Российская Арктика для иностранцев - это большое белое пятно. Об этом сказал региональный директор ООО "RussiaDiscovery" Тимофей Рогожин, выступая на туристическом форуме в Архангельске.

"Этому слайду уже 6 лет (см рис. 1), но за это время ситуация радикально не изменилась. На туристических выставках мы видим, что о России в Европе по-прежнему знают крайне мало. Известные точки в России - это Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, Байкал и Камчатка. Что такое Российская Арктика, иностранцы не знают. Да и в целом для иностранного туриста вся наша страна - это белое пятно", - отметил Рогожин. Он перечислил, что в арктических регионах есть возможности для познавательного туризма Арктики как территории открытий, есть возможность показывать северные сияния, возможности для этнотуризма, рыбалки и много другого. Но при этом, Рогожин уверен, что говорить об узнаваемости каждого отдельного арктического региона в глазах иностранцев не приходится. Российские регионы могут предложить примерно одно и то же в разной комплектации, но при этом у подавляющего большинства регионов нет готовых турпродуктов. Так, только в Карелии есть более 50 уникальных туров, уже меньше - на Кольском полуострове (около 20), в Якутске и на Чукотке - только по 5, а в ЯНАО - только 3-5 сырых туров. Также желает оставлять лучшего и количество мест приема туристов.

Тимофей Рогожин отметил, что в северных регионах России сильно завышены цены на проживание в гостиницах. Более-менее в этом смысле смотрятся Карелия и Мурманск, а во всех остальных регионах, особенно расположенных в Азии, цена суточного размещения составляет не менее 3000 рублей. Также высока средняя стоимость тур/дня - в ЯНАО - от 8 тыс руб., в Якутске и на Чукотке - 9-12 тыс руб. Средняя стоимость тура ниже всего в Карелии и составляет 25-30 тыс рублей. На Кольском полуострове они уже в 2 раза выше - 30-60 тыс руб, в Якутске - 50-80 тыс руб, на Чукотке - 80-150 тыс рублей.

Цены на авиаперелеты во многих арктических регионах России тоже достаточно высоки. Сочетание высокой стоимостью туров, размещения и перелетов существенно снижает конкурентоспособность туризма в арктической зоне России. Это показывают и следующие цифры: реальный турпоток Карелии составляет от 140 000 до 200 000 чел в год, на Кольском полуострове - от 4 000 до 6 000 чел в год, в ЯНАО и Якутске не более 1 000 человек, на Чукотке - не более 2 000 человек, включая круизы.

По мнению Рогожина, для того, чтобы увеличить турпоток в российскую Арктику, нужен целый ряд мер: привлекать сильных специалистов, анализировать возможности регионов, составлять программы развития туризма, выделять отдельных людей во властных структурах, которые будут разниматься развитием туризма. Также немаловажную роль имеет личное отношение к этой тебе первых лиц каждого арктического региона. "Для того, чтобы туристы ехали, нужен качественный турпродукт, нужна реклама, нужно параллельное развитие инфраструктуры и рост уровня профессионализма кадров, занятых в туризме, - перечислил Рогожин. - Но перед этим нужно сначала определиться, зачем туризм нужен региону: для пиара, для развития малого бизнеса, для получения дополнительных доходов или для сохранения культуры и поддержки местного населения. Согласитесь, если Ненецкий округ вдруг будет развивать туризм для получения дополнительных доходов, то он цели не достигнет. Потому что там основные поступления в бюджет идут от добычи нефти".