Директор программы "Вооруженные конфликты и управление конфликтами", старший научный сотрудник Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI) Нил Мелвин в своем докладе дал ряд рекомендаций для всех сторон конфликта, а также мирового сообщества. ИА REGNUM публикует данный раздел полностью.

Киргизия

Правительство страны

• Обеспечить значительное представительство национальных меньшинств, включая этнических узбеков, в составе нового правительства.

• Принять по результатам широких консультаций со всеми заинтересованными группами, включая представителей нацменьшинств, долгосрочную программу мирной интеграции общества Киргизии. В этой программе должна быть четко определена политика в отношении языка, образования и порядка участия национальных меньшинств в общественной жизни страны (в частности, в правоохранительных органах и средствах массовой информации). В программе должны быть указаны конкретные сроки достижения поставленных целей и источники необходимого для этого финансирования.

- Одним из элементов программы должно стать определение четкой стратегии повсеместного изучения и использования государственного языка страны - киргизского. С этой целью целесообразно организовать многочисленные бесплатные курсы по изучению государственного языка (как для этнических киргизов, так и для нацменьшинств) и материально поощрять всех, кто его изучает (например, с помощью надбавок к зарплате). Эти меры в совокупности с гарантиями языковых прав меньшинств, особенно в местах компактного проживания последних, могли бы стать первым шагом в рамках долгосрочного процесса интеграции.

- При первой возможности следует произвести пересмотр практики деятельности правоохранительных и судебных органов. Целью такого пересмотра должно стать определение путей для создания таких структур, которые отвечают требованиям поддержания правопорядка и обеспечения безопасности многонационального общества на основе принципа верховенства закона. Спектр вопросов, которые при этом необходимо решить, должен включать порядок привлечения представителей нацменьшинств на работу в правоохранительные органы, борьбу с коррупцией и проявлениями национальной нетерпимости, порядок действий правоохранительных органов в чрезвычайных ситуациях, механизмы связи с общественностью и языковую подготовку.

• Правительству необходимо обеспечить привлечение к уголовной ответственности всех виновных в совершении преступлений во время беспорядков в мае-июне 2010 г. независимо от их этнической принадлежности. Рассмотрение дел в судах должно соответствовать международным правовым нормам и быть открытым для участия в них зарубежных наблюдателей.

• Необходимо способствовать расширению диалога с национальными меньшинствами, особенно с узбекской общиной, с целью воспитания нового поколения лидеров из числа представителей этнических общин, полностью интегрированных в политическую жизнь Киргизии. Этот диалог не должен ограничиваться лишь решением вопросов этнического или культурного характера либо происходить в узких рамках специально созданных для этого механизмов, таких как Ассамблея народов Киргизии.

• Правительство страны в тесном сотрудничестве с силами гражданского общества должно положить начало постконфликтному процессу национального примирения, направленному на то, чтобы дать всем пострадавшим в ходе насильственного конфликта возможность высказать наболевшее.

• Президент страны может играть важную символическую роль представителя всего общества Киргизии. В выступлениях президента, посвященных многонациональному Киргизии, должны постоянно звучать формулировки таких понятий, как гражданство страны, общая история населяющих ее народов, ценность усилий по построению интегрированного общества, вбирающего в себя присущее стране многообразие талантов, языков, культур и событий. Президенту необходимо назначить ряд видных представителей национальных меньшинств на руководящие должности в аппарате исполнительной власти.

• Правительству Киргизии необходимо принять меры по обеспечению прав человека и беспрепятственной деятельности активистов гражданского общества, а также сотрудничать с гражданским обществом в ходе разработки и реализации долгосрочной программы интеграции.

Гражданское общество Киргизии

• Пренебрегая опасностью, местные правозащитные организации сыграли в Киргизии важную роль, собирая документальные доказательства творившегося на юге страны беспредела и осуществляя мониторинг судебных процессов постконфликтного периода. Теперь необходимо обеспечить продолжение этой деятельности в условиях большей безопасности.

• Успешная разработка и внедрение долгосрочной программы интеграции потребует активного участия гражданского общества Киргизии. Одновременно с этим организациям гражданского общества следует вдохновлять страну положительным личным примером, привлекая к своей работе членов национальных меньшинств, особенно на юге страны, и выступая против любых проявлений национализма и расизма в общественной и политической жизни.

• Гражданскому обществу следует возглавить процесс национального примирения на местном уровне, а также сосредоточить свое внимание на восстановлении в городах и поселках механизмов для предотвращения и разрешения местных конфликтов. Такие механизмы действовали во многих местах в 1990-е годы, но прекратили свое существование по мере снижения интереса к вопросам межнациональных отношений и отсутствия источников финансирования.

Узбекская община Киргизии

• Наиболее сложная задача, которую должна решить узбекская община страны, - это предотвращение ухода в глухую оборону, чреватого изоляцией ее положения в Киргизии. Общине следует предпринять усилия по созданию местных общественных организаций, основанных на принципах прозрачности и подотчетности и способных принять активное участие в общественной жизни Киргизии.

• Узбекской общине следует при поддержке правительства и мирового сообщества стремиться к преодолению и исправлению существующих негативных стереотипов об узбеках и узбекской общине Киргизии (например, в ходе открытого объяснения принципа организации и истории развития узбекских махаль и поощрения ознакомительных посещений таких районов). Распространение информации о самобытной истории узбекского народа как неотъемлемой части истории и общественного устройства Киргизии во многом облегчит признание важного вклада узбекской общины в развитие страны.

• Лидеры узбекской общины должны публично выступить против любых проявлений сепаратизма и насилия среди членов общины, а также, начав диалог с правительством, выдвинуть инициативы по пропаганде мирной интеграции нацменьшинств в общество в целом, включая и через изучение государственного языка. В этой связи особенную важность приобретает работа с подрастающим поколением.

• Вместе с этим, во время своих публичных выступлений и в процессе диалога с властями, лидеры узбекской общины должны занять твердую позицию в вопросе прав этнических узбеков как национального меньшинства и полноправных граждан страны, а также не стесняться напоминать правительству о его обязанности уважать и поддерживать такие права.

Мировое сообщество

Учитывая слабость государственной власти в Киргизии и огромную значимость усилий по нормализации обстановки в стране в контексте обеспечения коллективной безопасности, мировому сообществу придется немало сделать для поддержки мер, направленных на стабилизацию и мирную интеграцию общества в Киргизии. Новый раунд энергичного сотрудничества всех сил, отстаивающих успешное разрешение стоящих перед Киргизией проблем, должен быть основан на принципах взаимной ответственности и заинтересованности. Мировому сообществу следует сделать все возможное, чтобы его усилия по стабилизации обстановки в Киргизии способствовали усилению органов государственной власти и организаций гражданского общества в стране.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

• Внутри самой ОБСЕ ее Верховному комиссару по делам национальных меньшинств (ВКНМ) следует возглавить усилия по налаживанию сотрудничества с органами государственной власти и национальными меньшинствами Киргизии для разработки комплексной и всеохватывающей долгосрочной программы интеграции с использованием богатого опыта и наработок ВКНМ в этом вопросе.

• Верховному комиссару и его канцелярии следует уделить Киргизии приоритетное внимание. - ВКНМ следует сосредоточить свои усилия на фасилитации политического диалога между властями и узбекской общиной. Особое внимание при этом следует уделить вопросам восстановления лидерства в узбекской общине Киргизии; найти лидеров, способных выдвигать конкретные и реалистичные предложения по развитию своей общины в контексте политического, общественного и экономического развития Киргизии.

- С помощью средств "тихой дипломатии" Верховному комиссару следует постараться добиться того, чтобы улучшение межнациональных отношений оставалось в Киргизии первоочередной задачей, оказывая при этом решительное противодействие всем, кто призывает к таким крайностям, как изоляция национальных меньшинств с одной стороны, или сепаратизм - с другой.

- Верховному комиссару следует заручиться поддержкой основных действующих лиц: Российской Федерации, Узбекистана, Соединенных Штатов и Евросоюза - с тем, чтобы при необходимости иметь возможность оказать соответствующее политическое давление с целью направления процесса в нужное русло.

• Миссии ОБСЕ в Киргизии, включая ее региональное отделение в Оше, и Центру по предотвращению конфликтов следует оказать ВКНМ необходимую поддержку.

• Действующий председатель и Секретариат ОБСЕ должны оказать ВКНМ необходимую поддержку, а также уважать независимый статус Комиссара и, в необходимых пределах, поддерживать режим конфиденциальности в отношении предпринимаемых им усилий.

• Полицейскую консультативную миссию ОБСЕ следует усилить и сосредоточить на юге страны, а поставленную перед ней задачу переориентировать с обучения персонала на мониторинг деятельности правоохранительных органов в этом регионе.

• В случае дальнейшего ухудшения ситуации в стране и возникновения угрозы новой вспышки насилия ОБСЕ следует быть готовой к тому, чтобы развернуть в Киргизии миссию мира, которая может, при необходимости, включать и военный компонент.

• Итоговый отчет о расследовании июньских столкновений, работа над которым проводилась под эгидой Парламентской ассамблеи ОБСЕ, следует опубликовать в полном объеме с поименным указанием лиц, виновных в совершении насильственных преступлений и предоставить широкой общественности доступ к нему.

Организация Объединенных Наций

• ООН следует продолжить важную деятельность по оказанию гуманитарной помощи и по поддержке усилий по восстановлению пострадавших в ходе столкновений районов страны.

• ООН следует продолжить мониторинг проходящих в Киргизии судебных процессов и обнародовать случаи нарушения международных правовых норм.

• Центру ООН по превентивной дипломатии следует активизировать свою деятельность по международному мониторингу и раннему предупреждению о возможности назревания конфликтов. Политические усилия ООН должны быть направлены на поддержку миссии ОБСЕ.

Совету Безопасности ООН следует пристально следить за развитием ситуации в Киргизии и быть готовым при необходимости поддержать развертывание в стране превентивных операций по поддержанию мира и порядка под эгидой ОБСЕ.

• Департаменту операций ООН по поддержанию мира следует оказать техническую помощь в рамках планирования развертывания операций по поддержанию мира и порядка в случае чрезвычайных обстоятельств.

Российская Федерация

• Российская Федерация заявила о своих особых правах в области поддержания мира в Евразии. Такое заявление налагает на страну обязательства, которые ей необходимо выполнять в связи с ситуацией в Киргизии.

- России следует конструктивно подойти к сотрудничеству в рамках инициатив по усилению роли ОБСЕ (в частности, в том, что касается миссии ВКНМ), ООН и, соответственно, других действующих в Киргизии международных организаций.

- России следует совместно с ОБСЕ принять участие в планировании и развертывании операций по поддержанию мира и порядка в случае чрезвычайных обстоятельств в Киргизии, при необходимости, вместе с ОДКБ.

- России следует оказать Киргизии финансовую помощь с целью улучшения в этой стране системы образования - в частности, для подготовки двуязычных и многоязычных (русский - киргизский - узбекский) преподавателей.

США

• В содружестве с Россией Соединенным Штатам следует возглавить усилия по выработке политического подхода к киргизскому кризису. Для этого потребуется выйти за рамки интересов, связанных с будущим статусом авиабазы в Манасе, и оказать материальную помощь правоохранительным органам Киргизии.

• Соединенные Штаты должны недвусмысленно дать понять, что мировое сообщество заинтересовано в стабильной Киргизии - не в последнюю очередь в связи с усилиями по обеспечению стабильности в регионе, имеющей ключевое значение для успеха миссии Международных сил содействия безопасности в Афганистане.

• Политические и дипломатические усилия США должны быть направлены на то, чтобы побудить новое правительство Киргизии и далее рассматривать мирную интеграцию в стране в качестве первоочередной задачи, а также оказать необходимую помощь и поддержку для реализации такой программы.

• Ведущая роль США, совместно с Россией, Узбекистаном и ЕС - как в двустороннем, так и в многостороннем формате (ОБСЕ, ООН) - окажет решающее влияние на перспективы подготовки согласованного международного ответа на кризис в Киргизии, включающего планирование развертывания операций по поддержанию мира и порядка в чрезвычайной ситуации, скажем, в рамках создания для этой цели неформальной группы "Друзей Киргизии".

Европейский Союз

• Европейскому Союзу необходимо активизировать свои политические и дипломатические усилия в Киргизии, сосредоточив их на проведение превентивной дипломатии. ЕС в Центральной Азии - относительно нейтральная сила, поэтому должен уделять первоочередное внимание развитию и поддержке диалога в случае возникновения серьезной политической напряженности, одновременно с этим координируя свои действия со специализированными организациями, в частности, с офисом Верховного комиссара по делам национальных меньшинств.

• В рамках Стратегии ЕС в Центральной Азии особое внимание следует уделить оказанию Киргизии помощи в вопросах развития аграрного сектора и вопросах, связанных с трудовой миграцией, начальным и средним образованием, а также реформой судопроизводства.

Международные финансовые организации

• Международным финансовым организациям, например Всемирному банку и Азиатскому банку развития, следует убедиться в том, что их программы в Киргизии в должной степени учитывают деликатный характер межнациональных отношений и обеспечивают представителям национальных меньшинств доступ к участию и предоставляемые проектами оказания помощи блага и льготы.

• Следует выделить ресурсы на поддержку долгосрочной национальной программы интеграции, при условии ее одобрения мировым сообществом (особенно мероприятий, поддерживаемых ВКНМ).

Узбекистан

• Мировое сообщество отдает должное ответственным и эффективным действиям Узбекистана во время июньских столкновений. Дальнейшие действия Ташкента в этом направлении будут играть исключительно важную роль.

- Ташкенту следует поддержать лидирующую роль ВКНМ в Киргизии и проявить готовность к диалогу с ВКНМ по вопросам прав этнических киргизов в Узбекистане. - Ташкенту следует и дальше поддерживать интеграцию этнических узбеков в киргизское общество как граждан этой страны, приветствовать соблюдение их прав и осуждать сепаратистские настроения.

- Узбекистану с целью разрядки напряженности следует пересмотреть свою текущую пограничную политику, включая вопросы милитаризации границы между Узбекистаном и Киргизией и углубления коррупции на границе.

- Ташкенту следует оказать финансовую и техническую помощь инициативам, направленным на ускорение интеграции этнических узбеков в Киргизии, например, поддержав программы подготовки учителей из числа этнических узбеков Киргизии, включая усилия по изучению ими государственного языка страны проживания.

- Узбекистану следует принять участие в международных усилиях по планированию развертывания операций по поддержанию мира и порядка на случай возможного будущего кризиса, включая развертывание превентивных операций по поддержанию мира.

Об авторе: Нил Мелвин (Neil Melvin), кандидат наук, является директором программы "Вооруженные конфликты и урегулирование конфликтов" (Armed Conflict and Management Programme) Стокгольмского международного института исследования проблем мира. В 2001-2005 гг. занимал пост старшего советника Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, отвечал за государства Центральной Азии; имеет опыт работы в различных ведущих исследовательских институтах, включая Королевский институт международных отношений и Центр европейских исследований. Нил Мелвин - автор многочисленных опубликованных исследований в области конфликтов, особое внимание в своей работе уделяет Евразии.