Принятие парламентом Молдавии в 2005 году, в период нахождения у власти Партии коммунистов, закона о "приднестровской автономии в рамках унитарной Молдавии" отбросило все усилия по молдавско-приднестровскому урегулированию далеко назад. Об этом заявил 5 июня в интервью радио "Эхо Москвы" глава МИД РФ Сергей Лавров.

Глава российской дипломатии, в частности, заявил: "К сожалению, в 2005 году, вопреки подписанным Тирасполем и Кишиневом документам, где говорится, что это две равноправные стороны в переговорах до тех пор, пока не будет договоренности, о том, что, вот, нужно сохранять единство молдавского государства при определении особого статуса Приднестровья. И, вот, в 2005 году при президенте, между прочим, Воронине, лидере Компартии Молдавии был принят закон, который фактически требует, чтобы вся эта проблема решалась исключительно в рамках унитарного государства. Это отбросило все усилия по урегулированию далеко назад".

При этом, как отмечает Лавров, "молдаване говорят: "Вот, мы дадим Приднестровью самую широкую автономию" и упоминают Гагаузию". "Гагаузия уже является по молдавским законам автономным особым районом. Но гагаузы стонут оттого, что никаких прав, которые прописаны в молдавском законодательстве, они не имеют. Поэтому это тоже, конечно же, в мозгах у тех, кто садится за переговорный стол", - отметил глава МИД РФ.

"Следующий момент, - продолжил Лавров. - Когда нам говорят наши коллеги из Евросоюза, США: "Вот давайте, используйте свои рычаги, чтобы поскорее возобновить процесс "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) без каких-либо условий", мы говорим: "Ради бога", и мы проводим 21 июня в Москве встречу в формате "5+2", куда все приедут, и где мы бы очень хотели заявить, что мы возобновляем переговорный политический процесс. Но если молдаване будут говорить "Мы можем вести дела только с позиции закона 2005 года об унитарном государстве", то Тирасполь, конечно же, скажет "А мы, левобережные ребята, можем разговаривать только с позиции референдума, который был, кстати, не один, о том, что мы независимы". Безусловно, нужно отойти от этих крайних позиций. Это так же, как Израиль и Палестина, грубо говоря. Но правда где-то посередине. Одно абсолютно ясно: нет никакой поддержки в какой-либо международной структуре идеи независимости Приднестровья. Нет никакой поддержки идеи о том, чтобы Молдавия была унитарным государством. Нужно искать особый статус. Настолько, насколько мы можем интеллектуально, как бы, повлиять на этот процесс, мы будем стараться это сделать на московской встрече".

Справка ИА REGNUM: 22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению". 17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России.