7 июня спецпредставитель президента России, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов побывал в Бенгази, где встречался с лидерами вооружённых противников Каддафи. Заявления Маргелова, сделанные по итогам переговоров, ИА REGNUM попросило прокомментировать директора по программам Института динамического консерватизма, в прошлом дипломата Михаила Демурина.

ИА REGNUM: Михаил Васильевич, российские СМИ передают заявления спецпредставителя президента России М.Маргелова, побывавшего на днях не просто в Ливии, а в штабе оппозиции, по убедительным данным израильских СМИ, тесно связанной с исламскими террористами, о том, что "режим Каддафи "надежно "офлажкован" и из капкана не вырвется", что он "надоел мировому сообществу" и прочие в том же духе оппозиционной пропаганды. Отвечает ли такое рьяное участие в реализации объявленных планов США и их союзников по уничтожению Каддафи интересам России?

Михаил Демурин: К сожалению, Россия все глубже и глубже вязнет в ливийской ситуации. Я уже говорил о том, что согласие России пропустить резолюцию ООН, санкционировавшую силовые действия западных стран на стороне мятежников против правительства Каддафи, было серьезной ошибкой. Теперь российский представитель, осуществляя ту линию, которую президент России взялся проводить по итогам встречи лидеров "восьмерки" в Довиле, фактически выдвигает Муаммару Каддафи, остающемуся, напомню, законным главой ливийского государства, фактически ультиматум, причем делает это в крайне грубой форме. Как еще можно оценить транслирование Маргеловым заявлений противостоящих Каддафи сил о том, что у ливийского лидера "осталось не более двух недель и возможно принятие вердикта по нему международным уголовным судом в Гааге", именование им лидера государства, с которым Россия поддерживает дипломатические отношения, "бесноватым полковником" и прочее в том же роде?

В принципе, наша страна обладает немалым опытом содействия урегулированию внутренних конфликтов в Африке, накопленном, правда, в основном в период существования СССР, и его можно было бы применить, но сегодня даже это было бы абсолютно ненужным, излишним для международной деятельности нашей страны делом. В случае же с Ливией речь о реальном содействии урегулированию, об объективном посредничестве не идет. Неслучайно Маргелов после Бенгази вылетел не в Триполи, а в Каир. Видимо, Муаммару Каддафи с таким "посредником" просто не о чем разговаривать.

Подчеркну еще раз, что участие в навязывании Триполи ультиматума западных стран, а здесь мы совершенно очевидно действуем на вторых ролях, - это абсолютно чужая и чуждая для России повестка дня, противоречащая ее национальным интересам. Мне вся эта ситуация, надо сказать, напоминает повторение в ущербном виде того, что уже было с нашей страной, но в первой половине XIX века. Тогда, как вы помните, Российская Империя в рамках Священного союза взяла на себя миссию противодействия революциям и дестабилизации в Европе. Чем это кончилось, хорошо известно. Сегодня мы поступаем с точностью до наоборот: вступили в новый "священный союз" с целью потворствовать политическим переворотам и содействуем тем самым расширению поля нестабильности в мире, но итог будет тем же, включая и новую "крымскую войну" Запада против самой России. Другой стороной медали станет дальнейшая утрата уважения и доверия к России в мире - в Африке, Азии, Латинской Америке, на пространстве бывшего СССР. Те, кто втягивает нашу страну в коллективную роль "мирового жандарма", нас на это обрекают.

В данной ситуации, однако, есть и положительный момент. Хватит списывать многое на недомыслие тех, кто сегодня правит Россией. Мы имеем дело с наглядным свидетельством того, как власть действует в ущерб долгосрочным национальным интересам нашей страны, и те, кто пойдет к урнам в декабре 2011 и марте 2012 года, должны это запомнить.