Министры иностранных дел Азербайджана, России и Армении Эльмар Мамедъяров, Сергей Лавров и Эдвард Налбандян проведут 11 июня в Москве встречу в целях обсуждения нагорно-карабахского конфликта. В этой связи глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, комментируя итоги своих переговоров с Госсекретарем США Хиллари Клинтон, отметил, что "позиция госпожи Клинтон заключается в том, чтобы поскорее завершить работу над Базовыми (Мадридскими) принципами, представленными МГ ОБСЕ, и начать работу над мирным соглашением. Я полностью согласен с этим. Уже известны принципы, по которым мы пойдем. Назовем это "Дорожной картой". Работа над мирным соглашением должна быть начата поскорее". В то же время в это заявление была внесена одна важная поправка. По словам Мамедъярова, "не должно быть так, чтобы после согласования принципов еще 70 лет пришлось работать над мирным соглашением. Если принципы принимаются, то в течение 6 -12 месяцев должна быть завершена работа и над соглашением".

Заметим, что столь прорывное решение, сделанное азербайджанской стороной, обязывает и к определенной методике политико-дипломатических действий, предусматривающих хотя бы на этапе подготовки многообещающего саммита в Казани Медведев - Алиев - Саргсян воздержаться от резких заявлений, стимулировать прекращение информационной войны. Однако не тут-то было. Глава пресс-службы Минобороны Азербайджана Эльдар Сабироглу не удержался от очередного выпада в адрес Армении. По его словам, "Армения провоцирует Азербайджан на войну", а руководство этой страны "постоянно срывает мирные переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, чем делает неизбежным военный путь решения проблемы".

Если судить по сообщениям СМИ, то причиной раздражения Баку стало то, что накануне армянские военные вели стрельбу в направлении азербайджанских позиций. Но это - типичная ситуация в зоне противостояния двух армий. Поэтому на выпад Баку быстро отреагировал Ереван. "Если бы Азербайджан был готов к войне, то он давно бы начал её",- заявил глава комиссии по вопросам обороны, национальной безопасности и внутренних дел армянского парламента, депутат от партии АРФ "Дашнакцутюн" Грайр Карапетян. Он оценил действия представителей Баку "банальным шантажом и попыткой воздействовать на переговоры". Более того, похоже, не случайно в западных, да и в российских СМИ стало возрастать количество публикаций, в которых содержится тезис: война в Карабахе неизбежна. В частности, английский политолог Аарон Хьюз так и сказал, что "война в Нагорном Карабахе - дело времени, она все равно начнется, как ни крути, предпосылок для этого предостаточно". Азербайджан предупреждают и о том, что "в случае начала военных действий с его стороны, у него постараются отрезать Нахичевань", и что "в любом случае Большой Кавказ ожидает тотальный взрыв".

Объективности ради отметим, что предпосылок для начала боевых действий в Карабахе немало. На линии разграничения в Карабахе нет миротворцев, что позволяет любой из конфликтующих сторон, используя мелкий инцидент, обвинить другую в провоцировании войны. Но в данном случае инициатива принадлежит военному ведомству Азербайджана, что наводит на серьезные размышления. Поэтому складывается устойчивое впечатление, что пути-дорожки дипломатов и военных Баку в отношении методов разрешения карабахского конфликта начинают расходиться.

Откуда дует ветер? Дело в том, что " Дорожная карта", о которой сообщил Эльмар Мамедъяров, предусматривает сценарий - наряду с освобождением некоторых районов Азербайджана следует признание так называемого отложенного статуса Карабаха и неизбежный выход в будущем на референдум. Косвенно это подтвердил и заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов. По его словам, "мы хотим также, чтобы началось освобождение определенных районов, начато переселение беженцев. Армения должна найти в себе мужество выразить свое отношение к этому процессу". Но мужество необходимо, в первую очередь, Азербайджану, поскольку согласившись на "А" (освобождение районов), он должен соглашаться и на "Б" (отложенный статус Карабаха, о чем говорится в Мадридских принципах). Это и есть то самое изменение статус-кво в регионе, на что намекает Новруз Мамедов со ссылкой на "основные требования сопредседателей и международной общественности". Плюс развод подразделений конфликтующих сторон с возможным участием пока еще непонятного происхождения миротворческого корпуса. Если это будет НАТО или подразделения из европейских стран, то как поведет себя этот корпус в дальнейшем, и не столкнется ли в будущем Азербайджан с попыткой осуществить косовский сценарий в Карабахе - никто не знает.

Но известно другое. Глава правительства Турции Тайип Реджеп Эрдоган именно на этапе подготовки саммита в Казани, когда важную роль приобретает авторитет Минской группы ОБСЕ, как структура, которая готовит соглашение и "Дорожную карту", решил нанести удар по этому институту. Он заявил следующее. Во-первых, что "Минская группа до сегодняшнего дня так и не смогла что-либо предпринять по урегулированию", и добавил, что "конфликт может быть решен в первую очередь Арменией и Азербайджаном". Иначе, по словам Эрдогана, он "не видит другого решения этого вопроса", поскольку "Минская группа действует около 20 лет, и какие есть результаты?" То есть Анкара пытается вывести на первый план позицию диалога Баку-Ереван без участия Минской группы ОБСЕ и даже посредничества России. Почему? Потому, что сценарий Минской группы ОБСЕ не привязывает цюрихский процесс по нормализации отношений между Турцией и Арменией к карабахскому урегулированию. Более того, у Турции появляется чувство проигрывающей стороны. Вернуться в будущем к завоеванным цюрихским позициям - признание Ереваном границ и вывода проблемы Геноцида в неполитическую область изысканий историков - Анкаре вряд легко удастся.

Особую роль в процессе карабахского урегулирования пытается сыграть и Иран. Однако намеченный визит в Ереван президента Махмуда Ахмадинежада не состоялся потому, что инициативу перехватила Москва. Президент России Дмитрий Медведев сообщил, что в ближайшее время состоится его встреча с президентом Ирана, на которой будут рассматриваться проблемы модернизации отношений. Одним словом, роль Анкары и Тегерана в процессе карабахского урегулирования постепенно нивелируется.

В сухом остатке следующее. Баку получает районы. Армения - отложенный статус Карабаха. На этапе компромиссных соглашений каждая из сторон практически сохраняет весь объем своих интересов. В перспективе Азербайджан может начать процесс подключения Армении к своим энергетическим проектам, вступить на путь развития с ней торгово-экономических и даже культурных отношений. Такой ход событий не устраивает определенные силы, как в Азербайджане и в Армении, так и за их пределами. Именно они попытаются сорвать подписание "Дорожной карты", чтобы использовать карабахскую проблематику как эффективное средство в деле обеспечения ротации местной власти, так и для сохранения своего геополитического влияния в регионе.