Политические и экспертные круги пытаются предугадать исход предстоящей 24 июня в Казани встречи президентов России, Армении и Азербайджана, которая будет посвящена урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Вероятность принятия на этой встрече так называемых Мадридских или базовых принципов решения карабахской проблемы довольно высока. И дело даже не в том, что 26 мая в Довиле лидеры России, Франции и США - стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ - приняли заявление, в котором содержится четкая установка на неприемлемость затягивания процесса. "Дальнейшее затягивание только поставит под вопрос приверженность сторон достижению договоренности", - говорится в довильском документе. Гораздо более важно, что современная политика России нацелена на разрушение статус-кво вокруг Нагорного Карабаха. Именно в этом беспрецедентная особенность текущего момента.

Процессу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, который тянется последние двадцать лет с переменной динамикой и практически полной безрезультативностью, посвящено немало аналитических статей и материалов. Большинство экспертов, особенно западных, не без основания все эти годы утверждали, что Россия не заинтересована в изменении сложившегося по итогам войны статус-кво, поскольку это противоречит ее стратегическим интересам в черноморско-каспийском регионе. Собственно говоря, "консервационная" политика Москвы имела и продолжает иметь свою логику и преимущества. Если же учитывать, что на сохранение статус-кво в зоне карабахского конфликта работал и Иран, то реальных шансов сдвинуть проблему с мертвой точки не было ни у сторон, втянутых в конфликт, ни у Запада - главной стороны, заинтересованной в изменении баланса сил в регионе.

Очевидно, данный интерес Запада актуален и сегодня, поскольку законсервированный карабахский конфликт закрывает поле для военно-политического маневра в важном регионе, расположенном между двумя морями - Черным и Каспийским, а также между Ираном и Россией. В Москве и Тегеране это прекрасно понимали. Иранская сторона держит позицию неизменной, выступая против вмешательства нерегиональных игроков в карабахский процесс, а также против дислокации в зоне конфликта военного контингента с участием третьих стран. Что касается Москвы, то ее стратегия после августа 2008 года кардинальным образом изменилась.

Президент Дмитрий Медведев активно работает на ломку статус-кво и в этом можно убедиться, если внимательно следить за изменениями в переговорной стратегии Армении, а также тенденциями на армянском внутриполитическом поле. Необходимо констатировать, что Ереван в связи с трансформацией российской региональной политики оказался в непростой ситуации. Армения долгие годы работала на укрепление поствоенной реальности и сохранение статус-кво, исходя именно из того, что той же тактики придерживается и Россия. Сегодня ситуация переигрывается и, следовательно, армянской стороне приходится в достаточно оперативном режиме менять всю расстановку сил и приоритетов. Однако стоит разобраться в главном вопросе - кому же, на самом деле, выгодно разрушение статус-кво в зоне карабахского конфликта именно сегодня, и к каким последствиям это может привести?

В преддверии саммита в Казани президенты Армении и Азербайджана выступали с европейских трибун - Серж Саргсян на пленарной сессии ПАСЕ в Страсбурге, а Ильхам Алиев на брифингах с европейскими функционерами в Брюсселе. Заявления азербайджанского президента очевидным образом свидетельствуют о том, что главный интерес Баку состоит не в урегулировании проблемы как таковой, а именно в изменении статус-кво, то есть в пересмотре итогов войны, которые сложились не в пользу азербайджанской стороны. "Особенно обнадеживающими являются заявления лидеров стран Минской группы о том, что статус-кво неприемлем, он должен быть изменен...", - заявил президент Азербайджана на совместном брифинге с президентом ЕС Херманом ван Ромпеем в Брюсселе.

Тональность заявлений Сержа Саргсяна, озвученных в Страсбурге, совершенно иная: "Мы говорим о том, чтобы урегулировать конфликт путем взаимных уступок, но в случае с Арменией получается, что приходится идти на уступки тому, кто ждет удобного случая, чтобы открыть по нам огонь... Но даже в этих условиях мы, осознавая важность регионального развития и стабильности, безопасного будущего поколений, отправимся в Казань в ожидании прогресса", - заявил президент Армении. Между тем, армянские круги как раз и опасаются того, что изменение статус-кво в зоне конфликта решительным образом облегчит задачу того, кто "ждет удобного случая, чтобы открыть по нам огонь". В соответствии с Мадридскими принципами, армянской стороне придется вывести войска с буферной зоны (пояса безопасности) вокруг территории Нагорного Карабаха, который занят армянскими силами во время войны.

Таким образом, одним из последствий подписания Мадридских принципов станет постепенное разрушение оборонительных позиций вокруг Карабаха и отказ армянской стороны от стратегического преимущества на линии соприкосновения. Как ожидается, вслед за этим Турция и Азербайджан снимут транспортную блокаду Армении. В частности, Турция разблокирует армяно-турецкую границу и заработает железная дорога. Можно предположить, что в данном случае дивиденды получает армянская сторона. На самом же деле, с разблокированием армяно-турецкой границы и запуском железнодорожного сообщения интенсифицируется как раз связь между Азербайджаном и Турцией, окажется разблокированным Нахичевань. Более того, это вовсе не будет означать, что Азербайджан и Турция откажутся от проекта строительства обходной железной дороги по территории Грузии - Карс-Ахалкалаки-Баку. Наоборот, Азербайджан всячески интенсифицирует строительство этой магистрали. Таким образом, разблокирование Армении принесет реальные дивиденды Турции и Азербайджану, поскольку тем самым будет возобновлена железнодорожная связь между ними, и относительные дивиденды Армении, поскольку после запуска обходного маршрута, интенсивность грузоперевозок по армянской железной дороге будет контролироваться Баку и Анкарой. Политические и торгово-экономические отношения между Арменией и Турцией, которые будут (или не будут!) налажены после ломки статус-кво в карабахском регионе - предмет отдельного анализа.

Еще один пункт Мадридских принципов - возвращение беженцев и ВПЛ. Вот что по этой части заявил Ильхам Алиев все в том же брюссельском выступлении: "Мы ожидаем от армянской стороны конструктивного подхода в этих переговорах. И хотим, чтобы решение конфликта было найдено как можно скорее, что позволит сотням тысяч (в Карабахе сейчас проживает менее 100 тысяч армян - В.А.) азербайджанцев вернуться в свои дома после того, как наши земли будут освобождены от оккупации". В том, что Баку сделает все возможное для обеспечения массового переселения азербайджанцев на освобождаемую армянской стороной буферную зону - сомневаться не приходится. Более того, нет никакой гарантии, что вернувшись назад, азербайджанцы не выступят с исками против Армении и требованиями компенсировать ущерб, нанесенный оккупацией. Что касается возвращения армянских беженцев в Азербайджан, то это вряд ли произойдет в любой перспективе. Таким образом, пункт о возвращении беженцев работает в интересах Азербайджана.

Важный для армянской стороны вопрос статуса Нагорного Карабаха в Мадридских принципах размазан и лишен какой-либо конкретики. Речь идет о том, что НКР получит в первоначальный период некий неопределенный статус (отсутствие статуса), а по истечении некоторого периода здесь будет проведен новый референдум (в документе он означен как "волеизъявление"). Сроки и, самое главное, механизмы проведения этого акта до сих пор не уточнены и вряд ли будут определены по итогам встречи в Казани. То есть, обязательство вывода армянских войск прописано в базовых принципах четко, а механизмы определения статуса Нагорного Карабаха - нет. Между тем, в Армении полагают, что оптимальным вариантом для Еревана и Карабаха был бы вывод войск взамен на фиксацию статуса. В свою очередь в Баку однозначно заявляют, что исход любого нового референдума не может поставить под сомнение территориальную целостность страны. Более того, Конституция Азербайджана запрещает проведение подобного акта волеизъявления на части территории страны. Таким образом, сам факт замораживания вопроса статуса НКР также исходит из интересов Азербайджана.

Пункт об обеспечении безопасности НКР посредством миротворческой операции чреват серьезнейшим осложнением региональной военно-политической ситуации, поскольку сулит не только конкуренцию между теми, кто будет стремиться к военной дислокации в Закавказье, но и очевидным образом пошатнет приграничную безопасность Ирана. Об этом Тегеран заявляет довольно часто и максимально четко. Надо отметить, что ИРИ непосредственно граничит с зоной будущей миротворческой операции.

Несложно заметить, что изменение статус-кво в зоне карабахского конфликта чревато многими рисками и непрогнозируемыми сценариями развития. Тем не менее, ясно одно - ломка существующего статус-кво приведет к формированию нового расклада, нового статус-кво. Что получает в результате Россия, которая и выступает в роли главного посредника и, соответственно, несет всю полноту ответственности за изменение стратегического расклада сил?

Необходимо констатировать, что этап активизации России в карабахском вопросе наступил непосредственно после войны с Грузией в августе 2008 года. Как уже отмечалось выше, до этой войны (в период правления Владимира Путина) Россия работала на сохранение статус-кво в региональном масштабе - и вокруг Карабаха и в грузинских конфликтах. Война разрушила статус-кво в части региона - в зонах абхазского и югоосетинского конфликтов. В результате в российско-грузинских отношениях сложился новый статус-кво, который можно характеризовать шахматным термином "пат". Сообщения МИД Грузии последних дней изобилуют жесткими и откровенно враждебными формулировками об "оккупации" ее территорий и "террористической деятельности" России в регионе. В свою очередь МИД России уже несколько дней выражает "озабоченность" активными маневрами кораблей ВМС США у грузинского побережья. Очевидно, территория Грузии, ее политическая, экономическая и гуманитарная сферы полностью выведены из орбиты влияния Москвы. В свою очередь США заморозили грузинский вопрос, то есть зацементировали новый статус-кво, который и был истинной целью броска Саакашвили на Южную Осетию.

Сегодня можно лишь прогнозировать, каким будет новый статус-кво вокруг Карабаха, если при посредничестве Дмитрия Медведева в Казани будет заложен процесс изменения текущей расстановки. В случае разблокирования армяно-турецкой границы резко возрастет региональная активность Турции. Она будет развиваться, в том числе и в направлении реализации энергетических проектов. Неслучайно, параллельно с карабахским процессом, США, Турция и страны ЕС активно лоббируют проект строительства газопровода по дну Каспийского моря, который позволит прокачивать туркменский газ в систему NABUCCO. США в лице своего посла в Баку Мэтью Брайзы уже заявили, что готовы обеспечивать безопасность этой трубы, то есть усилить свое военное присутствие на Каспии.

Разблокирование Армении со стороны Турции может поставить под вопрос целесообразность присутствия российских пограничников на армяно-турецкой границе. По сути дела, мы можем стать свидетелями их вывода из этой зоны, как это уже произошло в случае с Таджикистаном. Сегодня таджикско-афганская граница обустраивается американцами и европейскими структурами. Разблокирование армяно-турецкой границы никоим образом не коснется России с экономической точки зрения, поскольку остается заблокированной со стороны Грузии абхазская железная дорога, то есть железнодорожной связи между Россией и Турцией не будет. Тот факт, что армянская железная дорога передана в управление РЖД также не сулит никаких выгод, поскольку, как уже было сказано, Азербайджан и Турция ведут активное строительство обходного коридора через Грузию. Единственное, на что может рассчитывать Россия, это экспорт электроэнергии с ее мощностей в Армении на турецкий рынок. Но эти перспективы по масштабам и объемам невозможно сопоставлять с геополитической значимостью вопроса.

Единственное объяснение переговорной активности Дмитрия Медведева - это желание избежать неминуемой войны в карабахской зоне, которая будет мгновенно перекинута турками и американцами обратно на Грузию и Россию. И появление американских боевых кораблей у грузинского побережья в преддверие казанской встречи - отнюдь не случайность. Вспомним, что в дни августовской войны турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган прибыл в Москву, откуда и озвучил турецкую инициативу "Кавказская платформа мира и безопасности". В русле этой платформы и действует сегодня Россия, поскольку осознает, что в случае нового регионального взрыва Турция может и не препятствовать вхождению американского военного флота в Черное море, как это было сделано в августе 2008 года. Маневры американского военного корабля "Monterey CG-6" в Батуми - показательный сигнал в этом плане.

Вероятно, Москва рассчитывает на участие в будущей миротворческой операции в карабахском регионе. Но и тут никаких гарантий у нее нет и быть не может. Резкое изменение стратегии России - с гаранта статус-кво в ее разрушителя - повлечет серьезные изменения политического ландшафта Армении. Диалог правящего класса с прозападной оппозицией - предвестник выхода Армении из-под влияния Москвы. Угрозы, которые актуализировала для Армении посредническая активность Медведева, потребуют от республики диверсификации системы обеспечения собственной безопасности. Очевидно, новый гарант будет востребован в тот момент, когда турецкая политическая элита заявит об открытии границы, а азербайджанская - придвинет войска и сформулирует новые претензии с новых стратегических позиций. Для России это будет означать, в первую очередь, потерю военно-политического, а затем и экономического влияния в Закавказье. Наряду с аналогичной стратегией Москвы в приднестровском урегулировании, формула "Абхазия и Южная Осетия взамен на Нагорный Карабах и Приднестровье" может обернуться для Москвы катастрофическим сужением и окончательной утратой оперативного контроля на всем пространстве СНГ.