Истоки нынешнего обострения ситуации внутри и вокруг мусульман - этнических осетин назвал ИА REGNUM североосетинский эксперт Игорь Дулаев.

"Здесь совпало по времени несколько факторов. Во-первых, после распада Советского Cоюза конфессиональная жизнь, и это касается не только мусульман, разворачивалась в новых условиях постсоветского государства. Это новые отношения, это новые статусы, люди выстраивали новую какую-то жизнь", - отметил Дулаев.

"Во-вторых, давайте не забывать о том, что и Первая, и Вторая чеченские войны, хотя и не носили межконфессионального характера, но все-таки в определенный момент, особенно во Второй чеченской войне, этот компонент уже был вброшен в массовое сознание. И соответственно мы говорим о том, что влияние извне, как муфтий Хаджимурат Гацалов, собственно, и говорил, тоже было", - сказал эксперт.

"И третий момент - это то, что социальные лифты, о которых говорит в том числе и премьер Владимир Путин, на Северном Кавказе чрезвычайно слабы, если можно вообще говорить об их присутствии. Поэтому молодежь, которая вступает в жизнь, стремится к справедливости, к равенству, к братству, понимает, что вокруг не все так как хорошо, как ей хотелось бы, и она начинает искать механизмы, которые бы позволили изменить сложившееся положение вещей. А этих механизмов в легальном, в правовом поле чрезвычайно мало. Естественно, что взгляды молодежи будут радикализоваться", - считает Дулаев.

О том, что эта ситуация может срезонировать с осетино-ингушским конфликтом говорить сложно, отметил эксперт.

"Если мы говорим о каких-то радикальных течениях, то эти течения возникали и возникают внутри осетинского этнического массива, это мусульмане, но это этнические осетины. Определенная настороженность по отношению к исламу у части осетин существует, и эта настороженность возникает после Беслана, а не после 1992 года (осетино-ингушского конфликта). В 1992 году конфессиональный компонент в этом межэтничском конфликте практически отсутствовал, там был этнический конфликт. Части нашего общества кажется, что все наши беды приходят от других народов, и убийство поэта Шамиля Джигкаева (Джикаева) это показало - первая версия, которая возникла, была связана именно с "ингушским следом"... Насколько это соотносится с действительностью, говорить сложно", - заключил Дулаев.