Выступление президента Армении Сержа Саргсяна относительно продолжения диалога с оппозиционным Армянским Национальным Конгрессом (АНК) и формата этого диалога было ожидаемым, но в то же время содержало несколько неожиданных мессиджей.

Во-первых, выяснилось, что диалог был начат не по требованию АНК или "вследствие давления внешних сил", а по инициативе самих властей. А это означает, что именно власть является главным сторонником его продолжения. Во-вторых, вопреки ожиданиям, что президент категорически отвергнет требование о внеочередных выборах, этого не произошло. В принципе, даже указанный вопрос может оставаться в повестке переговоров, но вести их, согласно позиции президента, следует со спикером парламента Овиком Абрамяном (отсюда ясно, что речь идет о парламентских выборах, но отнюдь не президентских, как того желал АНК). Откликнулся президент и на намерение Конгресса продолжать диалог в формате специально сформированных "команд" переговорщиков, отметив, что "представители коалиционных партий могут сесть за стол обсуждений". Кстати, этот пункт, кажется, был не совсем понят представителями ряда политических сил, посчитавших, что президент отверг саму идею формирования "переговорных групп". Текст выступления свидетельствует об обратном.

С формальной точки зрения выступление Сержа Саргсяна выглядит безупречно, и это сразу стало ясно для оппозиции. АНК заявил, что обсудит выступление главы государства в своих территориальных организациях, и лишь после этого даст ответ. Это означает, что АНК берет паузу для оценки и обдумывания своих ответных шагов. При этом положение, в котором очутился Конгресс, выглядит достаточно проблематичным. Очевидно, что отказаться от диалога будет крайне затруднительно - нет очевидных и внятных оснований. Согласие же будет означать, что возглавляемая экс-президентом Левоном Тер-Петросяном политическая сила на данном этапе полностью отдает инициативу властям и впредь не может ничего "диктовать", но способна лишь "предлагать" и "ставить вопросы", окончательное решение которых от нее не зависит.

Но в выступлении, по сути своей многослойном, просматривается и куда более существенный нюанс. Президент называет конкретных высокопоставленных государственных деятелей и чиновников (премьер-министр, спикер парламента, руководитель администрации главы государства), с которыми АНК, в случае согласия обсуждать насущные для страны вопросы внутренней и внешней повестки, может вести разговор, указывает, что в переговорах могут принять участие и представители не только ведущей Республиканской партии Армении (РПА), но и других входящих в правящую коалицию сил - партий "Процветающая Армения" и "Оринац Еркир". И, таким образом, Серж Саргсян уравнивает "политический вес" всех действующих в стране сил, - при том, что они всегда считались принадлежащими к очень разным "весовым категориям". При этом уравнивает, мягко "корректируя" куда более жесткие подходы к диалогу, которые демонстрировали все последнее время высокопоставленные представители РПА.

Подобный подход может обещать нетривиальные продолжения ведущейся "шахматной партии". Поскольку теперь уже совершенно очевидно, что никаких досрочных выборов не будет, то главной задачей власти и оппозиции становится подготовка к предстоящим грядущей весной выборам Национального Собрания республики. "Уравнительный" подход, продемонстрированный главой государства, может означать, что Серж Саргсян в основном уже сформировал собственное представление о конфигурации сил и "политической палитре" парламента нового созыва. И эта палитра должна быть по-возможности более пестрой. Вряд ли, конечно, оппозиция в любом составе и в любом раскладе получит столько мест, чтобы получить возможность диктовать те или иные решения или, скажем, начать процедуру импичмента президента. Однако пролонгация монопольного положения РПК также сомнительна. Не исключено, что в этом смысле РПА, как и "Процветающая Армения", станет в определенной мере "жертвой" диалога власти с оппозицией. Что позитивно скажется на авторитете и имидже самого Сержа Саргсяна незадолго до уже президентских выборов 2013 года, поскольку позволит "оздоровить" депутатский корпус, отказавшись от наиболее одиозных, "авторитетных" фигур, представляющих в Нацсобрании республиканцев. К тому же это вполне укладывается в парадигму заявленного "коренного реформирования всех сторон общественно-политической жизни страны, борьбы с коррупцией, беззакониями" и т.п.

Возможно, своим выступлением президент дал старт очередной избирательной кампании. Произошло это несколько раньше ожидаемого, но момент для выступления, разумеется, был выбран совсем не случайно. 22 июня, как уже сообщалось, Серж Саргсян должен выступить на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), а 25 июня - встретиться в Казани с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым, с которым под эгидой российского лидера Дмитрия Медведева, обсудит последние посреднические предложения по карабахскому урегулированию. Выступление, насыщенное духом конструктивизма и толерантности, укрепляет позиции армянского лидера на международной арене, расширяет "коридор возможностей" в ходе казанских переговоров, не обещающих быть легкими. И, заметим, данное обстоятельство, отмечаемое некоторыми авторитетными местными экспертами, оценивается ими весьма позитивно - как укрепление позиций Армении. Поэтому очень вероятно, что АНК не станет спешить со своим ответом. Скорее всего, он будет дан в выступлении Левона Тер-Петросяна на запланированном на 30 июня очередном митинге Конгресса.