Совет Центристской партии Эстонии, в минувшие выходные выдвинул кандидатом на пост президента Эстонии бывшего канцлера МИД, а ныне депутата Европейского парламента Индрека Таранда, известного экстремистскими акциями и русофобскими выходками. С инициативой о выдвижении Индрека Таранда кандидатом на должность президента Эстонии выступил мэр города Таллина, председатель Центристской партии Эстонии Эдгар Сависаар. Примечательно, что Индрек Таранд не является членом Центристской партии и переговоры об участии в президентской гонке проводил с Тарандом лично Эдгар Сависаар.

Выдвижение Индрека Таранда кандидатом на должность президента Эстонии от Центристской партии приобрело скандальный характер в связи с тем, что Индрек Таранд известен своими экстремистскими нацистскими взглядами, а Центристская партия Эстонии и ее лидер - мэр Таллина Эдгар Сависаар позиционируются как пророссийские политические элементы и пользуется политической и административной поддержкой видных российских государственных деятелей: Константина Косачева, Валентины Матвиенко, Владимира Якунина, Сергея Степашина, Аллы Маниловой и правящей партии "Единая Россия" во главе с Борисом Грызловым.

Напомним, что правом выдвижения кандидатов на должность президента обладают политические партии Эстонии. Президент Эстонии избирается не всенародным голосованием, а парламентом. В случае, если ни один из кандидатов не сможет получить поддержку двух третей членов эстонского парламента, президента избирает собрание выборщиков, в котором, кроме депутатов парламента, принимают участие представители всех самоуправлений Эстонии.

Бывший канцлер МИД Эстонии Индрек Таранд принадлежит к влиятельному семейному политическому клану Тарандов: его отец - бывший премьер-министр Эстонии Андрес Таранд, ныне видный деятель Социал-демократической партии, брат - Каарель Таранд - главный редактор влиятельной националистической газеты "Sirp". Члены семейного политического клана Тарандов отличаются обостренными русофобскими и националистическими взглядами. Так, например, отец Индрека - депутат парламента Андрес Таранд в свое время представил запрос о правомочности награждения патриарха Московского и всея Руси Алексия II эстонским орденом "Крест Маарьямаа" I степени, в котором указывал, что пресса писала о причастности патриарха к деятельности КГБ. Преемственность Индрека Таранда семейным традициям особо отметил и лидер центристов Эдгар Саависар: "Мы знаем, чего от него можно ждать и чего - нет. Народ знает его отца Андреса Таранда, знает его мать Мари Таранд и знает его брата Каарела Таранда. Мы все знаем его бабушку Линду Вийдинг".

Примечательно, что в этом ряду лидер дружественной России партии не отметил дядю Индрека Таранда по матери - сына Линды Вийдинг, классика эстонской поэзии Юхана Вийдинга, который покончил жизнь самоубийством в феврале 1995 года. В поэтическом завещании Вийдинга - его герой Йохан, гулял в 1995 году "в центре Таллина и увидел на каменной стене предвыборную листовку, на которой значилось: "Эстония - для эстонцев"... "буквально через долю секунды он почувствовал, что надо паковать чемоданы, если еще успеет, и бежать. А в следующий момент он вспомнил, что сам принадлежит к нации, которая говорит на том же языке, на каком написаны и плакат на стене, и это письмо. Потом Йохан засомневался, принадлежит ли он все-таки к той нации, к которой до сих пор считал себя принадлежащим". Наоборот, лидер эстонских центристов особо отметил, что кандидат в президенты Эстонии от дружественной России партии является идеологическим воспитанником эстонских национал-радикалов: "карьера самого Индрека Таранда на общественной службе была тесно связана с ядром IRL (Союз Отечества) и Мартом Лааром лично", - сказал Сависаар.

Общественная служба Индрека Таранда началась в 1993 году, когда он стал представителем правительства Эстонии в Нарве, а также советником тогдашнего премьер-министра Марта Лаара. Таранд заявлял прессе, что сам он свою должность называл "губернатор мятежного края", - в этом русскоязычном регионе в то время существовали сильные автономистские настроения, подавленные в результате деятельности Таранда и представителей спецслужб. Говоря о методах своей деятельности по "подавлению мятежа", Таранд отмечал, что "на безопасность государства хорошо повлияло регулирование лояльности нарвитян через рабочие отношения. Руководителями предприятий или крупных частных предприятий стали люди, у которых все в порядке с национальным чувством и у которых достаточно сил, чтобы охладить на этих предприятиях чересчур дружеские чувства к Москве". Стоит отметить, что эти методы активно используются эстонскими спецслужбами для подавления инакомыслия и сегодня.

Позднее Таранд поступил на работу в Министерство иностранных дел на должность канцлера и работал там до 2002 года. Индрек Таранд покинул этот пост из-за скандальных разногласий с министром иностранных дел Кристиной Оюланд. Кристийна Оюланд на заседании кабинета правительства 16 июля 2002 года заявила, что Таранд применил по отношению к ней физическое насилие. Через неделю после этого Таранд был освобожден правительством от должности канцлера. В свою очередь, Таранд обвинил Оюланд в том, что она по национальности русская, так как дед Оюланд - по отцу русский, который жил в городе Луге Ленинградской области и, по мнению Таранда, русское происхождение лишало Оюланд права на представительство интересов эстонского народа. Оюланд была вынуждена сознаться, что у неё есть русские корни.

Через три года после этого скандала, в 2005 году, обнаружилось, что из МИДа пропали важные государственные документы, 4 из которых ранее находились в ведении Таранда. Кристийне Оюланд это скандал стоил министерского портфеля.

После ухода из МИД Таранд работал директором по персоналу Банка Эстонии, одновременно с этим занимаясь теле- и радиожурналистикой, а также печатаясь в СМИ. В это время Таранд вынашивал мысль создать гражданское движение, которое будет требовать исключения России из числа стран Большой восьмёрки, а заодно и разобраться с бывшими коммунистами. "Мы должны поддержать сенаторов (американских - ИА REGNUM) Либермана и Маккейна в их усилиях по выдавливанию России из Большой восьмёрки. В эту организацию должны входить страны, где уважают гражданские свободы, свободу бизнеса и печати, чему Россия совершенно не соответствует. О нашем движении услышат довольно скоро", - заявлял Таранд. Он был возмущён бытующим на Западе мнением о том, что Россия окончательно встала на путь демократизации. "России верить нельзя. Мой опыт и опыт моей семьи с русским медведем не позволяет согласиться с мнением, что Россия совершенно изменилась и стала для нас другом какого-то нового типа. Такие разговоры почему-то нравятся европейцам. Так пусть они и ведут их", - заключил Таранд.

Позже Таранд стал сотрудником министерства обороны Эстонии, занимая пост директора музея генерала Лайдонера. Деятельность Таранда стала причиной отставки и его нового начальника - министра обороны Яака Йыэрюйта - в 2005 году Индрек Таранд и главный редактор газеты KesKus Юку-Калле Райд, а так же ряд их сподвижников появились на футбольном матче в майках с надписью "Kommarid ahju!" которую наиболее верно перевести на русский как "Коммуняк в топку!" и с перечнем бывших коммунистов, которых необходимо лишить жизни излюбленным нацистами методом. В числе прочих, там было имя премьера Эстонии Андруса Ансипа и президента Арнольда Рюйтеля, а также нынешнего сторонника Таранда Эдгара Сависаара. По этому факту полицией против Таранда было возбуждено дело о проступке, которое закрыли на основании семиотической экспертизы, проведенной Тартуским университетом. Тартуские семиотики после более чем полугодового исследования пришли к выводу, что лозунг "Kommarid ahju!", напечатанный на футболках, в данном контексте нельзя считать разжигающим рознь. Тартуские семиотики приняли во внимание ситуацию, в которой майки распространялись, то есть атмосферу развлекательного мероприятия, и пришли к выводу, что нельзя их изготовление и открытую демонстрацию автоматически считать правонарушением. Эстонская полиция со своей стороны добавила комментарий о том, что в Эстонии состав правонарушения по статье о разжигании социальной розни есть только тогда, когда действие вызвало опасность для жизни человека, его здоровья или имущества.

С 2006 года Индрек Таранд, так же как и известный эстонский националист, бывший премьер Эстонии, а ныне министр обороны Март Лаар, бывший канцлер юстиции Эстонии Алар Йыкс, бывший канцлер министерства обороны Прийт Хейнсалу и ныне обвиняемый Россией в организации захвата судна Arctiс Sea основатель эстонских спецслужб Эйрик-Нейлес Крось начали свою работу в составе консультантов президента Грузии Михаила Саакашвили.

С 2007 года Индрек Таранд являлся официальным советником президента Грузии Михаила Саакашвили по политической реформе, при этом Индрек Таранд продолжал оставаться сотрудником министерства обороны Эстонии. По некоторым данным, именно Индрек Таранд, как имеющий опыт усмирения русских в Пригоравшее занялся выстраиванием стратегии Грузии по отношению к Южной Осетии и Абхазии. В частности известно, что он подготовил для правительства Грузии обзор испанского опыта по замирению Страны Басков. Таким образом Таранд является, как минимум, косвенным виновником юго-осетинской трагедии 2008 года.

Кстати после провала юго-осетинской авантюры Саакашвили Индрек Таранд стал организатором скандальной "спецгуманитарной миссии" эстонских отставных офицеров для поддержки режима Саакашвили. "Грузинам сейчас крайне необходимо, чтобы кроме словесной поддержки кто-нибудь пришел к ним на помощь и физически. - агитировал тогда Таранд. - Конечно, сотня эстонцев в камуфляжных штанах не могут нигде изменить ход событий, но они могут быть моральной поддержкой. Что с того, что они не будут представлять государства, а только себя, что с того, что у них нет огнестрельного оружия, а только лопаты, ломы и прочее оборудование для расчистки руин например, Тбилисского аэропорта".

В 2009 Индрек Таранд выдвигает себя независимым (беспартийным) кандидатом в депутаты Европейского парламента. Его участие в этих выборах стало самой крупной сенсацией за всю политическую историю Эстонии. Кандидат, не пользующийся поддержкой партийных структур, практически не имеющий средств на предвыборную агитацию в СМИ, получил из 397.118 голосов избирателей, участвовавших в выборах 102,5 тысяч голосов. То есть почти треть. Таранд победил в 14 из 17 избирательных округов. Список Центристской партии, победившей в этих выборах, истратившей в борьбе за евродепутатские кресла несколько миллионов долларов, получил лишь на тысячу голосов больше, чем один Индрек Таранд.

Предвыборная компания Таранда ознаменовалась одним примечательным штрихом - эстонские СМИ в восторге отмечали способность Таранда к политическому маневру, ссылаясь на то что однажды пришел на предвыборное собрание своих конкурентов, вопреки своему обыкновению трезвым, и, когда политические оппоненты его обвинили в алкоголизме, Таранд сумел предъявить данные экспертизы о том, что в его крови 0 промилле алкоголя.

Уже в составе Европарламента Индрек Таранд стал инициатором и соавтором Резолюции ЕП от 17 февраля 2011 "О верховенстве закона в РФ" и выступил с критикой министра внутренних дел Эстонии Марко Померанца, допустившего для эстонских высших чиновников возможность говорить на русском языке.

Резюмируя политический путь Таранда, стоит привести слова "пророссийского" мэра Таллина и личного друга российских государственных деятелей Эдгара Сависаара, сказанные о его новом политическом партнере: "мировоззрение Индрека Таранда многогранно, как и подобает главе государства".

Эстонский правозащитник и политический аналитик Сергей Середенко, комментируя перспективу, в лице Индрека Таранда предложенную Эдгаром Саввисаром своим избирателям, - в основном русскоязычному населению, - отметил, что, как нацист, Таранд - не самый выдающийся, хотя бы потому, что практически равнодушен к внешним атрибутам нацизма, на которые так реагируют прибалтийские антифашисты. Его конек - как раз популизм, без которого нацизм немыслим. Со всеми остальными концептами эстонского нацизма - "правовой преемственностью", "оккупацией", "восстановлением Эстонской Республики" и пр., - Таранд солидарен, и даже подчеркивает к случаю свою роль в "восстановлении".

Главный редактор журнала "Балтийский мир" Дмитрий Кондрашов отмечает, что выдвижение в президенты Эстонии от демонстрирующей "пророссийскость", Центристской партии воинствующего русофоба Индрека Таранда является патом всему внешнеполитическому российскому истеблешменту, в первую очередь, - Константину Косачеву, который лично снимался в рекламном ролике Эдгара Сависаара, призывая русских Эстонии голосовать за него. "Авторитет России настолько высок среди жителей Эстонии, что призыв функционера "партии Путина" среди русских Эстонии являлся самым важным аргументом при определении их политических пристрастий" - пояснил Кондрашов. По его мнению, Сависаар показал, как он ценит ту фору, которую ему давала Россия, в наивной надежде, что Центристская партия будет политически отстаивать интересы российских соотечественников, о чем говорят и многочисленные пресс-релизы партии "Единая Россия" о встречах с эстонскими центристами и заявления председателя Счётной палаты РФ Сергея Степашина о том, что у эстонских центристов существует программа поддержки русского населения Эстонии.

Кондрашов признает, что выдвижение Таранда уже внесло замешательство в ряды эстонской элиты, ранее импонировавшей ныне действующему президенту Ильвесу. Сегодня, по мнению эксперта, безусловность переизбрания Ильвеса на второй срок решением парламента Эстонии под вопросом. Как считает Кондрашов, Индреку Таранду, политический путь которого показывает, что за его популизмом всегда скрыт точный расчет, вполне по силам оттянуть от Ильвеса необходимые 9 голосов членов парламента, а во втором туре - в коллегии выборщиков - перевес Таранда будет подавляющим. "Вполне возможно, что, запутавшись в политических играх, Эдгар Сависаар открыл в Эстонии дверь для еще большего зла, чем является бывший "коммуняка" Андрус Ансип, который хотя бы внешнее остается в рамках права. С приходом в президенты Индрека Таранда Эстония может уже бесповоротно деформироваться во зло, от которого в небытие ушел эстонский поэт Юхан Вийдинг", - заявил главный редактор журнала "Балтийский мир".