ИА REGNUM продолжает проект "Борьба за Арктику". Мы представляем доклад доцента кафедры регионоведения института управления и регионологии САФУ Ольги Шадриной "Геокультурное пространство Европейского Севера: идентичность в условиях глобализации".

"В первом комплексном научном обзоре циркумполярного Севера как особого региона планеты - "Докладе о развитии человека в Арктике", представленном министром иностранных дел Исландии в год председательства страны в Арктическом Совете (2002-2004 г.г., Давид Оддссон) было заявлено о позиционировании Арктики как особого пространства в двух измерениях: как фактора северной идентичности и как арены инновационных международных и межрегиональных инициатив. Я остановлюсь на проблемах первого.

"Северность" России обусловлена геокультурно, геоэкономически и геополитически. Активное вхождение в сообщество циркумполярных культур предполагает совместное решение проблем, затронувших человеческое измерение в эпоху глобализации. Одной из таких проблем посвящен мой доклад. Под геокультурным пространством понимается система устойчивых культурных реалий и представлений, формирующихся на определенной территории в результате взаимодействия вероисповеданий, культурных традиций и норм, ценностных установок, глубинных психологических структур восприятия и функционирования картин мира различных народов.

В современном мире реально существует два типа идентичности: гражданско-правовая и религиозно-культурная (или этническая). Гражданское право является негативным, оно объясняет, что делать нельзя. Положительное право, отвечающее на вопросы, что? и как? должно делать, к чему стремиться - характеризует религиозно- культурную идентичность. Историческая судьба, вера, отечество, совесть - понятия не из области гражданского права, они принадлежат сфере естественного человеческого (традиционного) права. Либеральное заблуждение - строить гражданское ("открытое", "свободное") общество вне гуманистической (то есть человеческой) культуры.

Страны Восточной Европы, недавно присоединившиеся к ЕС, изначально относились к "европейской идентичности" как "квази- идентичности", а с 2010 года констатируют провал политики мультикультурализма: канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Николя Саркози; премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон; бывшие премьер-министры Австралии (Джон Ховард), Испании (Хосе-Мария Аснар), Бельгии (Ив Летерм); генеральный секретарь Совета Европы и бывший премьер- министр Норвегии - Торбьёрн Ягланд.

В современном мире происходит унификация экономического и культурного пространства. И если политически вписаться в чуждую структуру управления можно, то культурно нивелироваться - нет. Глобализация провоцирует тему идентификации, являясь одной из причин возрождения культурной идентичности во многих регионах мира-отмечает Энтони Гидденс, в том числе и на Севере Европы.

Долгое время Швеция считалась "современной страной": в 1975 г. Швеция вслед за Канадой объявила государственную политику мультикультурализма. Политики были убеждены: стоит развить дух терпимости - как необходимость культурной ассимиляции исчезнет, очень привлекательной также казалась идея "мирного сосуществования" далеких культур. Утверждению данного взгляда способствовало и то, что в гомогенной шведской культуре не существовало изначального интереса, "чувствительности" к культурным различиям. Страна двигалась в авангарде глобализации, следствием которой являлось "взаимопоглощение" культурных различий, аксиологическая стандартизация культур, сведение к "общему знаменателю" идентификационных основ и социальных структур изначально отличных друг от друга культур.

Все идентификационные задачи, с которыми не справляется унифицированное общество, теперь возлагаются на индивида. Это и есть политика мультикультурализма, уравнивающая в правах традиционные, "пришлые" и вновь порожденные культуры и субкультуры. Однако, иммигранты продемонстрировали "современным шведам, что существует национальное своеобразие, не вытесненное ни модернизацией, ни техническим "рывком" XX века действительно является национальным достоянием, основой этнической идентичности, залогом благосостояния, самосохранения и гармоничного существования народа.

В эпоху постмодерна скандинавские специалисты вдруг заговорили о кризисе идентичности: "мы хотим быть самими собой, но мы больше не знаем, кто мы такие". В 1990-х г.г. (во время кризиса "шведской модели государства всеобщего благосостояния") тема идентичности в культурологических исследованиях в Швеции стала ведущей.

Ответом на вызов времени стало явление регионализации. В работах японских экономистов 1980-х г.г. появился термин глокализация, обозначающий "одновременность сосуществования противоположных тенденций - к универсализации и партикуляризациии". Сегодня многие исследователи связывают регионализм с этнонационализмом. "Из всех типов идентичности" - указывает Карл-Улов Арнстберг, - "национальная - наиболее устойчивая <...> Нация - одна из важнейших оболочек личностной идентичности, и горе тому, кто в наше время утратил свою национальную принадлежность". "Если разнообразные проявления человеческой идентичности, которых придерживаются люди, будут восприняты (востребованы) национальным государством, только тогда можно говорить о модели государства будущего или о космополитической модели демократии", - заключила Ольга Шадрина.