вопрос только в том, что означает такое молчаливое послушание. Батька думает, что он все чиновничество давно "наклонил", и что оно ручное. Чиновничество же может думать совсем иначе - ты создал такие правила игры, чтобы мы все молчали, мы готовы по ним играть.

До последнего времени такая ситуация белорусского лидера устраивала - дела шли неплохо, экономика развивалась и имидж был позитивный. Но уже скоро год как дела идут из рук вон плохо. И в этой ситуации у населения стремительно меняется система восприятия того, кто за что отвечает и кто в чем виноват: раз президент всегда брал за все ответственность на себя, то и за кризис должен отвечать он. Чиновники же в это время курят бамбук, и все стрелки народного недовольства аккуратно переводят с себя, показывая пальцем на небо. Похоже, и Александр Григорьевич кое в чем начал прозревать. Чего стоит такая фраза: "Но предупреждаю: не выполните моих требований - головы полетят. Вы больше из меня кризисного управляющего делать не будете. Каждый сидит с портфелем - работайте".

Но ведь дело в том, что антикризисного менеджера президент сделал из себя сам и очень давно самой системой принятия решений в стране, когда многие мелочные вопросы, вроде назначения начальников райисполкомов, командировок министров, инвестиционных проектов больше 1 млн. долларов и т.д. и т.п., решаются им лично. Номенклатура с этим согласилась. Только и ответственность себе взяла соответственно своему вкладу в дело управления страны - менее 1%.

Почему чиновники сидят молча, вполне понятно: все хотят досидеть в своих креслах до смены власти, чтобы, пользуясь имеющимся властным ресурсом, приватизировать под себя кусочек подведомственной собственности. Ради этого они готовы сидеть и молча выслушивать многочасовые монологи Александра Лукашенко, от которых им ни холодно, ни жарко. Волнует только одно - усидеть в кресле после очередного совещания. Страна, народ, стратегия развития, будущее республики - понятия в этом контексте вообще не уместные. Временщики. Ситуация не изменится и после 27 мая. Все будут ждать указаний первого лица страны в части разруливания ситуации, и никто не будет брать ответственность на себя. Таких людей в системе давно не осталось.

В связи с этим можно сказать, что номенклатура переиграла Лукашенко, согласившись играть по его правилам. Кадровые чистки ни к чему не приведут. Нет в Беларуси такого количества и, главное, качества управленцев, которые бы имели цели, отличные от своих предшественников - усидеть в кресле как можно дальше и получить как можно больше чиновничьей ренты. А если им удастся еще и приватизировать "кусочек" общенародной собственности на радость семье и близким - тогда вообще "за счастье" и жизнь удалась. В этом плане номенклатура открыта для предложений как с Востока, так и с Запада.

Необходимо только понимать, что разрушение нынешней системы происходит семимильными шагами - всего за три месяца убит валютный рынок. Теперь на грани разрушения рынок потребительских и продовольственных товаров. Если не будет кредита от ЕврАзЭс, он умрет за два месяца - май-июнь. Что дальше будет делать власть? - Правильно, последняя мера административного регулирования - это введение ЧП. Если кто-то скажет, что это все происходит само собой, просто из-за некомпетентности Лукашенко и его окружения - отлично, значит, и башни-близнецы сами собой упали 11 сентября 2001 года.

Ничего не решающая передышка в месяц

27 мая Лукашенко приказал заморозить ситуацию на месяц: цены не повышать, валюту не продавать и т.д. Ничего страшного, ерунда. Белорусский народ и не такое в 1941-1945 годах терпел. Выжили. И этот летний месяц пролетит очень быстро. Кто-то закроет фирму в Беларуси и откроет в России, кто-то уедет на заработки в Россию, кто-то просто уволит всех сотрудников в отпуск за свой счет или за счет фирмы на три месяца, большинство уедет на дачу и предпочтет ни о чем не думать до начала осени. Вопрос же не в этом. Заморозить ситуацию - не означает ее решить.

Все равно наступит 1 июля, и надо будет решать вопросы и с курсом белорусского рубля, и с ценами на продукты и товары в магазинах, и с зарплатами нищего населения. Как ни крути, но решать придется. Можно будет отсрочить решение еще на месяц, до 1 августа, или еще - до 1 сентября. Но это все. Все же знают - самый тяжелый в финансовом плане для белорусов период - это конец августа и первая половина сентября, когда отпускные уже закончились, а аванс еще не получен, или получен, но очень маленький. В это время народ выходит из отпусков, детей готовят в школу. И к 1 сентября решение должно быть найдено. Это крайний срок.

Какие могут быть варианты.

Позитивный. Официальный Минск не выгоняет российские СМИ. Соглашается на приватизацию белорусских предприятий до 4 июня (осталось 3 дня). В обмен Россия дает 800 млн. долларов кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭс. Летом подписываются соответствующие соглашения о приватизации. С августа-сентября в республику начинает поступать валюта за приватизацию. Нацбанк получает возможность установить единый курс белорусского рубля на уровне 5500-7000 рублей за доллар. Отсюда начинают плясать импортеры, цены в магазинах для рядовых потребителей, возможно, зарплаты. В подкрепление белорусской экономики поступает второй транш из Антикризисного фонда ЕвраАзЭс в размере 400 млн. долларов. Ситуация стабилизируется. Народ успокаивается и отвозит лопаты, ломы и прочую ударную утварь снова на дачи.

Негативный. Официальный Минск делает все для того, чтобы не получить кредит в 800 млн. долларов из Антикризисного фонда ЕврАзЭс: российские СМИ в республике закрываются, отказ от "бандитской приватизации" остается в силе. 4-7 июня соглашение по кредиту не подписывается. Черный курс взлетает до заоблачных высот - под 10 000, типа, "еще живых зайчиков" за, типа, одного "убитого енота", импортеры начинают курить бамбук (т.е. прекращают деятельность), ожидая снятия Нацбанком ограничений в 2%, из магазинов происходит очередная волна вымывания товаров первой необходимости. Госрегулирование цен на товары приводит к вымыванию большинства товаров и продуктов из оборота, дефициту и росту объемов черного рынка, как это было в СССР. Резко накаляется социально-экономическая обстановка в республике.

К переходу народного негодования в общественно-политическую плоскость остается один шаг - выход этого самого народа из отпусков. Россия выражает готовность обсудить с ЕС и США вопрос координации и выработки общей позиции в отношении европейской Северной Кореи. В возникшей уже в первой половине июня ситуации отставкой главы Нацбанка ситуацию уже не решишь. Даже сменой правительства. Остается только один, самый "сильный" вариант продолжения административного регулирования всего и вся - введение ЧП. Все основания для этого будут уже все налицо.

Если позитивный сценарий хорош и, в принципе, устраивает все "высокие договаривающиеся стороны" - белорусский народ, власть, Россию как партнера по Союзному государству, то негативный сценарий означает быструю агонию нынешней белорусской правящей верхушки и переход ситуации в разряд неуправляемых. Дело осталось за "малым" - за официальным Минском, за тем образом будущего "синеокой", который он захочет оставить в наследие потомкам.