Лейтмотивом интервью известного российского тележурналиста Максима Шевченко, которые он дал в Таллине русскоязычным СМИ и высказал на встрече в местном международном Импрессум-клубе, был совет местным русским: отказаться от борьбы (с позиций своего этноса) за свои права. Это было несколько странно слышать из уст именитости. Он - не просто тележурналист и эксперт, он - член Общественной палаты Российской Федерации. Четыре последних года оставался в числе первых обличителей Эстонии за ее рукотворную трагедию с "Бронзовым солдатом". Это он жестко выступает против неонацистских проявлений в Прибалтике. Это его в России сравнивают с высокопрофессиональным советским пропагандистом. Так что случилось? Сдается, что те, кто недоволен развитием России, но не ведает, как исправить положение, впадает в анархизм - отрицание всякой государственности и возвеличивание личности, его неограниченных свобод. Это - популизм. Вот и Максим Шевченко, лихо критикующий политические системы России и Эстонии, импонирует обездоленному обывателю своей ультра-левизной. Но что, же на самом деле, предлагает нам "левак" Максим Шевченко?

Ставка на "растворение" русских Эстонии

Шевченко - далеко не первый, кто в последние два года перезагрузки отношений России с Западом и в качестве "сопутствующего товара" - нормализации отношений со странами Прибалтики и Польши, приезжает в Эстонию призывать русскую общину "раствориться" в эстонском обществе. И соответственно - корректировать "азимут" умонастроений местных русских политиков, которые все еще продолжают, пусть из последних сил, но борьбу с уже привычным для Евросоюза, а теперь и России, межэтническим неравенством русских и русскоязычных жителей. Например, бывший советник-посланник российской дипмиссии в Таллине Вячеслав Тучнин более года назад вызвал сумятицу в умах российских соотечественников Эстонии тем, что заявлял о необходимости признания Россией "оккупации Эстонии Советским Союзом", указывал на то, что "российским соотечественникам, проживающим в Эстонии, необходимо смириться с этим и не мешать этому процессу".

А вот известный российский телеведущий в несколько завуалированной форме передал в общем-то тоже самое не в форме философствования и исторических дискуссий, а в качестве руководства к действу, но которое в итоге также ведет в тупик. Понимание диалога между эстонцами и русскими Максимом Шевченко четко изложено в интернет-портале www.rus.Delfi.ee: "Нас просто разделили и стравили друг с другом. Но пришло время это осознать. А вы пытались говорить с эстонцами? Говорить не об отношениях "русский - эстонец", не о 20-й дивизии СС - это бессмысленно. Надо говорить о политэкономии, о социологии, о политических задачах, о капитале, о праве человека. Надо создавать политические партии нового типа, в которых бы русские и эстонцы боролись за свои права. Чем отличаются интересы русских от интересов эстонцев? Ничем. Нас просто заставили думать, что это разные интересы".

Увы, это - взгляд издалека, не учитывающий реалии Эстонии. Формально здравое предложение московского эксперта, как показывает жизнь, ведет к "растворению" русских политиков в эстонских партиях, к отказу от борьбы за этническое равноправие. Этому способствует и то, что в Москве традиционно не приемлют самостоятельность местной русской политики и взглядов независимых русских политиков Эстонии. Более того, российские политологи часто закрывают глаза на то, как поддерживаемая в России Центристская партия Эстонии (по недоразумению признаваемая чуть ли не пророссийской) объявляет своими врагами немногочисленных независимых русских политиков Эстонии. К примеру, финансируя на льготных условиях предвыборную рекламу центристов, они позволяют себе (особенно на телеканале ПБК, в муниципальной газете "Столица") в лучшем случае игнорировать их, в худшем - клеветать на них.

Неожиданное "ноу-хау" русских политиков

Позиция Максима Шевченко это - концентрированное выражение позиции Кремля и МИД РФ. Это - и признание поражения России в решении на протяжении последних 20 лет "русского вопроса" в Прибалтике. Но утопичны и новые подходы, предлагаемые в рамках нормализации межгосударственных отношений между Россией и Эстонией. На первый взгляд это не так. Имевшее в прошлом некоторое влияние самостоятельное русское политическое движения давно подавлено властью, а также другом "Единой России" - Центристской партией, во главе с мэром Таллина, Эдгаром Сависааром.

Эта партия с самого начала восстановления независимости Эстонии стала единственной из всех национальных политических сил, которая не брезговала русским электоратом и русскими политиками, более того, сделала ставку на это. И сегодня не менее 80% избирателей этой партии - русские и русскоязычные жители Эстонии, которые потеряли веру в местных русских политиков, поскольку тех отторгли от реальной власти и потому не могут реально и в полную силу влиять на внутреннюю политику страны. Призывы центристов к нормализации отношений с Россией носят прагматический характер, в интересах исключительно самой Эстонии. Что естественно, но это не может не импонировать русскому населению. Но вот в русскости политики центристов - немало меркантилизма. В Эстонии ни для кого не секрет, что работа центристов с русским населением сводилась к нейтрализации ее протестного потенциала, а русских политиков-центристов и близко не подпускают к реальному руководству в партии и к большой политике, тем более в вопросах решения "русского вопроса".

Исключение составляет лишь последний год. Но главная заслуга в этом принадлежит не центристам и русским, входящим в эту партию. Перед парламентскими выборами весной этого года независимые русские политики, которых Максим Шевченко ошибочно упрекает в беспочвенном выяснении отношений с эстонцами, сумели поймать центристов, что говорится, "на живца". Центристы, которые сами пять лет назад во многом поспособствовали оживлению русофобской реформы гимназий с русским языком обучения (она должна завершиться 1 сентября этого года с переводом на эстонский язык обучения 60% предметов, то есть эстонизацией русскоязычного образования), "клюнули" на ловко подсунутую им идею - отстоять образования на русском в Эстонии. Новшество тут в том, что сами русские политики давно уже не могущие рассчитывать на административный ресурс, даже пропаганду своих идей в СМИ, а также на поддержку властей (даже там, где во власти были центристы), сумели перед парламентскими выборами навязать центристам то, что русским политикам объективно было не под силу.

Рано еще списывать русских политиков

Итак, русские политики, применив "на безрыбье" свое ноу-хау, сумели чужими руками придать новое дыхание реализации своей идеи защиты образования на русском языке. И не важно, что лавры достались центристам, зато дело сдвинулось с "мертвой точки". Русские центристы и после выборов продолжают будоражить общество и эстонскую элиту борьбой за право русских учиться на родном языке. Сегодня 16 таллинских и нарвских гимназий с русским языком обучения ждут решения правительства об удовлетворении поддержанных согласно закону местными органами власти (где депутатское большинство принадлежит центристам) ходатайств попечительских советов этих учебных заведений о сохранении обучения на русском языке.

Борьба разгорелась нешуточная. Министр образования и науки Яак Аавиксоо (бывший министр обороны Эстонии, один из авторов "бронзовых ночей" в апреле 2007 года в стране) снова заявил: послаблений не будет - гимназии с русским языком обучения должны подчиниться реформе! Такую уверенность министру подсказали сами русские центристы. Если независимые русские политики всегда однозначно стояли за сохранение основного и гимназического образования на русском языке и право родителей и гимназистов выбирать язык обучения, то центристы в свойственной им манере стали "вибрировать" и акцентировать не сам этот принцип, а неготовность гимназий к реформе - обучению на эстонском языке. И не зря министерство образования и науки, а также политики и эстонские СМИ, тут же ухватились за это - мол, центристы не против реформы, они хотят ее отсрочить. И чтобы центристы не остановились на полпути, как раз и понадобятся т.н. маргинальные, независимые русские политики. Ибо они однозначно стоят за сохранение образования на русском языке, считают отсрочки эстонизации двурушничеством, имитацией борьбы.

Независимые русские политики не преувеличивают и роль сегодняшних "процентристских" попечительских советов. Да, по закону только они вправе ходатайствовать перед властью о языке обучения в гимназиях, но сама проблема шире, она касается не только сегодняшних гимназистов и их родителей, а все неэстонское население. Для независимых русских политиков - это фундаментальная проблема всей русской общины на многие годы вперед. В отличие от русских центристов русские политики-"маргиналы" не побоятся полу-полицейского государства и будут проводить работу с массами - сбор подписей за сохранение образования на русском языке, а также пикеты и митинги. Ведь очевидно, что без массового, в рамках закона, выражения народной воли нынешняя национал-либеральная власть не уступит прогрессивно мыслящим центристам и социал-демократам.

Так что рано ставить крест на самостоятельной русской политике в Эстонии и видеть панацею в отдающем маниловщиной призыве уже сегодня слиться в экстазе с эстонскими политиками в успешном решении позорного для Эстонии "русского вопроса".

Диалог возможен лишь между равноправными

Но если даже согласиться, что деятельность независимых русских политиков имеет "нулевой эффект", то предлагаемая МИД РФ и Максимом Шевченко идея межэтнической "конвергенции" также не спасет положения. Потому что, по сути, они предлагают реанимировать многолетнюю государственную программу интеграции русского населения в эстонское общество, полный провал которой признала эстонская политэлита. Увы, пока сбываются предположения, что русские центристы все же скорее имитируют борьбу в защиту образования на русском языке - нет сигналов о том, что они пойдут до конца. Или после 1 сентября будут вести, опять же на публику, шумные "арьергардные бои" до предстоящих через два года местных выборов. Ведь и в феврале 2007 года они клялись избирателям, что отстоят Солдата-освободителя ("Бронзового солдата"), хотя сразу после состоявшихся через месяц парламентских выборов, как выяснилось чуть позже, все парламентские партии уже достигли консенсуса о недопустимости нахождения в центре Таллина "Бронзового солдата" и захоронений погибших в 1944 году советских солдат.

Короче, преждевременно рассчитывать на то, что успех гарантируют только политические партии нового типа, в которых бы русские и эстонцы совместно боролись за свои права. Потому что на сегодня у русских один путь в эстонской политике - вступать в эстонскую партию и быть там балластом или видимостью русского представительства. Это утверждает публично и еще циничнее генсек Центристской партии Прийт Тообал. И как можно надеяться на "политические партии нового типа, в которых бы русские и эстонцы боролись за свои права", если даже социально ориентированные центристы и социал-демократы говорят о межэтническом неравноправии только перед выборами. На последних парламентских выборах ни у одной партии, кроме "Русской сборной", не было программных положений о дискриминации русских, о ее преодолении! А ведь дискриминацию, пусть с оговорками, но признает даже проправительственная аналитическая фирма Praxis. Некоторые русские кандидаты в депутаты - центристы и социал-демократы вещали о гендерном неравноправии, но, ни слова, об этническом. Даже представители Объединенной Левой партии Эстонии, участвовавшие в выборах по спискам проигравшей Народной партии, сознательно "забыли" об этом напрочь!

И это притом, что в Эстонии в разы отличается безработица между эстонцами и русскими в пользу первых. Что среди эстонцев, по сравнению с неэстонцами, более чем в два раза выше уровень высшего образования, также в два раза ниже, чем у эстонских сверстников, у русских возможности карьерного роста (даже при перфектном владении эстонским языком). Средняя зарплата русского на треть меньше, чему эстонца. А что говорить о политическом бесправии?! Только один неэстонец из трех имеет право голосовать на парламентских выборах...

Несовместимые эстонский "болт" и русская "гайка"

Все это - известные факты. Их нельзя не знать. Но коль так, то спрашивается, какой в принципе может быть диалог, тем более равноправный, между эстонцами и русскими, если первые во многом живут за счет вторых? Это диалог между сытым и голодным. Именно последнее объясняет, почему Эстония так безропотно переносит тяготы мирового кризиса и перехода на евро (страшные урезания социальных статей госбюджета) и за что ее так бурно хвалят на Западе. Ведь основной удар приняло на себя русское население. О какой там "политэкономии, социологии, политических задачах, капитале, праве человека" можно говорить с эстонским политиком, если он заведомо считает "второсортным"?

И как тогда можно столь вульгарно заявлять о сходстве интересов простых русских и эстонцев? Максим Шевченко: "Чем отличаются интересы русских от интересов эстонцев? Ничем. Нас просто заставили думать, что это разные интересы". Нет, русских и русскоязычных Эстонии не заставили думать, что у них разные с эстонцами интересы. Они на самом деле разные! В этом и беда. И это считает нормальным далеко не только элита, но с годами уже и большинство эстонцев. Это подтверждают и результаты выборов! Эстонцы голосуют за правых, которые снова и снова оказываются во власти. Дело не только в комплексах национальной неполноценности, когда в силу специфичной и незавидной истории эстонского народа сегодня эстонцы возомнили себя не только современными "баронами", но видят в русских своих "холопов". Стремясь к реваншу за всю многовековую несправедливость в отношении них самих, новая эстонская элита (и это далеко не чиновничество с советским номенклатурным мировоззрением, как считает Максим Шевченко) считает себя, чуть ли, не "пупом Земли" (maailmanaba). А еще и непогрешимыми даже в национальном унижении трети населения страны, хотя сами испытывали его в течение многих веков.

Эстонцев и неэстонцев и объективно разделяет многое. Есть позиции, когда можно говорить и о несовместимости. И потому, если Максим Шевченко, как и МИД РФ полагают, что, образно говоря, на эстонский "болт" с дюймовой резьбой можно без проблем накрутить русскую "гайку" с метрической, то это от недостаточных знаний. Впрочем, нет! В российской традиции и это можно сделать, но обязательно через колено. А, значит, непригодными станут и болт, и гайка. Это кому-то нужно? Верхоглядством веет и от сентенции Шевченко, адресованной русским Эстонии: "А вы пытались говорить с эстонцами? Говорить не об отношениях "русский - эстонец", не о 20-й дивизии СС - это бессмысленно". Русские политики не только пытались, но неоднократно все последние 20 лет говорили и говорят с эстонской стороной, причем обо ВСЕМ. И, как правило, как об стенку горох. Или в диалоге просто отказывали.

По мнению эстонской элиты, общий язык возможен в том случае, если русские полностью примут провинциальное мировоззрение сегодняшнего эстонского общества, совершенно противоположную русскому ментальность эстонца, а также откажутся от православия и признают "советскую оккупацию", постоянно публично каясь за многовековые "грехи" России перед Эстонией.

Простые эстонцы и русские друг другу не враги

Где реальный выход? Первое - это внешнее воздействие, но Запад, в том числе Евросоюз, а теперь и Россию, вполне устраивает эстонское государство-"недоросль", то есть такое, какое оно есть, а молчание (после жесточайшего подавления апрельского бунта) русского и русскоязычного населения воспринимается, чуть ли не как его удовлетворенность своим неравноправием. И еще один вариант, который уже много лет предлагают местные русские политики. Это цивилизованная сегрегация, как собственно и жили в советское время две обособленные, но рядом живущие языковые общины, но при условии, что все живут по единым законам и все жители - граждане единого государства. Увы, Эстония от последнего отказалась. Когда Максим Шевченко говорит: "Нас просто разделили и стравили друг с другом. Но пришло время это осознать". Поразительно, да неэстонское население, особенно русские, осознаёт это уже 20 лет! Осознать все это должны как раз эстонская политическая элита, национальная интеллигенция и бизнес круги. Очевидна искусственность предложенного искренним доброхотом Максимом Шевченко решения "русского вопроса". Вот он считает надуманными страхи эстонцев перед Россией. Конечно, нынешняя власть страстно подогревает их и правдами, больше - неправдами. И все же игнорировать этот страх - выказывать неглубокое знание Эстонии.

Не прибавляет убедительности и заигрывание с эстонской аудиторией. Принципиально и смело высказываясь об эстонском государстве и его политике, известный тележурналист назвал свои три символа Эстонии - это ее уроженец, Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Герой Советского Союза, преследовавшийся вплоть до его смерти эстонскими властями Арнольд Мери и его двоюродный брат - покойный президент Эстонии Леннарт Мери. Последнего Шевченко хоть и назвал идейным врагом, но говорил о нем в Импрессум-клубе с почтением и даже упоением, особо подчеркивая интеллект "символа". Но именно этот, безусловно, образованнейший, но националист Леннарт Мери, так много сделавший для восстановления независимости Эстонии, заложил в ее фундамент мерзкий узел противоречий и проблем, которые аукаются эстонскому обществу уже много лет и аукнутся еще в будущем. И которые "за кадром" осуждал сам Максим Шевченко. Ведь это президент Мери расколол эстонскую интеллигенцию на "красных" и "сине-черно-белых", это он был идеологом моноэтнизма Эстонского государства и общества.

Так что предложения Максима Шевченко и новая соотечественная политика МИД РФ пригодны только в том случае, если Эстония громко признала хотя бы необходимость перехода к гражданскому обществу, разумеется, для всех ее жителей. А так мы имеем дело с пошлым предложением русскому обывателю-потребителю добровольно ассимилироваться и стать европейским бюргером, который с опаской, а то и с презрением относится к России (каковых и среди русских Эстонии уже предостаточно). Поэтому остается верить в чудо. Например, в то, что в Кремле изобрели невероятные способы скорого превращения Эстонии в цивилизованную европейскую страну.

P.S. На вопрос главного редактора www.rus.Delfi.ee Елены Петуховой "Что же мешает Эстонии и России стать друзьями?" Максим Шевченко ответил: "Таллин был местом, через которое в Европу, как через черную дыру уходили нелегально нефть, нефтепродукты, металлы, цветные металлы и так далее. Заметьте, чем хуже были отношения между так называемыми государствами, которые на самом деле являются ничем иным, как вотчинами бюрократий, чем хуже были отношения в информационной плоскости, тем, поверьте, теснее были разного рода гешефты и сговоры между криминально-политическими элитами. Мы в России знаем эти имена, в том числе, депутатов от "Единой России", которые являются здесь владельцами крупной недвижимости. Я напомню, что в связи со скандалом вокруг Бронзового солдата были озвучены многие имена, в том числе, российских чиновников, имевших крупный бизнес в Эстонии. И мы очень хорошо знаем имена тех, кто вкладывался в ухудшение отношений между народами и на этом фоне делал свои крупные финансовые коррупционные сделки. За время так называемых плохих отношений между Россией и Эстонией нажиты не миллионы, а миллиарды долларов".

Убедительно! Но парадокс в том, что нормализация отношений между Россией и Эстонией сегодня, то есть при сохранении дискриминации местных русских, теперь уже выгодна наследникам легализовавших на сегодня свой бизнес обеих "криминально-политических элит". Может быть, это и в интересах обоих государств. Но это никак не выгодно русскому населению Эстонии. Спрашивается, отчего новая политика России в отношении своих соотечественников, ко всему нынешнему 350-тысячному местному русскому населению, которое до сих пор было заложником восстановленной эстонской независимости, приводит к тому, что русские люди, теперь становятся еще и заложниками странной нормализации российско-эстонских отношений?