Андрей Ганжа: Украина: революционная ситуация и социальное лобби
В апреле произошла перепалка. Все началось с того, что
Но медиа-перестрелка получилась какая-то вялая. На первых порах в дискуссию активно включились такие "самураи власти", как М.Чечетов и В.Колесниченко, но очень быстро сникли. Хотя проблема была поднята очень интересная - о значении организаций гражданского общества (а фонд "Возрождение", безусловно, является элементом такового) в условиях формирующейся революционной ситуации в стране (в наличии каковой уже нет сомнений). А, следовательно - об украинском гражданском обществе как таковом.
С точки зрения сухого академизма, гражданское общество не может не быть задействованным в любой революционной ситуации, потому что оно основной и объект, и субъект грядущих событий. Ведь в теории "гражданское общество" - это совокупность отношений социальных групп, реализуемые вне сферы деятельности государства. Иными словами - то, к чему государство должно иметь минимальное отношение. И что является противовесом неизбежным в любом обществе авторитарным устремлениям политических лидеров. Но таких форм оно достигло в относительно небольшом количестве постиндустриальных стран, самоопределяющиеся как "демократические", где специфика исторического развития (или историческое счастье) привело к формированию какой-никакой, но особой морали политической элиты. Где недовольство политиком, артикулированное (озвученное) организациями граждан, чаще всего приводит к его либо отставке, либо к концу политической карьеры. Например, министр обороны Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг слетел со своего места за обычный плагиат в диссертации.
Во всех остальных случаях, в условиях авторитарных или тоталитарных режимов, гражданское общество является либо объектом силового подавления со стороны государства, либо находится в состоянии перманентного "поглощения" государственной властью. Как, например, на Украине, где покупаются и диссертации, и дипломы о высшем образовании. Здесь в течение последних лет, характеризующихся вакханалией непрерывных выборов, гражданское общество практически исчезло. Ведь организации гражданского общества существуют не как сухая теория, а как сложная, динамичная и постоянно меняющаяся совокупность организаций, созданных гражданами по своей инициативе и, в теории, на свои средства. Называться они могут по разному: "некоммерческие организации", "общественные организации", "третий сектор" или, чаще всего, "неправительственные организации" (НПО). Множественность названий не меняет сути. Это все субъекты, независимые от государственной и местной администрации, не относящиеся к сектору государственных финансов и не действующие с целью получения прибыли. Но опять только в теории.
На практике же, особенно в последние годы, любая организация на Украине, даже если она и не насчитывает в своем составе хотя бы сколь-нибудь значительное число членов, становится объектом пристального внимания политических сил (и властных, и оппозиционных).
А законодательство, регулирующее деятельность этих, теоретически независимых, групп достаточно быстро превращается в анархические джунгли, из которых торчат не "уши" Сороса, как наивно полагал Александр Ефремов, а "оптический прицел" Госдепартамента США.
Судите сами.
Что в правовом поле Украины является наиболее эффективным оружием для мобилизации электората страны? Очевидно, закон об общественных организациях (он позволяет народу почувствовать себя носителем давно украденной у него верховной власти) и закон о благотворительности, позволяющий этот народ подкупать (вспомним гречку и мерзлые куриные тушки, обеспечившие Черновецкому кресло киевского градоначальника).
И что интересно: для продавливания, лоббирования, адвокатирования (по выбору) именно этих законов на Украине была создана очень мощная группа, в составе которой такие известные (и не бедные) организации, как
Но не создают и не сглаживают. Более того, даже не несут расходов в процессе лоббирования. Тогда возникает вопрос: кто удерживает эту стаю товарищей? Кто платит? Хотя лица, упомянутые выше, сами по себе не вызывают ассоциаций с нищетой и безденежьем...
На сайте, посвященном адвокатированию закона о благотворительности (http://charitylaw.org.ua/) есть очень милая сноска: "Сайт создан в рамках проекта "Объединяемся ради реформ (UNITER)", который финансируется Агентством США по Международному развитию (
Потому что Агентство США по Международному Развитию (United States Agency for International Development, USAID) - это заявленное пусть и независимое агентство, но все-таки агентство федерального правительства США. Администратор Агентства и его заместитель назначаются Президентом с согласия Сената и действуют в координации с Госсекретарём США. На финансирование программ этой организации ежегодно выделяется около 1% федерального бюджета США. Поэтому утверждение, что "Содержание сайта не обязательно отражает точку зрения правительства США", почему-то не вызывает доверия.
Может ли кто-либо, будучи в здравом уме, предположить, что страна отдает один процент своего бюджета, и при этом - не формулирует цели, на которые направлено освоение этих средств?
Совершенно идентичная ситуация и в адвокатировании закона об общественных организациях. Только там иной ведущий. Соответствующий сайт (http://gromzakon.org.ua/) создан благодаря "общей поддержке Министерства иностранных дел Дании и проекта ООН "Развитие гражданского общества". Хотя: где Украина и где она - та Дания?
Нельзя не отметить, что некоторые гуманистические программы международных донорских организаций, в том числе и USAID, не могут не вызывать искреннее восхищение. Но то, что проталкивается как изменения в действующее законодательство, порой может вызывать только оторопь. Возьму только два примера, по одному из каждого предлагаемого правового решения.
В статье третьей предлагаемого Закона "Об общественных организациях" (уже прошедшего первое чтение в Раде) исчез запрет пропаганды фашизма и неофашизма, прямо запрещенный пока действующим Законом "Об объединениях граждан", принятого
В соответствии со статьей 8 учредителями общественной организации могут быть лица, достигшие 14 лет (в предыдущем законе - 18-ти).
В соответствии со статьей 17, "общественные организации без статуса юридического лица прекращают свою деятельность путем самороспуска на основании решения их членов".
Теперь представим себе сценарий возможного события: некая политическая сила создает общественные организации с тремя 14-летними учредителями (не подлежащими уголовному преследованию). Проводит мощную кампанию по пропаганде идей Гитлера, Муссолини, Антонеску, Салаши, Ле Пена и иных специалистов экстремального решения национальных проблем (деятельность, не запрещенная законом) и одномоментно исчезает (в строгом соответствии с законом и решением трех очень юных политиков).
Подлежит ли такая акция правовому преследованию? В соответствии с предлагаемым законом - нет. И повторять ее можно бесконечное количество раз - в строгом соответствии с заветами блестящего политтехнолога, доктора Иозефа Геббельса: "Многократно повторенная ложь в сознании масс становится истиной".
Это в политической деятельности. А какой простор открывается в экономике. "Малолетняя" общественная организация - незаконная финансовая транзакция - быстрое расформирование только по решению учредителей. Что может быть удобнее для финансовых махинаций и увода денег от контролирующих органов?
Что же до Закона "О благотворительности и благотворительных организациях", проект которого предложен в парламент, то он поставил в недоумение не только меня, но и экспертов Верховной Рады. Ну, например, пункт 1, статьи 3 гласит: "Цели благотворительной деятельности - содействие признанию, осуществлению или защите прав, свобод и законных интересов бенефициариев...". Но ведь целью благотворительности всегда было некоторое социальное улучшение посредством добродеяния. В данном случае, во главу угла всего закона ставится не процесс добродеяния (как в действующем Законе 1997 года), а права участников процесса. Даже юристы Главного научно-экспертного управления Рады заметили, что в статье фактически определяются не цели, а сферы благотворительной деятельности.
Так вот, как только среди этих целей и сфер появятся соображения политической целесообразности (а им сейчас подчинено все), то основным выгодополучателем сразу окажется не бенефициарий (получатель помощи), а благотворитель, выдвигающий свои условия оказания помощи. И гарантий того, что эти условия не будут носить политического характера - нет никакой.
Все дальнейшее - из области политтехнологических версий, но именно политической подоплекой указанных законов легче всего объяснить их активное лоббирование столь разновекторными политическими персонажами, но объединенными на сайтах, фиансируемых USAID и МИДом Дании.
Этим же можно объяснить и тот факт, что спорный и дестабилизирующий законопроект об общественных организациях был подан в Парламент за первой подписью депутата от Партии Регионов
Социальная депрессия в Украине и все меньшее участие избирателей в голосованиях создают проблему с легитимацией власти. Создание все новых организаций, берущих на себя функцию "гласа народа", выгодно всем участникам дележки пирога политической власти и претендентам на участие в этой дележке. То есть, если нет возможности заручиться реальной легитимацией, её необходимо сделать виртуальной. А потом признать эти виртуальные результаты демократическим выбором народа Украины.
Отсюда - вывод. Поскольку единственное, что сейчас заботит власть - это выборы-2012, то любое действие в направлении активизации электоральных масс (пусть даже виртуальной), заточен именно на результат выборов. Это вполне естественно. Но насколько естественным является факт модерации этих действий государственными структурами США и Королевства Дании - это каждый должен решать для себя сам.