Подготовка к трехсторонней встрече 25 июня в Казани президентов России, Армении и Азербайджана Дмитрия Медведева, Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева вступила в завершающую фазу. Как уже сообщалось, 6 мая с посещения Баку начался очередной визит в регион конфликта послов-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Игоря Попова (Россия), Роберта Брадтке (США) и Бернара Фасье (Франция).

После встреч и переговоров с президентом Ильхамом Алиевым и главой азербайджанского МИД Эльмаром Мамедъяровым посредники направились в столицу Нагорно-Карабахской Республики Степанакерт, причем не по воздуху, как то нередко бывает, а так называемой "зеленой тропой", то есть через заранее разминированный отрезок линии соприкосновения азербайджанских подразделений с Армией обороны НКР.

Стоит отметить, что в последнее время посредники, посещая регион, достаточно часто бывают не только в Баку и Ереване, но и в НКР. По сути, это означает, что НКР, не будучи официально представленной за столом переговоров, де-факто в определенной степени возвращена в процесс, участницей которого была до 1998 года. "Возвращение" Степанакерта произошло вопреки противодействию официального Баку, все еще отказывающегося от прямых переговоров с карабахской стороной. Однако миротворческий процесс показал, что никакие решения, принятые посредниками, Ереваном и Баку и затрагивающие, в первую очередь, насущные аспекты безопасности и прав карабахского населения, без согласования с НКР попросту не могут быть осуществлены на практике.

На линии противостояния, до того, как въехать на территорию, контролируемую НКР, послы-сопредседатели провели короткую встречу с журналистами. Судя по их высказываниям, они достаточно оптимистично настроены в отношении итогов нынешнего этапа переговоров, и некоторые обстоятельства не позволяют назвать этот оптимизм дежурным.

Как заявил российский дипломат Игорь Попов, миротворческий процесс сулит "скорые результаты". По словам американского представителя Роберта Брадтке, "появилась уникальная возможность мирного урегулирования проблемы, и стороны должны не упустить этот шанс. Потому что другого решения этого конфликта нет. Война не приведет к урегулированию и возвращению беженцев. США, как и другие страны-сопредседатели МГ ОБСЕ, привержены только мирному урегулированию конфликта". Наконец, Бернар Фасье назвал нынешний этап переговоров "очень важным" и выразил надежду на то, что "стороны проявят волю и выйдут на подписание мирного соглашения". Французский посол считает положительным знаком и то обстоятельство, что во время пребывания посредников на линии противостояния "не зафиксировано ни одного случая нарушения прекращения огня. Нас это радует, вселяет оптимизм и придает надежду".

Причины такого оптимизма в определенной мере раскрыл после бакинского тура переговоров глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Судя по его словам, согласование базовых принципов урегулирования зашло так далеко, что уже "есть договоренность о миротворческих силах, которые будут размещены в Нагорном Карабахе". При этом глава азербайджанского внешнеполитического ведомства сообщил, что "миротворческие силы будут сформированы не из числа контингентов стран - сопредседателей и соседних стран", хотя и оговорился, что "все эти вопросы требуют дополнительного обсуждения".

Представляется, впрочем, что такое обсуждение и подготовка к возможному задействованию миротворческого контингента уже проводится за рамками переговоров в формате Минской группы ОБСЕ, однако параллельно ему. Как известно, 7 мая в Минске состоялось заседание Совета министров обороны стран - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). И, как заявил по итогам заседания министр обороны Белоруссии Юрий Жадобин, главной темой обсуждения стал вопрос о формировании, подготовке и применении миротворческих сил ОДКБ. По словам белорусского силовика, этот вопрос уже решен и будет вынесен на обсуждение и утверждение Совета коллективной безопасности на его декабрьском заседании в Москве. Самое существенное - это то, что миротворческий контингент ОДКБ будет готов к действиям к моменту, когда будет сформирован правовой механизм взаимодействия Организации с ООН.

Напомним, что переговоры вокруг этого вопроса уже ведутся и, вероятно, завершатся к концу нынешнего года. Таким образом нетрудно предположить, что Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ при необходимости будут задействованы, получив мандат ООН на проведение миротворческих операций. И одной из первых (если не самой первой) в ряду таких акций может стать получение мандата на разъединение противоборствующих сторон в Карабахе. Не исключено, впрочем, что еще до этого российские подразделения в составе КСОР могут получить мандат на участие в миротворческой операции в Ливии, - для стабилизации обстановки в этой стране, на вероятность чего указал председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.

В этой связи симптоматичными выглядят ответы начальника главного оперативного управления Генштаба России Андрея Третьяка на вопросы интернет-издания Eurasianet.org. Косвенно признав, что "ОДКБ сплоховал в Киргизии в прошлом году, не сделав ничего для предотвращения погромов", генерал Третьяк заявил, что "отказ от вмешательства в Киргизии не может служить прецедентом для Карабаха, так как это была совершенно иная ситуация". То есть ясно дано понять, что стоять в стороне от разъединения сторон карабахского конфликта Организация не намерена. Конечно, в силу существующих договоренностей российские подразделения, входящие в КСОР (а это, напомним, ивановская 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия и дислоцированная в Ульяновске 31-я гвардейская десантно-штурмовая бригада, а также ряд подразделений специального назначения МВД и МЧС), участвовать в операции в Карабахе не могут. Однако своих миротворцев для участия в разъединении могут направить Казахстан, имеющий в составе КСОР 37-ю десантно-штурмовую бригаду аэромобильных войск и батальон морской пехоты, и Белоруссия, располагающая в составе сил оперативного реагирования армейской бригадой специального назначения и отдельным отрядом спецназа МВД.

Такой состав миротворцев может быть оптимальным во всех отношениях, и в первую очередь - для самих сторон конфликта. Казахстан, как и Азербайджан, является членом Организации Исламской Конференции (ОИК), поэтому какие-либо подозрения в возможной "предвзятости" его миротворцев представляются неуместными. Армянская сторона, в свою очередь, вряд ли может возражать против участия белорусских военных, поскольку между Ереваном и Минском существуют вполне корректные партнерские взаимоотношения. При всем том понятно, что в подобном раскладе де-факто последнее слово будет принадлежать Москве, которая является становым хребтом ОДКБ, а кроме того (с благословения евроатлантических партнеров) - ведущим участником миротворческого процесса в Карабахе, поскольку и США, и Франция, и все остальные внерегиональные игроки и центры силы признают, что Закавказье - зона влияния (и, соответственно, зона ответственности) России.

В свете указанных обстоятельств, получение ОДКБ мандата ООН на осуществление миротворческой операции в Карабахе представляется тем более вероятным, что против введения контингентов КСОР не смогут возразить ни Турция, ни даже Иран, который крайне тревожно относится к вероятности появления на его северных границах иностранных войск. Однако поскольку эти войска будут в политическом отношении контролироваться Россией, опасения Тегерана будут минимизированы.