Политика: "Административно-территориальная реформа без учета позиции венгров будет означать разрыв правящей коалиции". Венгерский вопрос: "Не проходит и года, чтобы румынские политики не пугали старух из глубинок угрозами будто венгры хотят наложить лапу на святую Трансильванию". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Германия, хотя и не входящая в "формат", берет на себя роль первой скрипки в партитуре написанной в Москве". Бессарабский вопрос: "Московские агенты, прятавшиеся в кустах, повыскакивали наружу и хотят наложить когтистую лапу на вторую румынскую столицу".

Политика: "Административно-территориальная реформа без учета позиции венгров будет означать разрыв правящей коалиции"

Президент Румынии Траян Бэсеску предложил разделить страну на восемь административно-территориальных единиц, взамен деления на 41 уезд, действующего на данный момент, пишет Mediafax. По его словам, действующая система осталась в наследство от коммунистических властей, учредивших ее в 1968 году и более не отвечает современным требованиям. 41 уезд по мнению президента создают широкое поле для развития коррупции и препятствия для абсорбции европейских финансовых фондов. "Не происходит рациональное развитие Румынии в таких малых административных единицах, а способ использования европейских денег по столь малым проектам внутри уездов является ничем иным, как их неэффективным использованием. Прокладываются канализации и строятся очистные станции вместо того, чтобы прокладывать магистральные трубопроводы через три уезда к одной большой очистной станции, не говоря уже об уездных дорожных системах, которые, просто-напросто, сломаны. Есть еще одна причина упразднить 41 уезд и реорганизовать его в 8 больших или 7 уездов плюс муниципий Бухарест с зоной уезда Илфов, - отвечающая регионам экономического развития, согласованным с Евросоюзом: массивное сокращение бюрократии и деконцентрация институтов власти. У нас 41 инспекторат полиции вместо 7 или 8, у нас 41 управление сельского хозяйства, 41 управление здравоохранения, 41 управление общественных финансов и так далее, и в каждом можно насчитать сотни чиновников, которые отравляют жизнь населения и мэров на уровне уездов", - сказал Траян Бэсеску.

При этом президент Румынии Траян Бэсеску хочет провести административно-территориальную реформу в стране до всеобщих местных выборов, запланированных на 2012 год, продолжает Mediafax. "Что я предлагаю политическим партиям - это дойти до стадии внедрения новой территориальной организации до 2012 года", - сказал он, отметив, что уже подготовлено исследование, согласно которому подобный переход возможно осуществить. "До июня 2012 года можно провести всё необходимое, чтобы выборы были легитимны, создать более гибкую и эффективную администрацию, подразумевая, что другие процессы последуют позднее", - добавил глава государства.

Премьер-министр Румынии Эмиль Бок предлагает отказаться в административно-территориальном делении страны от уездов в пользу воеводств, пишет Cotidianul. По его словам, от президента Траяна Бэсеску около месяца назад получено указание завершить разработку проекта о делении Румынии на регионы. В случае, если Румыния действительно откажется от уездов в пользу регионов или других единиц, Еврокомиссия готова в течение нескольких лет выделить существенные суммы на инфраструктурные проекты по обеспечению канализацией и дорогами, отмечает издание.

В то же время Gandul приводит комментарий Еврокомиссии, из которого следует, что ЕК не видит смысла в укрупнении административно-территориальных единиц в Румынии для более эффективного использования фондов ЕС. Как заявили в генеральном управлении региональной политики Еврокомиссии, комментируя соответствующие инициативы президента Румынии Траяна Бэсеску, низкая степень привлечения фондовых средств связана вовсе не с тем, что в Румынии территории уездов малы. Там также опровергли заявления о том, что в более крупные административные единицы Еврокомиссия вкладывает больше средств. Более того, Брюссель фактически опроверг утверждения, что без изменения административно-территориального деления после 2013 года Румыния не получит средств на региональное развитие. Согласно официально ответу генерального управления, средства в рамках действующей программы развития рассчитаны на действующую административную систему и производить в ней какие-либо изменения возможно лишь при координации этого решения с ЕС. Таким образом, Румыния может лишиться средств, выделяемых регионам, если в спешке проведет территориальную реорганизацию, отмечает издание.

В то же время переговоры по административно-территориальной реорганизации страны провалились и в рамках правящей коалиции Румынии, сообщает Realitatea. Пропрезидентские либерал-демократы и Демократический союз венгров не смогли придти к консенсусу относительно выделения в отдельный административный регион территории, населенной секуями. Венгры передали пропрезидентским силам свой проект административной реформы, предусматривающий разделение страны не на восемь крупных единиц, а на 16 регионов. При этом Секуйский край, состоящий из уездов Харгита, Ковасна и Муреш, выделен в отдельную единицу. "Я сказал, что мы не согласны и не поддержим вариант из восьми уездов. Мы поддерживаем вариант, который мы подали в парламент и это будет наша позиция и в дальнейшем", - сказал лидер депутатской группы Демсоюза Андраш Мате. Его поддержал и лидер Демократического союза венгров Келемен Хунор, заявивший, что если либерал-демократы не откажутся от своих притязаний, то венгры покинут правящую коалицию, а пропрезидентские силы в таком случае лишатся большинства.

Правящая коалиция Румынии может распасться в случае, если пропрезидентская ЛДП продолжит лоббирование своего проекта административно-территориальной реформы, пишет Cotidianul. Как заявил депутат от Демократического союза венгров Дьердь Эдлер, возглавляющий постоянную комиссию по публичному управлению, если правительство примет на себя ответственность по проекту (процедура, согласно которой законопроект считается принятым автоматически, если парламент в течение трех дней не выдвигает вотум недоверия правительству - прим. ИА REGNUM), то партия венгров проголосует за его отставку, поскольку не согласна с предложенной схемой разделения страны на восемь регионов. "Я не могу принять такую реформу. Это означает, что я не поддержу этот проект", - сказал он, выразив уверенность, что аналогичного мнения придерживаются и остальные депутаты и сенаторы Демсоюза. В ДСВР заявляют о твердом намерении проголосовать за вотум недоверия правительству в случае принятия им данного проекта. "Но я думаю, что наш партнер по коалиции хочет, чтобы дела шли хорошо и тогда, уверен, последуют переговоры, на которых будет найдено компромиссное решение", - добавил депутат. Аналогичное мнение высказал лидер парламентской группы Демократического союза венгров Андраш-Левенте Мате, заявивший, что предложение ЛДП в сегодняшнем виде неприемлемо, а его принятие без учета позиции венгров будет означать разрыв коалиции.

По данным Mediafax, в итоге правящая в Румынии Либерально-демократическая партия после ультиматума союзников по коалиции отказалась от идеи принятия правительством ответственности за закон. Тем не менее, венгры Румынии уже готовы выйти на акции протеста. Как постановил Национальный совет секуев, являющийся неформальным руководящим органом уездов Харгита, Ковасна и Муреш, проект административной реорганизации Румынии антидемократичен и не учитывает пожелания местного населения, противоречит международным обязательствам страны и не соответствует воле и интересам секуев. "Все жители и все местные органы власти Секуйского края должны протестовать и даже готовиться к акциям гражданского неповиновения, уличным акциям, заставляя правительство Румынии понять - подобное нельзя делать с Секуйским краем", - говорится в обращении Национального совета секуев к народу а также к дипломатическим миссиям. Как заявил лидер Национального совета Ижак Балаж, под акциями гражданского неповиновения необходимо понимать отказ платить налоги, блокирование дорог и "другие формы мирного протеста".

Венгерский вопрос: "Не проходит и года, чтобы румынские политики не пугали старух из глубинок угрозами будто венгры хотят наложить лапу на святую Трансильванию"

Венгры хотят территориальной автономии, и поскольку не получают её добровольно от румын, то пытаются её отхватить через Брюссель, пишет Romania Libera. Открытие представительства в Брюсселе символически названного Представительством Секуйского края, посредством которого жители уездов Ковасна и Харгита смогут быстро и легко получить доступ к европейским фондам, вновь взбудоражил страхи на румынской земле. С 1919 года румынская политическая элита регулярно проявляет чувство страха от идеи потери Трансильвании, от влияния Будапешта на эту провинцию, от способности румынских венгров разрекламировать себя за пределами страны. Бюро Секуйского края в Брюсселе, открытие которого и последующее обсуждение состоялось благодаря усилиям пастора Ласло Токеша, вовсе не является ни "бесцельной и бесполезной провокацией для ЕС", как считает бывший министр иностранных дел Кристиан Дьяконеску, ни "беспрецедентной атакой на суверенитет и территориальную целостность Румынии", как заявляет евродепутат от Либеральной партии Рамона Мэнеску, а скорее явлется решением двойного характера: практическим и эмоциональным. Ласло Токеш подобным новшеством пытается привлечь на свою сторону венгров Трансильвании, показывая им, что можно получить выгоду не только стоя с протянутой рукой в ​​Бухаресте, как это делает Демсоюз венгров Румынии (ДСВР), но проложив пути внутри учреждений в Брюсселе. На следующих выборах Токеш желает восседать во главе нового формирования, Народной партии венгров Трансильвании, которая будет конкурировать с ДСВР.

Ласло Токеш раскладывает перед трансильванскими венграми новую карту возможностей, возносящуюся над двумя центрами власти, Бухарестом и Будапештом, от которых венгры ожидали жестов в свою сторону, продолжает Romania Libera. Брюссельское бюро Секуйского края разместилось в Доме венгерских регионов скорее из экономических, а не политических соображений, но это нахождение под опекой Будапешта разбудило у румын чувства страха, фрустрации и тревоги. Министр иностранных дел Румынии Теодор Баконски выразил от имени правительства наш традиционный страх перед Венгрией, как будто Будапешт и вправду может захватить кусок Трансильвании. Лидеры СДП и НЛП собираются "принимать меры" в отношении намерений автономистских венгров в румынском парламенте, но ни они, ни министр иностранных дел не знают, каким именно образом представительство Секуйского края нарушает целостность страны.

У Траяна Бэсеску также "плохое мнение" на этот счёт, но он признает, что это действие "без политических последствий", будучи лишь "элементом презрения к Конституции и румынам", пишет Romania Libera. Такая чувствительность румынских лидеров к идеям секуев, желающих таким образом принести побольше денег в бюджет уездов Харгита и Ковасна, которые терпели пренебрежение Бухареста в течение многих лет, отчётливо показывает тот факт, что политическая элита в Бухаресте так и остается заложницей устаревших стереотипов и предрассудков, пережитых исторически. Кроме того, преувеличенная реактивность румынских политиков на скрытую опасность, может быть интерпретирована как отсутствие должного уровня безопасности: большое государство, часть ЕС и НАТО, напуганное соседом с имперской историей.

В Румынии все-таки есть настойчивые и упорные политики, пишет Gandul. Речь идёт о тех, кто говорит: "Должно быть так - Ковасна, Харгита и Муреш" (8 июня глава ДСВР Келемен Хунор в интервью румынскому изданию Gandul заявил, что в рамках административной реорганизации страны в единый регион развития Секуйского края должны войти три уезда Ковасна, Харгита и Муреш). Это "должно" - звучит категорично и глубоко неевропейски, как ультиматум. Лидеры ДСВР поняли, что имеют дело с лабильным партнёром по правящей коалиции, готовым торговаться чтобы остаться у власти, и поэтому прессуют с целью реализации своей истинной одержимости: Секуйский край, созданный исключительно по этническому признаку.

Вы можете удивиться, почему ДСВР не хочет более расширенного края, включающего также Брашов, Алба, Сибиу, и называющегося Центральным регионом (по предложению президента Траяна Бэсеску в рамках реорганизации Румынии должны образоваться 8 регионов, этому варианту противится ДСВР, в свою очередь предлагая 16 регионов - прим. ИА REGNUM)? - продолжает Gandul. Очень просто. Не только потому, что это приведет к изменению этнического состава края, но исчезнет и абсолютная политическая монополия ДСВР в этой зоне. Подумайте, областной совет, где у ДСВР не будет более 90 процентов, и где он не сможет в полной мере властвовать. Новая карта Румынии в настоящее время является объектом политического торга между Бэсеску и ДСВР. Вполне вероятно, что правительство возьмёт на себя ответственность перед парламентом и за этот законопроект. Избегание же публичных и парламентских дебатов и взятие полной ответственности за все важные законы является четким признаком высокомерия и презрения к каждому, будь то румын или венгр.

О том, как сильно изменился политический класс в Румынии с 1990 года до сегодняшнего дня можно судить исходя из того факта, что за последние 21 год не было предвыборной кампании, в которой не обсуждалась бы угроза отнятия у нас венграми Трансильвании, пишет Evenimentul Zilei. Официально, Румыния борется за отмену границы с Венгрией, через несколько лет у нас будет общая валюта и, согласно европейским нормам, венгерские граждане смогут покупать трансильванские земли без каких-либо ограничений. А румыны смогут переселиться на венгерские степи - если захотят, конечно. И все же, не проходит и года, чтобы румынские политики не пугали старух из глубинок угрозами будто "хортиевцы" (Хорти фон Надьбаньяи Миклош - фашистский диктатор Венгрии в 1920 - 1944 гг., контр-адмирал (1918) - прим. ИА REGNUM) хотят наложить свою лапу на святую Трансильванию. На сегодняшний день, во главе тех, кто борется с пастором Токешем, находится партия "либерального" толка, которая, по идее, должна выступать против тирании большинства и за поощрение прав меньшинств. На самом деле, в чём проблема с Секуйским краем и зачем румынские политики хотят разместить уезды Харгита и Ковасна вместе с уездами Алба, Брашов и Сибиу? Неужто, чтобы венгерское меньшинство не группировалось и не обладало большинством ни в одном из регионов развития? Ссылаясь на венгерскую угрозу, Румыния организовала регионы развития по политическим критериям, не пытаясь воссоздать исторические зоны. Это прискорбное сочетание уездов с различными интересами, вынужденных группироваться вместе в одной области развития, является одной из многочисленных причин слабого освоения фондов ЕС. Реальность такова, что "Секуйский край" всегда будет существовать в сознании венгров, сколько бы политики из Бухаресте не стремились стереть это название. Даже режим силы, как, например, Франко в Испании, не смог в течение почти 40 лет сурового угнетения уничтожить культурную самобытность каталонцев и жителей Страны Басков. Наоборот, в демократическом Европейском союзе государства осознали, что меньшинства представляют собой выигрыш. Вовсе не пастор Токеш, "Секуйский край" представляют собой угрозу для конституции Румынии. Гораздо более опасным фактором являются посредственные и глупые политики, которые после 21 года в политике иначе как раздувая опасность венгерского шовинизма не в состоянии мобилизовать избирателей. И это ответственность избирателей, если они продолжают избирать по тем же критериям, что и в мае 1990 года: голод и страх.

Складывается впечатление, что сегодня кое-кто, находясь по соседству с нами, превращают в миф собственную историю, пишет Dilema Veche. В таком ключе следует рассматривать повесть под названием "Секуйский край". Начиная с первого посткоммунистического десятилетия в Румынии и в дальнейшем румынские правые партии содействовали проведению космополитического, "европейского" и политически корректного дискурса, в то время как правые партии в Венгрии развились, к несчастью, в сторону мстительного и ревизионистского национализма.

В Румынии умеренные правые партии, как и единственный истинно правый президент (Эмиль Константинеску), способствовали продвижению мультикультурализма, достижению конкордии и этнической разрядке, в то время как румынские левые, от СДП до "Великой Румынии", были националистическими, боящимися венгров и настроенными декларативно на объединение с Республикой Молдова, продолжает Dilema Veche. Таков румынский парадокс 90-х годов: правые партии были спокойными в отношении Трансильвании и рациональными в отношении Бессарабии - в то время как румынские посткоммунистические левые жонглировали национализмами, по большей части риторически.

В то же время, в Венгрии ситуация развивалась гораздо более четко и быстро: левые усмирили этноцентрические страсти, а правые их раскалили, пишет Dilema Veche. Премьер-министр Виктор Орбан сегодня придерживается идей абсолютно созвучных (но, конечно, направленных в обратную сторону) с румынским национализмом (лево-посткоммунистическим) 90-х годов. А партия Jobbik, в настоящее время находящаяся у власти, явно несовместима с действующим договором между Будапештом и Бухарестом. То, как ее лидеры фантазируют на тему Трианона (по Трианонскому договору 1920 года со странами-победительницами в Первой мировой войне Венгрия уступила Трансильванию Румынии, потеряв таким образом 2/3 территории и населения - прим. ИА REGNUM), категорически, не совсем полезно для проекта ЕС, частью которого являются Венгрия и Румыния. Когда лидер Jobbik Габор Вона говорит, что "Трианон является синонимом попытки ликвидировать венгерскую нацию" или, что "эпоха Хорти высвободила положительные энергии" венгров... румынские граждане чувствуют неловкость. Когда Ласло Токеш предлагает (в 2010 году) модель Косово для секуев, то его слова вряд ли находятся в соответствии с принципами Европейского союза. Когда сумасшедший с румынским гражданством и венгерской этнической принадлежностью вешает (символически) Аврама Янку (Аврам Янку - лидер румынского национального движения в Трансильвании, в 1848 возглавил восстание румын против революционной Венгрии. В ходе празднования венгерского Дня революции 15 марта 2011 года чиновник из уезда Харгита Ксиби Барна символически "повесил" куклу Аврама Янку - прим. ИА REGNUM) - чего он ожидает?

Когда министр иностранных дел Румынии вызывает для разъяснения посла Венгрии, прося его объяснить, как так произошло, что "представительство Секуйского Края" нашло приют именно в доме венгерских регионов в Брюсселе, то с сожалением можно отметить, что речь идёт об исключительном случае между странами ЕС, продолжает Dilema Veche. Если бы представители французского Эльзаса высокомерно бежали бы в европейский дом немецкого государства, то произошёл бы международный скандал. Венгерские радикалы сегодня пытаются привлечь молодых людей из Трансильвании к вполне определённым действиям, параллельно описывая Венгрию, как праведника "современных" европейских ценностей. Правительство Орбана молчит. То же самое делает шантажируемое правительство Бока. Экзальтированное духовенство требует изъятия трансильванских (венгерских) церковных архивов из румынского Национального архива. "Секуйское представительство" звучит как чистой воды провокация. На данный момент более чем уместно, чтобы кое-кто из венгерского министерства иностранных дел серьёзнее подумал над теми жестами, которые он поощряет. Либо все риски придётся брать на себя, подводит итог издание.

А между тем в Венгрии начат сбор подписей в поддержку пересмотра положений Трианонского договора, передавшего Румынии территорию Трансильвании, сообщает Realitatea. Инициаторами сбора подписей стало запрещенное боевое крыло националистической партии Jobbik - Венгерская национальная гвардия. Как заявил лидер гвардии Йожеф Инанчи, выступая в Трианонском дворце в Версале на съезде Всемирной федерации венгров, в стране начат сбор подписей в поддержку референдума об отказе Будапешта от некоторых положений Трианонского договора, зафиксировавшего условия мира по итогам Первой мировой войны с поверженной Австро-Венгрией. "Мы понимаем, что границы не могут быть изменены одним росчерком пера, но есть множество проблем, которые должны быть решены", - сказал он. Лидера Национальной гвардии поддержал и президент федерации Миклош Патрубань, по словам которого, "в Европе не будет мира и стабильности до тех пор, пока не восторжествует справедливость в отношении Венгрии".

Справка ИА REGNUM: Сегодня в Румынии проживает около 1,5 млн венгров, что составляет около 6,6% населения страны. Основная часть венгерского меньшинства проживает на территории Трансильвании и имеет самоназвание "секуи". 5 сентября 2009 года прошедший в городе Одорхейул Секуеск съезд представителей местных органов власти Секуйского края провозгласил создание Секуйской автономии, в которую вошла большая часть территории уездов Ковасна, Муреш и Харгита. На съезде были утверждены гимн, флаг, герб и административная карта новообразованной Секуйской автономии. 12 марта 2010 года в городе Сфынту Георге состоялся второй съезд мэров и советников Секуйского края. Главным решением участников съезда стало придание венгерскому языку официального статуса на региональном уровне. Со своей стороны центральные органы власти Румынии не признали законности решений обоих съездов. В самой Венгрии в 2010 году было принято и вступило в силу 1 января 2011 года новое законодательство о предоставлении второго венгерского гражданства представителям диаспоры, которое предоставляет им те же избирательные права, что и гражданам в самой Венгрии. Аналогичные права предоставляет и второе гражданство, которое раздает Румыния. Документы на получение венгерского гражданства, по информации Будапешта, уже подали тысячи граждан Румынии. В конце мая 2011 года группа румынских европарламентариев от Демократического союза венгров Румынии во главе с вице-председателем Европарламента, одним из лидеров трансильванских венгров Ласло Токешем открыла в Брюсселе представительства Секуйского края при Европейском парламенте. В связи с этим МИД Румынии распространил заявление, в котором выражает сожаление в связи с "учреждением некоего "представительства" так называемой административно-территориальной единицы" Румынии, которая не существует и не имеет под собой ни конституционных, ни законных оснований".

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Германия, хотя и не входящая в "формат", берет на себя роль первой скрипки в партитуре написанной в Москве"

Международные переговоры по приднестровскому конфликту возобновятся 21 июня, после пяти лет перерыва и через год после меморандума Медведев-Меркель (в июне 2010 года президентом России Дмитрием Медведевым и канцлером Германии Ангелой Меркель был подписан Меморандум о создании комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, который призван заниматься в том числе урегулированием молдавско-приднестровского конфликта - прим. ИА REGNUM), предполагающего выход из политико-дипломатического тупика, пишет Inforusia. Любые переговоры приветствуются и, конечно, они предпочтительнее отсутствия диалога или конфронтации, но новый раунд переговоров в Москве в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) не внушает Кишинёву оснований для оптимизма. Новым элементом стало привлечение Германии в качестве некоего посредника, действующего по договорённости и в согласованности с Москвой. Теоретически, было бы хорошо, если бы для упрощения картины "стороны" распределились бы симметрично: Кишинев поддерживается Берлином, а Тирасполь Москвой. Но, Берлин, в соответствии с распространенным в некоторых кругах неофициальным документом, придерживается позиции удивительно близкой к похороненному "плану Козака", который в своё время, отвергло даже бывшее коммунистическое правительство Кишинева. Есть, по крайней мере, четыре пункта в немецком сценарии, которые приведут к безоговорочной капитуляции Республики Молдова: 1. Увековечение находящихся на территории республики российских войск 2. Легитимизация сепаратистской власти Тирасполя 3. "Федерализация", а на самом деле раскол государства со столицей в Кишиневе 4. Аннулирование перспектив европейской интеграции Республики Молдова. Четыре смертельных пункта, которые могут возыметь летальный исход для независимости, суверенитета, территориальной целостности и европейских устремлений молодого государства, в течение двух десятилетий пытающегося самостоятельно позиционироваться на карте мира.

Странным является внезапный интерес Германии к этой части Европы, продолжает Inforusia. Берлин не имеет четкого мандата от Европейского союза для ведения переговоров по приднестровскому конфликту от его имени, и официальный Кишинев также не уполномочивал его, по крайней мере, публично, делать это (в начале июня Владимир Филат публично, в интервью польским журналистам призвал Германию и Францию присоединиться к переговорам в формате "5+2" - прим. ИА REGNUM). Германия взяла на себя неясную роль, в результате чего возникают всевозможные спекуляции, обнажающие направленность восточной политики Берлина ​​на "новый курс", приближенный к Москве, и более дифференцированный от Брюсселя (который на самом деле не имеет четко заявленной позиции относительно того, что происходит за Прутом). И не менее неоднозначное отношение Вашингтона к действиям Германии лишь увеличивает неопределенность. Кишинев, больше чем когда-либо, находится в уязвимом положении на предстоящих переговорах в Москве, где США и ЕС - ОБСЕ имеют немую роль, а Германия, хотя и не входящая в "формат", берет на себя роль первой скрипки в партитуре написанной в Москве или вместе с ней. Надежд остаётся всё меньше, и шансы на разумное решение сведены к минимуму, подводит итог издание.

Бессарабский вопрос: "Московские агенты, прятавшиеся в кустах, повыскакивали наружу и хотят наложить когтистую лапу на вторую румынскую столицу"

Бессарабцы являются заложниками России, несмотря на то, что Россия находится за тысячи километров от них, пишет Curentul. Москва хорошо поработала в последнее время, чтобы восстановить территории, упущенные из-под своего контроля два года назад, в апреле 2009 года, когда на улицах Кишинева взорвалась энергия нового поколения антикоммунистов. Московские агенты, сперва прятавшиеся в кустах, теперь повыскакивали наружу, пользуясь предвыборными играми в демократию, которую они сами на самом деле ни во что не ставят. В это воскресенье (19 июня в Кишиневе состоялся второй тур выборов мэра, в котором, после подсчета ЦИК Молдавиии 100% голосов, либерал Дорин Киртоакэ победил коммуниста Игоря Додона - прим. ИА REGNUM) русскоговорящие коммунисты попытаются совершить атаку на выборах в Кишиневе - второй румынской столице. На этих выборах коммунисты могут нанести двойной удар: во-первых, осквернить святое воскресенье, а затем снова наложить когтистую лапу на Бессарабию.

Эти выборы будут иметь первостепенное значение для будущего румынской Бессарабии, пока ещё по-сталински называемой Республика Молдова, продолжает Curentul. Этот избирательный процесс в Кишиневе выходит далеко за рамки местной политики. В результате поляризации электората определились два лидера - Игорь Додон и Дорин Киртоакэ. Голосование является однозначно (гео)политическим - между Востоком и Западом, между евроатлантическим, румынским вариантом и русским, евразийским. Шансы равны, но коммунисты вернулись на свои позиции при поддержке России, пытаясь сорвать большой куш - вторую румынскую столицу.

Дорин Киртоакэ, со своими хорошими и плохими сторонами, все же является представителем нового поколения политиков и частью - по семейной линии - героической борьбы за Румынию, пишет Curentul. Киртоакэ является племянник великого борца за румынизацию Георге Гимпу (Георге Гимпу - дядя мэра Кишинева Дорина Киртоакэ и брат лидера Либеральной партии Михая Гимпу, был приговорен в 1972 году к шести годам лишения свободы за антисоветскую деятельность - прим. ИА REGNUM), которого русские убили по "классическому" сценарию. Драма Георге Гимпу иллюстрирует общую драму всей Бессарабии, преданной коммунистами и румынскими сотрудниками спецслужб и разграбленной и униженной коммунистами и русскими и русскоговорящими кэгэбэшниками. Племянник Киртоакэ пошёл по стопам своего дяди, чьим посмертным посланием было: "Нас спасёт только возврат к романизации и реализация воссоединения румынского народа". Так в 28 лет он стал мэром Кишинева. И сейчас шансы Киртоакэ на выборах значительны, несмотря на смешанный характер Альянса за европейскую интеграцию, резко вознесшегося во власть в результате жертв молодых людей, вышедших на улицы в апреле 2009 года для борьбы с коммунистами и против фальсификации выборов. В действительности же АЕИ представляет собой своего рода инкубатор для дельцов типа премьера Филата и любимого ученика Владимира Воронина и.о. "президента" Мариана Лупу, и все вместе они выращены в широком подоле КГБ.

Кандидат от коммунистов Игорь Додон - министр экономики во времена сказочно обогатившегося клана Воронина, продолжает Curentul. При двух последующих правительствах, Гречаной и Тарлева, он доказал, что умеет администрировать хозяйство клана Воронина, самых богатых капиталистов - коммунистов. Умело спекулируя на советской ностальгии, бесстыдный клан Воронина высосал кровь страны, манипулируя массами. Даже в самом начале нынешней местной избирательной кампании Додон начал активно продвигать теорию молдовенизма, придуманную Кремлём ещё во время диктатуры Сталина, адепты которой утверждают, что молдаване, как этническая идентичность, не являются румынами. Реанимирование и разжигание проблемы этнической идентификации в Республике Молдова - это классический русский маневр по искусственному разделению румынского населения Республики Молдова на два лагеря, молдаван и румын, которых сталкивают и истощают под знаменем сталинской теорий молдовенизма. Русские круги, продвигающие молдовенизм в Молдавии, - те же, которые хотят и федерализации страны по плану Примакова-Козака, чтобы фактически подчинить Кишинев Тирасполю. Таким образом, ставка на этих выборах не только политическая, но и геополитическая, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи.

В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существовала на кириллице с момента своего появления в XVI веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.